АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модель междисциплинарных связей

Читайте также:
  1. C) екі факторлы модель
  2. GAP модель: (модель разрывов)
  3. Автокорреляция в остатках. Модель Дарбина – Уотсона
  4. Автономні інвестиції. Чинники автономних інвестицій: технічний прогрес, рівень забезпеченості основним капіталом, податки на підприємців, ділові очікування. Модель акселератора.
  5. Аддитивная модель временного ряда
  6. Академіна модель освіти
  7. Американская модель
  8. Американская модель управления.
  9. Анализ деловой активности предприятия. Факторная модель Дюпон.
  10. Базовая модель экономического равновесия и механизм его восстановления
  11. Безработное населенние. Уровень безработицы. Основные формы безработицы. Закон Ойкена. Хистерезис как модель объяснения перманентной и длительной безработицы.
  12. Бел модель перехода к рынку и ее основные черты. Гос-ые программы соц-эконом развития.

 

Разделы программы предмета «Мастерство актёра»   Разделы программы предмета «Сценическая речь»
I семестр
Задача семестра - подготовить речевой аппарат студента к рождению слова. Студенты действуют на сцене «от себя» - «я» в предлагаемых обстоятельствах. Все упражнения и этюды проходят без слов - в усло­виях «органического молчания».
Сценическое внимание   Выявление индивидуальных речевых недостатков студентов  
Освобождение мышц Снятие мышечных зажимов
Воображение и фантазия   Нахождение, укрепление и активизация мышц дыхательно-голосовой опоры  
Предлагаемые обстоятельства   Воспитание начальных навыков фонации
Упражнения на память физических действий Работа по нахождению и использова­нию резонаторов  
Физическое самочувствие Перемена отношения к предмету   «Вывод звука»
Перемена отношения к месту действия Установка гласных и согласных звуков  
Оценка факта   Нормы литературного языка Отличия устной и письменной речи
Перемена отношения к парт­неру   Отличия устной и письменной речи  
Этюды на общение в услови­ях «органического молчания»   Упражнения на закрепление получен­ных навыков на основе словесного действия  
II семестр  
Показ самостоятельных от­рывков Продолжение работы над укреплением мышц дыхательно-голосовой опоры
Упражнения и этюды на об­щение со словами Дыхание в речи
  Дыхание в движении Нахождение и укрепление голосового центра (в групповом и индивидуаль­ном варианте)  
Рождение слова на сцене Контроль педагогов по мас­терству актёра и сценической речи за использованием на­выков, полученных на заня­тиях по сценической речи в I семестре «Посыл» звука Развитие диапазона голоса Завершение установки согласных зву­ков Дальнейшая работа над исправлением индивидуальных речевых недостатков на материале скороговорок Понятие темпа и ритма речи Удержание и смена темпо-ритма речи Совершенствование норм произноше­ния Понятие мелодики русского языка Упражнения, направленные на закреп­ление полученных навыков.  
III семестр  
Наблюдения за людьми, за животными, упражнения на фантазию Проверка полученных ранее навыков  
Профнавыки - упражнения на приобретение профессиональных умений Составление индивидуальной размин­ки с учетом сложностей речевого ап­парата каждого студента
Этюды к образу Характерность речи
Контроль сценической речи студентов с учетом пройден- ного речевого материала. Применение раздела «Харак­терность речи» в упражнени­ях и этюдах на занятиях по мастерству актёра.   Логика речи Чтение с листа
IV семестр
Педагогические отрывки   Самостоятельные отрывки Совершенствование речевых навыков каждого студента и использование их на занятиях по мастерству актёра. Индивидуальные и групповые размин­ки по всем разделам предмета   Стихосложение

 



Задачи второго года обучения сценической речи заключаются:

• в автоматизации навыков по разделам «техники речи» и свободном использовании их на занятиях по мастерству актёра;

• в составлении индивидуальной разминки, задача которой состоит в том, чтобы уметь самостоятельно подготовить свой речевой аппарат к звучанию;

• в освоении действенного анализа прозаического и поэтического

текста.

Для осуществления предложенной временной взаимосвязи двух предметов необходим поэтапный контроль и мотивация методики и ме­тодологии профессионального обучения. Основные, обязательные этапы контроля речи студентов на занятиях и показах по мастерству актёра:

• самостоятельные отрывки - март - второй семестр

• переход от этюдов на «органическое молчание» к этюдам «с импровизированным текстом» - занятия, прогоны и экзамен второго семестра;

• раздел «наблюдения» - июнь - второй семестр, октябрь - третий

семестр;

• раздел «этюды к образу» - занятия, прогоны и зачёт третьего

семестра;

• самостоятельные отрывки - март - четвёртый семестр;

Стр. 20

• педагогические отрывки - репетиции, прогоны и экзамен чет­вёртого семестра.

Преподаватель по речи обязан посещать занятия по мастерству актё­ра, прогоны и экзамены, проводимые кафедрой «Мастерство актёра». Во время показа преподаватель подробнейшим образом записывает замеча­ния по всем разделам предмета, чтобы после основного разбора, прово­димого художественным руководителем курса, сделать студентам курса индивидуальные замечания, которые касаются их речи.

В дальнейшем, на старших курсах роль педагога по речи может при­обрести еще большее значение. Его участие в педагогических отрывках, заявках на спектакли, работа со стихотворной драмой, монологом, рече­вой характерностью может облегчить репетиции педагогам по мастерст­ву актёра и режиссёрам дипломных спектаклей.

В программе по мастерству актёра Театрального института им. Б. Щукина (А.Г. Буров, П.Е.Любимцев. Мастерство актёра... ) существует несколько принципиальных положений, которые отличают её от про­грамм по данной дисциплине в других творческих вузах. Одно из таких положений гласит: «Принципиальное положение работы кафедры мас­терства актёра заключается в том, что мы категорически отвергаем сис­тему «мастерских». Реализация программы... осуществляется усилиями всей кафедры на каждом курсе и на любом этапе обучения».

Б.Е. Захава, много лет руководивший институтом, пишет: «Нужно каждого воспитанника Школы поставить, так сказать, под перекрёстный огонь различных педагогических воздействий разных преподавательских индивидуальностей».

На кафедре сценической речи Театрального института имени Б. Щу­кина в течение последних десятилетий существовала следующая практи­ка преподавания предмета. Курс (примерно 30-40 человек) делился на две группы, каждую из которых вёл отдельный педагог. Он проводил групповые и индивидуальные занятия только в своей группе. В результа­те курс, представляющий собой единый организм, фактически был раз­делён на две части по принципу «мастерских», в том числе зачёты и эк­замены по сценической речи группы студентов сдавали и оценивались кафедрой отдельно друг от друга.

Начиная с 1999 года, автором совместно с профессором кафедры «Сценической речи» Театрального института имени Б. Щукина М.П. Оссовской было предложено перейти на принятую, на кафедре

Стр. 21

«Мастерство актёра» систему преподавания, при которой занятия на курсе про­водились бы двумя преподавателями параллельно. При этом сохраняется единая программа, учебный план и методика преподавания предмета «Сценическая речь».

На курсе (первый и второй год обучения) работают два преподава­теля, поочередно ведущие занятия в каждой группе. При этом текущий материал делится на разделы, например, теория орфоэпии - первый в обеих группах, теория дикции - второй в обеих группах, практические занятия по обоим разделам оба преподавателя ведут поочередно.

Соответственно зачёты и экзамены принимались кафедрой у всего курса в целом. При таком варианте занятий студент имеет возможность более полного освоения предмета, так как:

• педагоги работают по одной методике, но пользуются различными методическими приёмами;

• студенты имеют возможность получить более объёмное представление о предмете;

• каждый педагог привносит свой человеческий и профессиональный опыт: знание театральных традиций, культуру общения, интеллект и т.п.;

• различие педагогических индивидуальностей подразумевает разнообразие упражнений, отличие в подборе литературного материала и его сценического решения;

• наличие нескольких педагогов облегчает психологическую адаптацию студентов при переходе от среднего к профессиональному образованию;

• увеличиваются возможности многостороннего развития студента.

Из этого следует, что предложенная и проверенная система обуче­ния подтверждает и продолжает традиции Вахтанговской школы, а по­лученные результаты направлены на главную цель обучения - воспита­ние и формирование личности студента, его творческой, сценической индивидуальности. Данная система обучения получила одобрение и поддержку кафедры, и многие преподаватели стали её использовать в своей практике.

Стр. 22

Задание:

- Внимательно изучите учебные программы по предметам «Мастерство актера» и «Сценическая речь» (см. список рекомендуемой литературы).

- Обоснуйте целесообразность системы обучения в Вахтанговской школе.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)