АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы, методы и достижения эдиционно-текстологической деятельности в России 2-й пол. XVIII – н. XIX вв. (С.Ф. Наковальников, Дамаскин, Н.И. Новиков, П.П. Бекетов и др.)

Читайте также:
  1. B. Нарушение эритропоэза, связанное с угнетением деятельности костного мозга
  2. I. ФАР 83,74 - кдж/см.кв (Рассчётная цифра Ц/России)
  3. II раздел. Расчет эффективности производственно-финансовой деятельности
  4. II. Достижения и успехи, учитываемые в формировании информационной базы «Золотой фонд студентов»
  5. II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
  6. II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
  7. II. Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
  8. II. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
  9. III. Методы оценки функции почек
  10. III. Организация деятельности
  11. III. Ценности практической методики. Методы исследования.
  12. IV. Методы коррекции повреждений

Текстология как область практической деятельности и филологическая наука.

Термин «текстология» появился ок. серед. 30-х гг. ХХ в. был введен Б.В. Томашевским в 1926-27 гг. Одни ученые определяют текстологию только как систему приемов и методов установления текстов древних памятников, произведений фольклора, богословской литературы, исторических документов, нахождения нескольких источников их текста, другие как задачу поиска и установления первого, наиболее раннего, текста, третьи как вспомогательную историко-филологическую дисциплину, изучающую историю возникновения и судьбу текстов художественных и других произведений, четвертые только как литературоведческую дисциплину, изучающую произведения письменности, литературы и фольклора в целях проверки организации их текстов для дальнейшей интерпретации. Текстология – отрасль филологии, область эдиционной деятельности, реализуемой с целью установления и распространения в обществе научно установленных текстов классических произведений, воспроизведения и описания истории их создания, издания, функционирования в словесности (медиевистическая текстология) или литературе (текстология новой литературы), т.е. в рукописном и печатном виде, рукописной книге или в печатном книжном издании. Таким образом, по мнению исследователей, текстология принадлежит к числу дисциплин, придающих фактографическую, эмпирическую надежность литературоведению, она органически связана с такими разделами последней, как теория и история литературы и составляет их источниковедческую базу. В помощь текстологии привлекаются другие вспомогательные дисциплины: библиография; источниковедение, палеография, герменевтика и др. Благодаря работе текстологов меняются, уточняются представления о писателях, их творчество понимается в значительной мере по-новому, например, благодаря текстологическим исследованиям были внесены существенные коррективы в интерпретацию творчества многих русских писателей, открыты неизвестные прежде страницы А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова и др. классиков. В настоящее время текстологи помогают литературоведам открывать писателей русского зарубежья, возвращать их творчество нашим соотечественникам. Практические задачи издания текста обуславливают постановку таких проблем, как установление канонического текста произведения, подлежащего печатанию во всех изданиях, путем критической проверки и исправления имеющихся вариантов, редакций; подготовка справочного аппарата, комментирование, определение состава и композиции изданий разных видов, т.е. текстология выступает как некая «инструкция по изданию».

 

Принципы, методы и достижения эдиционно-текстологической деятельности в России 2-й пол. XVIII – н. XIX вв. (С.Ф. Наковальников, Дамаскин, Н.И. Новиков, П.П. Бекетов и др.).

Зарождение отечественной текстологии, не считавшейся тогда наукой, не ставившей вопросов об объекте, предмете, целях и методах, сначала как чисто практической деятельности, связанной с подготовкой к публикации текстов профессиональных и непрофессиональных, коллективных авторов, текстов, наглядно демонстрирующих вариативность произведений коллективных авторов и противоречивость авторской воли у профессиональных авторов, происходит с середины 18 в., что связано с общими процессами в культурной жизни общества.

Первые издания светских произведений осуществлялись, как правило, самими авторами. Проблема выбора основного текста не стояла, зато актуальным был вопрос отбора произведений для публикаций, их рациональное размещение в издании. Данная текстологическая проблема решалась по-разному.

А.П. Сумароков, культивирующий в своем творчестве самые разнообразные жанры, располагал свои произведении при издании в соответствии с жанровым принципом (по жанр. рубрикам).

Архиепископ Великого Новгорода и Великих Лук Феофан Прокопович, положивший начало собственно текстологической, профессиональной деятельности, подготовивший и осуществивший издание публицистических произведений С.Ф. Наковальникова, предложил хронологический принцип. Он впервые включил «Оглавление» (указатель) всех известных сочинений, как печатных, так и оставшихся в рукописи; предварил издание «Предисловием», в котором сообщал, что воспроизводит публиковавшиеся при жизни автора сочинения «против прежних изданий», исправляя лишь типографские ошибки и приводя текст в соответствии с новейшим правописанием, располагает произведения «по порядку лет», принимая во внимание жанровую однородность материала.

Следующая важная веха в истории эдиционно-текстологической деятельности в России – открытие в 1768 г. при Московском университете Вольного российского собрания « для исправления и обогащения российского языка через издание полезных, а особливо к наставлению юношества потребных сочинений и переводов…». Причины – обнаружение небрежностей в изданиях сочинений Кантемира (1762), Ломоносова (1-е посмертное, 1768). Один из видных членов Собрания – архимандрит Дамаскин (Дмитрий Семенов-Руднев) – в 1778 г. подготовил и осуществил 3-томное издание сочинений Ломоносова, считавшееся лучшим критическим изданием вплоть до выхода большого академического издания, предпринятого в конце 19 в. Среди многочисленных достоинств издания 1778 г. особо выделяют последовательное проведение Дамаскином принципа соблюдения авторской воли, а также первое в истории русских изданий включение всех вариантов текста произведений.

Членом Вольного российского собрания был также Н.И. Новиков, в планах которого было издание (на базе арендованной им университетской типографии в Москве) целой серии полных собраний сочинений русских писателей после установления исправных текстов произведений. Издал, выступив как редактор и составитель, полное собрание сочинений Сумарокова в 10 томах, охватившее почти все литературное наследие. Это потребовало от Новикова специального обращения к русским журналам за 20 лет (1755–1776), а также изучение неопубликованных при жизни автора произведений, сохранившихся у его родственников в рукописном виде. Особенностью издания было то, что произведения публиковались в последних авторских редакциях, а варианты не были представлены, вместо этого произведения приводились дважды – в первоначальной и окончательной редакции.

Первая треть 19 в. отмечена деятельностью выдающегося издателя, текстолога, филолога П.П. Бекетова. Следовал научным принципам работы с текстами произведений классиков:

- установление авторитетных источников текста, их тщательное сличение;

- публикация произведений в последней редакции с включением в издание всех известных вариантов;

- тщательная атрибуция произведений, приписываемых авторам;

- следование авторской воле.

Последний принцип Бекетов последовательно проводил при отборе произведений для издания: он не осмелился печатать несколько обнаруженных ранних пьес И.Ф. Богдановича, не признанных автором. Именно такая эстетическая установка (только на зрелое, художественно ценное) в рассматриваемый период стала традиционной, она в значительной степени ограничивала принцип полноты издания. В результате работы Бекетова вышло 1-е авторитетное издание сочинений Д.И. Фонвизина.

Таким образом, как вспомогательная литературоведческая дисциплина наряду с историографией, палеографией, библиографией, герменевтикой и архивоведением текстология заявляет о себе в русской науке в середине ХIХ в.

 

3.Основные достижения и дискуссионные вопросы отечественной текстологии 2-й и 3-й половины XIX в. (Я. Грот, П.В. Анненков, Л.Н. Майков и др.).

Принцип полноты издания стал ключевым вопросом полемики в области текстологии середины 19 в. Мнения разделились.

Первую точку зрения представил Н.А. Полевой, подготовивший издание сочинений Г.Р. Державина (его поддержал В.Г. Белинский, рецензировавший издания сочинений Державина, Батюшкова). Идеальное издание должно включать все творческое наследие автора, пусть это не прибавит славы поэту, но прибавит материал для истории русской литературы и русского человека.

Вторую точку зрения представил О.И. Сенковский, оспаривавший право издателя нарушать «последнюю волю», «литературное завещание» автора, публикуя не печатавшиеся при его жизни сочинения. (Сам Сенковский, например, проводя этот принцип в своей деятельности, не стал включать в издание сочинений Лермонтова драму «Маскарад»!).

С новой силой этот спор разгорелся чуть позже в связи с посмертными изданиями сочинений А.С. Пушкина, предпринятыми во 2-й пол. 19 в. П.В. Анненковым и П.А. Ефремовым.

Русский критик, мемуарист П.В. Анненков (1813 –1887) подготовил первое научное издание сочинений А.С. Пушкина (Сочинения А.С. Пушкина. С приложением материалов для его библиографии. Т. I-VII. СПб., 1855 – 1857). Изданию предшествовала огромная работа по изучению, сличению рукописных и печатных источников, в том числе освобождение авторского текста от цензурных, редакторских искажений, в том числе обнаруженные в известном посмертном издании Пушкина, подготовленном В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетневым. Анненков П.В. первым в истории отечественной текстологии начал изучать черновые рукописи.

При отборе произведений для печати и работе над композицией издания Анненков П.В. придерживался эстетического принципа. Подлинные шедевры Пушкина, по его мнению, не должны смешиваться со всякого рода не предназначавшимися для печати экспромтами, шутками поэта, продуктами «пробы пера», которые могут «помрачить» и «исказить нравственную физиономию поэта». В пылу полемики высказывал парадоксальные мысли о том, что подобные материалы Пушкину и «не принадлежат в обширном смысле слова, хотя бы от них остались несомненные автографы», что читателю нужен «другой Пушкин» – тот, «который признан единогласно воспитателем русского общества». Сказанное, однако, не означало полного исключение указанных произведений из собрания сочинений. В предпринятом Анненковым издании они помещались отдельно от цикла созданий, которыми был славен поэт.

Во 2-й половине 19 в. Вторым отделением Императорской академии наук, возглавленным П. А. Плетневым, были выработаны основные требования к академическому изданию (высшей форме критических изданий):

1) возможная полнота;

2) строго хронологический порядок;

3) включение вариантов («какие только найдутся»);

4) разработка исторических и биографических комментариев, биографии писателя.

По поручению Отделения в соответствии с выработанными требованиями академик Я.К. Грот предпринимает критическое издание сочинений Г.Р. Державина в 9-ти тт. (СПб., 1864 – 1883). Одно из главных достоинств гротовского издания, помимо хорошо разработанного научно-справочного аппарата (включавшего другие редакции и варианты, разнообразные комментарии, словарь, биографию и библиографию), - соблюдение принципа «правильности текста», что предполагало установление основного текста. Данное понятие было выработано в медиевистической текстологии. Подобным образом Я.К. Грот описал все случаи, когда приходилось отступать от избранного в качестве основного текста (издание 1808 г., представляющее собой последнюю из напечатанных при жизни поэта редакций его стихотворений).

Так было положено начало академическим изданиям, которые первоначально было принято называть гротовскими.

Среди наиболее значимых событий конца 19 – начала 20 вв. – работа над полным собранием сочинений А.С. Пушкина, проводившаяся по поручению Второго отделения Академии наук:

Выход в 1899 г. 1-го тома под редакцией, содержавшего лицейские стихи А.С. Пушкина, дал толчок полемике по вопросу о выборе текста. Редактор тома Л.Н. Майков, следуя принципу предпочтения последнего авторского текста, представил лицейские произведения в поздней редакции (созданной уже зрелым поэтом спустя 10 лет, в 1825 г., после их написания). Это привело к эклектике: не все стихи подверглись переделке до конца, так что их начало приходилось давать с учетом поправок 1825 г., а окончание без них, что и вызвало резкую критику работы Майкова. В.Я. Брюсов, направивший критику против редактора, отмечал, что при создании 1-го тома не была учтена вся сложность его содержания и потому оказалось уничтоженным то, что особенно дорого русскому читателю – «первый лепет гения».

2-й том (стихотворения 1818 –1820 и поэмы) вышел в 1905 г. В.Е. Якушкин, подготовивший его, отказался от проводившейся Л.Н. Майковым модернизации пушкинской орфографии, которая создавала трудности при изучении языка поэта. Позиция Якушкина нашла поддержку, в частности известного языковеда В.И. Чернышева (1866/67 – 1949), одного из организаторов 17-томного «Словаря современного русского литературного языка», который считал неправомерным подправлять язык автора. Так был поставлен одни из «вечных» вопросов текстологии, связанный с внешней передачей текста, его орфографии и пунктуации – заключительного этапа в установлении канонического текста, предназначенного для печати.

Работа над полным собранием сочинений продвигалась медленно, до революции были выпущены только 3, 4 и 9-й тома. Подготовка данного академического издания сыграла большую роль для развития текстологии:

- организация печатного органа «Пушкин и его современники», в котором публиковались протоколы заседания Пушкинской комиссии и пушкиноведческие текстологические работы;

- основание в 1905 г. в Петербурге Пушкинского Дома – источниковедческого центра пушкиноведения (организатор и 1-й руководитель Б.Л. Модзалевский, ученик Л.Н. Майкова), преобразованный в советское время в Институт русской литературы АН СССР.

Н.К. Пиксанов выдвинул и провел в своей работе четко сформулированный принцип соблюдения творческой воли автора. «Если в окончательном тексте поэт отверг ранний вариант, редактор обязан подчиниться творческой воле автора, хотя бы этот вариант был (или казался) художественнее окончательного текста».

Таким образом, к началу 20-х гг. ХХ в. вопрос о статусе и предмете текстологии приобретает остроту, которая не только позволила текстологам осуществить фундаментальные разработки специфических методов своей науки, но и привела к весьма ощутимому «расколу» ученых на два самостоятельных направления (историко-литературное и «эдиционное»).

В это время появились статьи и книги по текстологии, в которых анализируется опыт проделанной текстологической работы, формируются основные понятия текстологии как науки и текстология заявляет себя как один из методов филологии («творческая история произведения»).

 

4.Основные достижения и дискуссионные вопросы отечественной текстологии в советский период (Б.В. Томашевский, Г.О. Винокур, С.М. Бонди, Д.Д. Благой, Д.С. Лихачев и др.)

В 30-40-е гг. текстология развивается в большей степени как прикладная дисциплина. Сферой ее применения оказывается эдиционная практика. Опираясь на достижения дореволюционной текстологии, советской текстологической школе пришлось решить немало спорных вопросов и восполнить имеющиеся пробелы в подготовке изданий классиков.

Новый взрыв интереса к общим теоретико-текстологическим проблемам связан с изменением обстановки в стране, с возможностью возрождения историко-теоретической мысли и, конечно, с новой волной «возвращений» литературы к читателю.

Наиболее остро проблемы текстологической науки зазвучат в дискуссии 60-х гг. Ареной споров станет журнал «Русская литература». В этом споре резко противопоставили себя две существующие в текстологии и в настоящее время тенденции. С одной стороны, представители «эдиционного» направления в текстологии: Б.Я. Бухштаб и те, кто близок ему по своей позиции (П.Н. Берков, Е.И. Прохоров, Л.Д. Опульская и др.); с другой - Д.С. Лихачев, рассматривающий текстологию как самостоятельную науку, изучающую историю текста, и те, кто солидаризируется с ним (А.Л. Гришунин, С.И. Тимина и ряд исследователей, принявших участие в четвертом выпуске «Вопросов текстологии»).

А. А. Шахматов (1864—1920) в своих трудах разработал методику научного анализа летописного текста на основе принципов историзма, предложил приемы изучения текстологически сложных памятников древнерусской литературы во всех редакциях и видах. Много времени посвятил русским летописям, проблемам русского и славянского этногенеза, заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки.

1920-е годы оказались важнейшим этапом в развитии и интенсивной разработке теории текстологии, периодом формирования ее основных принципов и терминов, началом методической работы. Тогда же впервые был введен термин текстология – Б. В. Томашевским в его труде «Писатель и книга. Очерк текстологии» (1928), составленном по материалам лекционного курса.

В эти же годы Н. К. Пиксанов одним из первых сформулировал проблемы творческой истории как особой историко-литературной дисциплины, задачи и принципы ее изучения, изложив результаты исследований в своей главной книге – монографии «Творческая история "Горя от ума"»12. Заслуга ученого заключалась в том, что он «придал методике изучения творческой истории научный филологический характер, освободив ее от влияния эстетских, импрессионистских и формалистических трактовок». Н. К. Пиксанов ясно сформулировал мысль о том, что «понимание результатов процесса без изучения самого процесса для историка заранее опорочено: только исследование всей истории явления дает полноту его понимания. Историк все познает только исторически, диалектически, генетически». В этом заключалась суть так называемого «телео-генетического» метода Н. К. Пиксанова – нового типа литературоведческого исследования, посвященного «творческой истории» литературного произведения.

Значительное достижение отечественной текстологии новой литературы проявилось уже на раннем этапе становления науки. Б. В. Томашевским и С. М. Бонди была разработана методика осмысленного чтения контекста рукописи, а не традиционного по словам или частям слов.

Кардинальный шаг к построению общей теории текстологии с обоснованием исторических принципов и подходов был сделан в книге академика Д. С. Лихачева «Текстология. Краткий очерк». Выдвинутая автором идея исторической жизни текста утвердила необходимость исследовать его смысл и движение во времени, тем самым окончательно опровергнув механистическую теорию, исходившую из предпочтения хронологически раннего текста.

 

5.Актуальные вопросы современной текстологии (конец ХХ в. – начало ХXI в.).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)