|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вступительная статья как разновидность сопроводительной статьи: назначение, содержательная характеристика, использование в изданиях разных типовВступительная статья представляет собой «относительно самостоятельное сочинение, в котором широко толкуется творчество автора и (или) публикуемое произведение (произведения), чтобы помочь читателю лучше, глубже, тоньше воспринять их содержание и форму, разобраться в сложностях, познакомиться с историей, читательской и издательской судьбой книги, ее оценками в разные эпохи и т.д.». В изданиях высшего типа (академических, научных), рассчитанных на специалистов, имеющих филологическую подготовку, знакомых с последними достижениями литературоведения, имеющих возможность обратиться к специальным научным работам, нет необходимости в историко-литературной статье, представляющей собой популярном очерке творчества писателя. При всей степени глубины и научности вступительная статья академического или научного издания все же не сможет осветить и разрешить все литературоведческие и текстологические проблемы, связанные с изучением данного писателя, учесть все многообразие научных концепций: не позволит объем. Если попытаться предпринять такую попытку, привлекая группу специалистов и пренебрегая требования к объему данного элемента аппарата, то не исключен риск того, что издание может выйти за рамки своих задач и превратиться в своеобразную энциклопедию сведений о писателе. Однако, практика показывает, что и в данной ситуации возможны исключения из правил («Путеводитель по Пушкину» в переизданном академическом издании). Научно-массовые издания, безусловно, нуждаются во вступительной статье. Их адресат – образованный читатель, имеющий богатый опыт восприятия литературных произведений, однако не являющийся специалистом-филологом. Его «нельзя отсылать к специальным литературоведческим работам, а все ответы на вопросы, возникшие у него при чтении по поводу значения отдельных произведений или личности писателя, надо постараться дать в той же книге», в частности во вступительной статье. Как правило, она имеет вид критико-биографического очерка, построенного по принципу следования за событиями жизни и творчества писателя. Вступительная статья массовых изданий, рассчитанных, прежде всего, на неподготовленного читателя и потому написанная в предельно доступной форме, решает задачи: - познакомить читателя с основными фактами биографии, оказавших влияние на творчество; - донести до читателя идею произведения; - раскрыть индивидуальные приемы писателя, выражающие художественный замысле; дать необходимые сведения об эпохе.
История текста» и «творческая история произведения» как области комментирования. Проблема разграничения этих понятий. Хронологическая канва в системе научно-справочного аппарата изданий. История текста произведения – «литературная история и внелитературная», творческая история памятника и все те нетворческие моменты, которые привели к изменению текста (случайные утраты и искажения, изменения под давлением цензуры, гонорарных соображений, требований политических организаций и пр.). Задача– «дать последовательное описание авторской работы над текстом, проследить все стадии этой работы от первичных черновых набросков до последней прижизненной публикации, определить характер работы на каждом этапе». Творческая история произведения – «тип литературного исследования, состоящий в восстановлении процесса создания литературного произведения, чтобы судить о труде писателя не только по его статичному результату, но и по самому его ходу и таким образом выявить социальные и психологические предпосылки, условия, закономерности, этапы творческой работы и полнее понять конкретно-исторический смысл произведения в его завершённой форме». Хронологическая канва – элемент аппарата издания, содержащий сведения о биографии и творческой деятельности издаваемого автора. Основное требование, предъявляемое к канве: она не должна дублировать вступительную статью, ограничиваясь тем же кругом фактов. В академические издания канва обычно не включается: в качестве «второстепенного» (сопроводительного) материала она не может быть исчерпывающей и, следовательно, удовлетворять потребности специалистов. Последним целесообразнее обратиться к летописи жизни и творчества писателя, имеющей статус самостоятельного научно-исследовательского труда. В массовых изданиях, имеющих популярную вступительную статью, в хронологической канве в большинстве случаев также нет необходимости. В научно-массовых изданиях вопрос о целесообразности включения канвы решается индивидуально. Ее появление, безусловно, оправданно в тех случаях, когда автор вступительной статьи не придерживался хронологического принципа при изложении фактов, ставя перед собой цель, - осветить лишь отдельные проблемы и темы творчества.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |