|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Современные концепции мvзыкального образования· Цель, задачи и принципы музыкального образования в концепции Д.Б.Кабалевского. · Концепция Л. А. Безбородовой и Ю. Б. Алиева. · Концепция обучения музыке Н.А. Бергер. · Концепция музыкального воспитания школьников шестилетнего возраста Н.А.Ветлугиной. Литература: 1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., 2002. - 416 с. 2. Бергер H.A. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с. 3. «Музыка в школе». 1985. №1. С. 6-10. 4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б.кабалевского. - М., 2006. - 224 с. Цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы в совокупности образуют ту или иную концепцию музыкального образования. У каждой концепции (от лат. conceptio (восприятие), система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимания чего-либо) есть автор или авторы. Концепция является результатом научно-исследовательской работы в названной области; разрабатывая ее, педагогимузыканты базируются на методологии, о чем мы упоминали в процессе изучения предыдущей темы. Композитор, педагог и общественный деятель Д.Б.Кабалевский создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично связывает музыку как искусство с музыкой-учебным предметом. Целью музыкального образования Д.Б.Кабалевский провозгласил воспитание музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры. Задачи:
Принципы: · связи музыкальных занятий с жизнью; · тематического построения программы по музыке; · доступности учащимся высочайших образцов серьезной музыки и воспитания на этих образцах духовного мира школьника; · обращения к народному музыкально-поэтическому творчеству; · импровизационности (реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки); · образно-игрового вхождения в музыку; · художественности, увлекательности и педагогической целесообразности · при отборе музыкальных произведений для музыкальных занятий в школе; · целостности урока музыки. В концепции Людмилы Александровны Безбородовой и Юлия Багировича Алиева подчеркивается, что искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире. Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения предполагает преподавание музыки в школе с 1 по Х класс. Учитель музыки по своему усмотрению может выбирать учебную программу или работать по авторской программе. Важнейшим принципом структурирования музыкального образования должно стать единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Задачами музыкального воспитания и образования на уроках музыки в современной школе являются: · формирование музыкальной культуры учащихся; · приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности; · развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной грамоты; · обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры; · совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса; · становление «национальной широты» музыкального вкуса; · приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни; · развитие умения общаться с образцами современной музыки; · активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий; · приобретение детьми знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств. Принципы: воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде, подхода: · постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой; · понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря об основном репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах; · осуществления на практике требований к музыкальному репертуару, с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки и понятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности. Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов музыкальной педагогики. Вот почему ее методологическая и методическая основа может быть использована в каждом регионе России, а также за ее пределами. Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь примерными, типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной работы в конкретных региональных условиях. При этом рекомендуется опираться на специфические черты: · национальные музыкальные традиции малых и больших народов, в среде которых реализуется данная концепция; · традиции конкретного региона России; · работу русскоязычных школ в суверенных государствах - бывших союзных и автономных республиках СССР. Концепция обучения музыке Нины Александровны Бергер. Автор именует свою концепцию «Музыка для всех» и подчеркивает ее направленность на то, чтобы дать возможность каждому человеку почувствовать на себе благотворное воздействие музыки, найти для себя смысл занятий музыкой, прежде всего, в приобретении личной гармонии. Цель работы Н.А.Бергер - «развеять миф о тех трудностях, которые поджидают человека на пути к музицированию и музыкальному образованию». Задачи (в рамках общего музыкального образования): 1. Свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как читают книгу), его быстрое выучивание и длительное хранение в памяти; 2. Умение записать несложный музыкальный материал нотами; 3. Владение всеми тональностями - звуковыми красками - как равноправными; 4. Возможность раскрытия собственного «Я» через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования. 5. Специальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное (виртуозное) владение инструментом или голосом. При этом необходимо сохранить здоровье ребенка и его право на детство. Принципы освоения музыкального языка и музыкальной письменности: 1. развитие индивидуально-групповых форм занятий; 2. рационализация процесса изучения нотной грамоты; 3. совершенствование музыкальной письменности; преобладание творческих форм работы; 5. разработка и применение сравнительно дешевых средств ТСО. Концепция музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной. Профессор Наталья Алексеевна Ветлугина разработала концепцию музыкального воспитания школьников шестилетнего возраста для созданной ею учебной программы по музыке («Музыка в школе». 1985. №1. С. 6-10). Цель школьных занятий музыкой - формирование музыкальной культуры как части духовной культуры молодого поколения. Задача уроков музыки для учащихся-шестилеток - накопление и систематизация жизненного и музыкального опыта детей - опора для дальнейших занятий музыкой. В основе программы лежит принцип тематизма (выдвинутый Д.Б.Кабалевским), это служит реальной основой для установления преемственности в содержании программы для учащихся шестилетнего возраста и программ последующих классов, достижения единства программ подготовительных групп детского сада и подготовительных классов школы. Общее, что объединяет учебные программы для первого и подготовительного классов, заключается в нравственно-эстетической направленности тематизма, опоры на развитие восприятия музыки как основы всех видов деятельности на уроке. Различие же состоит в том, что шестилетние дети лишь накапливают музыкальный опыт. Сведения о музыке, которые им сообщают, связаны в основном с практической деятельностью. Темы программы усваиваются в общей формуле; не следует активизировать процесс овладения, специальными понятиями и терминами: главная задача - различать произведения по характеру и настроению. Урок музыки проводится один раз в неделю по 35 минут. Он строится по-разному. Обычно на уроке дети слушают 2-3 произведения, поют попевки, разучивают 1-2 песни, исполняют танец, музыкальную игру. В начале занятия чаще даются небольшие музыкально-ритмические задания. Затем дети слушают музыку, поют, играют на детских музыкальных инструментах. Урок для шести леток включает игры, пляски, хороводы. Надо, чтобы дети выражали характер музыки в своих движениях.
Тема 3. Содержание, методы и формы музыкального образования · Содержание музыкального образования. · Основные методы, применяемые в современном музыкальном образовании. · Формы музыкального образования. Литература 1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.- М., 1983. - 112 с. 2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., 2002. - 416 с. 3. Музыкальное образование в школе под ред. Л.В.Школяр. - М., 2001. - 232 с. 4. Сборник нормативных документов. Искусство. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М., 2004. - 63 с. В современной дидактике содержание музыкального обучения в школе определяется как воспитательно ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности. Элементами содержания музыкального образования являются: музыкальный материал - опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности; музыкальные знания (ключевые и частные); музыкальные умения и навыки. Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве. Содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки по следующим критериям: музыкальные произведения должны быть высокохудожественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников), романтически приподнятыми, создающими в представлении школьников эталоны красоты, доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания произведения и его воспроизведения в процессе исполнения, представлять жанры всех эпох и стилей; отобранные музыкальные произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей, отвечать тематическому содержанию программы. В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней: 1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве; 2)частные знания о музыке - элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения. В содержании музыкального образования должны быть представлены: различные пласты музыкальной культуры; познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства; изучение основных средств музыкальной выразительности; деятельностное усвоение музыкального искусства, Содержание любого предмета так или иначе связано с другими учебными предметами. «Межпредметные связи прежде всего предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета»[3]. В содержании предмета «Музыка» произведения других видов искусства рассматриваются в плане их художественных особенностей, эстетической ценности и под углом зрения темы урока. Например, при изучении темы «Построение (формы) музыки» внимание школьников обращается на поэтический текст романса А.Бородина «Спящая княжна»: выразительное чтение его учителем, понимание учащимися композиции произведения, контрастных образов служат основой для уяснения формы рондо, при сущей и поэзии, и музыке. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |