|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ISBN 5-8263-0033-7 1 страницаИнститут ФСБ России
Ю.Г. ГАЛАЙ
РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО курс лекций
Нижний Новгород
ББК 67.3 Галай Ю.Г. Г 15 Римское частное право: Курс лекций. — 2-е изд., испр. — Нижний Новгород: Институт ФСБ России. — 2009. — 155 с.
ISBN 5-8263-0033-7
В данном курсе лекций кратко и элементарно изложены основные положения римского частного права. Отсюда и нарочитая адаптированность курса, и славянская транскрипция латинских юридических понятий и выражений. Лекции предназначены для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений. Рецензент: Романовская В.Б. доктор юридических наук, профессор
ISBN 5-8263-0033-7
© Институт ФСБ России, 2009
ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Знаменитый немецкий юрист ХIХ столетия Иеринг писал, что «Рим трижды предписывал народам мира законы, трижды смыкал он народы в единое целое: сперва в политическое целое…; затем — в религиозное целое…; наконец — в юридическое,когда средневековые народы усвоили себе римское право». Римское право было действующим в течение 13 веков (от основания Вечного города в 754 г. и до кончины византийского императора Юстиниана в 565 г.). Первый этап развития — этап доклассического римского права — охватывал период от древности до конца I в. до н.э.; второй — начинался в I веке и заканчивался III столетием — это классическое римское право; третий — постклассический период — длился с IV по VI столетие. За это время оно превратилось в самую развитую правовую систему рабовладельческого общества. Римское классическое право разорвало тесные казуистические рамки древнего права: римские юристы впервые разработали понятие абстрактного права, право неограниченной частной собственности и многое другое, что затем было воспринято многими правовыми системами стран мира. Оно отличается ювелирностью и ясностью формулировок, блестящей юридической техникой. Римские юристы создали также институционную (от Институций — учебники римского права) систему права как расположение частноправовых норм. Она состоит из трех разделов: лица (правовое положение физических и юридических лиц, семейно-брачные отношения); вещи (владение и собственность, право на чужие вещи, наследование); обязательства (правовые действия или иски, а также каким способом приобретается собственность). Институционной системы придерживается большинство гражданских правовых институтов современности. И наконец, они создали юридический язык. Последующее поколение правоведов мало что добавило к нему. Тем не менее для современных правовых систем не все Римское право в одинаковой степени значимо и было впоследствии воспринято. Знаменитый Цицерон и не менее именитый римский историк Тит Ливий назвали древнейший римский кодекс — «Законы ХII таблиц» — источником всего публичного и частного права. Юрист-классик Ульпиан расшифровывал эти понятия: «Публичное право — которое (относится) к положению римского государства, частное — которое (относится) к пользе отдельных лиц.… Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов». Таким образом, публичное право (юс публикум) определяет правовое положение государственных органов власти и регулирует их отношения с гражданами. Частное же право (юс приватум) посвящено регулированию взаимоотношений (семейное право, наследство, собственность, обязательство) между отдельными физическими лицами. Для нас в основном представляет исторический интерес публичное право, что нельзя сказать о частном праве. Хотя надо отметить, что современная правовая система сохранила деление на эти институты. Римское государство погибло, но его частное право осталось востребованным в средние века: оно продолжало действовать в Византии и в отдельных частях бывшей Римской империи; например, на юге Франции оно получило значение общего обычая. С развитием экономической жизни и делового оборота в странах средневековой Европы так называемые «Варварские правды» не могли разрешить многочисленных правовых коллизий, а римское право как раз было приспособлено к таковым конфликтам. Поэтому в ХI–XII вв. начинается процесс его рецепции (заимствования). В этом большую роль сыграли юристы, которые создали свои школы в Равенне, затем в Павии, Орлеане и других городах. Открываются университеты. В особенности прославился Болонский, в котором первоначально сложилась группа студентов, усердно занимавшихся изучением римского правового наследия, объединившихся затем в особый автономный корпоративный союз — университет. В нем работали так называемые глоссаторы (от лат. «глоссы» — заметки на полях юридических рукописей, толковавшие отдельные слова и целые выражения). Их заслуга заключалась в том, что они посредством сличения различных списков начали восстанавливать подлинные тексты юстиниановских сборников. Они также восстановили прежние и ввели новые многочисленные юридические термины, получившее «гражданство» в науке. Последующие юристы — постглоссаторы — стали на практике применять нормы римского частного права. Идеи глоссаторов распространились по всей Европе (за исключением Англии), и благодаря им и их последователям создается континентальная, или романо-германская, система права. Римское частное право было востребовано и буржуазными государствами, оно становится универсальным и лежит в фундаменте практически всей современной цивилистики. Вспомните, хотя бы, что знаменитый Гражданский кодекс Франции 1804 г., который впитал идеи римского права и построен по институционной системе. Следовательно, римское частное право для современных юристов интересно не только как культурно-правовой феномен, но и как действующее право. Студенту, который посвятил себя юриспруденции, необходимо знать не только исторический процесс развития римского частного права, но и четко представлять его систему и значение для современной правовой действительности. Если наш отечественный юрист будет воспитываться исключительно на родном праве, то это не только сузит его кругозор, но и замедлит развитие юридического мышления, лишит стимула дальнейшего профессионального роста и отторгнет от достижений мировой правовой мысли и культуры. Как писал известный русский юрист и знаток римского частного права В.М. Хвостов, «занятия римским правом служат лучшим средством для развития способности и навыка к юридическому анализу». К сожалению, большинство современных курсов по «Римскому частному праву» отличаются нарочитой научностью, тяжеловесностью изложения, страдают многословием и, порой, излишней «засоренностью» латинскими юридическими терминами с лингвистическими рассуждениями, что не способствует восприятию студентами данной учебной дисциплины и даже вызывает с их стороны некоторое отторжение. На это накладывается и слабая языковая подготовка по изучению латыни в наших вузах. Составители курсов по «Римскому частному праву», как правило, рассчитывают на «сильного» студента, а «середнячок» остается за рамками авторских методических установок. Думается, что при изучении данного предмета важна не «зубрежка» латинских юридических терминов и заучивание многочисленных афоризмов, а понимание сути системы «Римского частного права», воздействия на современное гражданское право. Поэтому автор настоящего конспекта лекций в первую очередь был озабочен именно данной проблемой и ставил перед собой скромную задачу кратко и элементарно изложить основные положения римского частного права. Отсюда и нарочитая адаптированность курса, и славянская транскрипция латинских юридических понятий и выражений. Автор надеется, что его конспект лекций станет для радивого студента лишь ступенькой к дальнейшему познанию римского права — этого удивительного правового феномена. При изложении конспекта лекций автор придерживался сложившейся в нашей учебной литературе структуры, которая в свою очередь повторяет Институции — учебники римских юристов.
РАЗДЕЛ I. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО
ОБЫЧАЙ И ЗАКОН Термин «источники права» многообразен и имеет различные значения. Мы употребляем его в смысле формы выражения права, формы правообразования. Классический юрист Гай приводит следующие виды источников римского права: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов. В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писанным (юс скриптум) и неписаным (юс нон скриптум). Первое — это закон и иные нормы, которые исходят от власти и зафиксированы ею в соответствующей редакции. Неписаное право — это нормы, сложившиеся в практике людей. Если таковые не получили признания и защиты от государственной власти, то они относятся к категории простых (бытовых) обычаев; если же обычаи заимствованы и защищаются государством, то это уже юридический обычай (морес) или обычное право. Самым почитаемым и древнейшим обычаем у римлян являлся морес майорум — обычай предков, затем следовали юсус (обычная практика), комментарии понтификум (обычаи жрецов-понтификов), комментарии магистратум (практика магистратов) и морес регионис (обычаи регионов). В период империи все эти обычаи стали именоваться одним словом — консуетудо (обычай). Тогда же императоры повели борьбу с обычаями, но они имели глубокие корни, и потому власти пришлось смириться с их существованием. Стали говорить, что обычай важен, но он не должен стоять выше закона. Закон в Риме обозначался словом лекс, а законы — легес. В Дигестах говорилось: «З акон –это то, что народ повелел и постановил», — т. е. то, что народ принял на народном собрании. Римляне установили и процедуру утверждения закона: 1) консул, диктатор или претор должны были выработать проект закона и испросить его у народного собрания; 2) в народном собрании законопроект не обсуждался, а голосовался (если его участники принимали закон, то это выражалось словами «как просишь»; если нет, то — «стою на старом законе»); 3) затем принятый закон поступал на утверждение сената. Закон должен был состоять из трех составных частей: 1) прескрипцио — имя инициатора закона и вид народного собрания, принявшего его; 2) рогацио — нормативное предписание; 3) санкцио — последствия нарушения закона. Как структурные элементы эти части закона существуют и поныне — гипотеза, диспозиция, санкция. В зависимости от действия санкций различали четыре вида законов: 1) несовершенные — не содержащие в себе санкции; 2) совершенные — санкция которых объявляла недействительным противозаконный акт; 3) менее совершенные — санкция устанавливала наказание за нарушение, но не лишала силы противозаконный акт; 4) более совершенные — санкция отменяла противозаконный акт и взысканный по нему штраф.
СЕНАТУСКОНСУЛЬТЫ В период республики и до начала II века н.э. постановления сената (сенатусконсульты) не имели силы закона. Компетенция сената выражалась словами: «сенат полагает, советует и рекомендует», он выполнял административную и совещательную функцию. Его акты имели лишь значение инструкций магистратам (учредить особые уголовные суды, или поручить им провести желаемый закон, или внести изменение В период Принципата, когда народные собрания пришли в упадок, возрастает нормотворчество сената. Императоры посредством сенатусконсультов стали влиять на преторский эдикт. В это время акты сената становятся основным источником права, т. к. сенатусконсульты стали правовым оформлением пожеланий принципса, высказанных им
ЭДИКТЫ МАГИСТРАТОВ Законы и сенатусконсульты республиканского периода в совокупности составили цивильное право (юс цивиле) — исторически первую систему римского права. Из-за формализма оно еще называется строгим правом. Однако это право (из-за большего числа формальностей) не могло быстро приспособиться к развивающемуся товарному обороту. На помощь пришли эдикты магистратов. В 367 г. до н.э. римляне учреждают должности двух магистратов: преторов (претор урбанус — городской претор) и курульного эдила. Первый ведал судебными делами граждан, а второй наблюдал за рынками. Они сыграли большую роль в развитии римского частного права. Римские магистраты как лица имевшие высшую гражданскую и военную власть (империум), обладали юс эдикенди — правом объявлять, устанавливать общие для всех правила поведения. При вступлении в должность претор издавал эдикт — программу своей деятельности на год. Поэтому такой эдикт назывался постоянным или годичным эдиктом. При составлении эдикта претор, как правило, сохранял те нормы прежнего эдикта, которые зарекомендовали себя на практике и прижились. Эти заимствования получили название транслатики — переходящей части. В течение года претор мог дополнять свой эдикт новыми нормами — парс нова (новая часть). Деятельность первых преторов сводилась к проведению в жизнь цивильного права, восполняя его пробелы. С усложнением делового оборота преторы вынуждены были корректировать старое цивильное право. Хотя они и не могли изменять или отменять нормы цивильного права, но в их компетенции было разрешать конкретную правовую ситуацию вопреки юс цивилис. Эта разрешенная претором ситуация включалась сначала в постоянный эдикт, а затем и в транслатику. В результате старые нормы переставали действовать, становились «мертвыми», превращаясь в «голое право». В отличие от формального цивильного права, следовавшему не смыслу, а букве закона или договора, преторы, рассматривая конкретное дело, обращали внимание на смысл, исходили из принципа справедливости (бонэ фиде), создавая новые нормы права и институты. Появляется преторское или бонитарное право. По определению юриста-классика Папиниана, «преторское право — это то, что ввели преторы ради улучшения, или дополнения, или исправления цивильного права для общественной пользы». Цивильное и преторское право охватывали лишь отношения между римскими гражданами. Около 240 г. до н.э. возникает должность претора перегринов с полномочиями городского претора. Преторы перегринов создали новую правовую систему — юс генциум («право народов»). Оно сложилось из обычаев международного торгового оборота греков, египтян и др. цивилизованных народов. Однако юс гентиум не иностранное право, а римское, т. к. оно вырабатывалось не одним поколением преторов перегринов совместно с городскими преторами. Последние заимствовали право народов, перенеся его на почву цивильного права. В свою очередь юс цивилис воздействовало на юс генциум. Происходило взаимное обогащение прав, в результате чего появляются новые типы контрактов, строившиеся не на формальном цивильном праве, а на основе простого соглашения сторон, без торжественных обрядов и формальностей. В данном процессе большую роль сыграл постоянный эдикт юриста Юлиана, который в 129 г. кодифицировал преторское право. Отныне преторский эдикт нельзя было изменять (за исключением императоров), он стал стереотипным. Различия между цивильным правом и правом народов окончательно стерлись в результате издания эдикта императора Каракаллы в 212 г., когда все население империи стало считаться римскими гражданами.
ОТВЕТЫ ЮРИСТОВ Римский юрист Гай писал: «Ответы знатоков прав — это суждения и мнения тех, кому позволено создавать право». С появлением «Законов ХII таблиц» возникла потребность в их комментариях. Первые толкователи — «жрецы-понтифики» придерживались буквы, а не смысла нормы. Поэтому Цицерон говорил: «Древние держались за слова». Жрецы-понтифики хранили в тайне исковые формулы, выдавая их истцам за деньги, а также хранили календарь судебных заседаний. Постепенно возникает наука права, у истоков которой стояли отец и сын Марк Порций Катоны, Публий Муций Сцеволла (написал Во время Принципата (I–III вв.) роль профессиональных юриспрудентов (знатоков права) увеличивается. Их назначают на важные государственные должности, к ним прислушиваются, с ними советуются. Императоры, издавая свои указы, предварительно советовались с юристами. Поэтому все эти указы, как правило, отличались ювелирной юридической отделкой. Зачастую императоры, сенаторы и магистраты сами являлись юристами, т.к. изучение права стало обязательной стартовой позицией для общественной и административной карьеры римского гражданина. От прудентов (знатоков) дошли многочисленные юридические афоризмы. Появляются учебники права — Институции (древнейшие дошедшие до нашего времени — Институции Гая). Именно тогда окончательно устанавливается двухэтапное юридическое обучение: институцио — теоретический курс; инструкцио — практическая работа (консультация). Возникают две юридические школы: сабинианцы (основатель — Сабин) и прокулианцы (в честь Прокула). По Цицерону, деятельность юристов подразделялась на три вида: кавере (составление новых исков, практическая помощь частным лицам по сделкам и завещаниям), агере (ведение дел в судах, выступление Наиболее интенсивным являлось респондере. Первоначально толкования знатока права не считались обязательными для судей, а зависели от имени и популярности юриспрудента. Император Август первый дал некоторым знаменитым знатокам права — «ради повышения престижа — права юристов», они давали ответы «под ручительством принципса». В данном случае их ответы становились обязательными для судей. Император Адриан позволил судьям выбирать из нескольких ответов наиболее правильное толкование. С увеличением числа «привилегированных юристов», дававших ответы «под ручительством принципса», судьям стало трудно ориентироваться в многочисленной массе юридических сочинений. В 426 г. издается Закон о цитировании, по которому судьям разрешалось учитывать в своей деятельности лишь сочинения пяти выдающихся юристов — Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестиана и Гая, а также тех юристов, на которых эти пятеро ссылаются. Вопрос решался по арифметическому большинству. Если же встречалось равенство голосов, то учитывалось мнение Папиниана. С середины III в. намечается упадок юриспруденции. Воля императора становится единственным источником права.
КОНСТИТУЦИИ ИМПЕРАТОРОВ «Что решил принципс, имеет силу закона», — говорил Ульпиан. Конституционес принципиум — распоряжение принципса приобретает силу закона, а следовательно, становится источником римского права. Императорские конституции подразделялись на четыре формы: эдикты (повелительные нормы общего действия, обязательные для всех магистратов и граждан страны); мандаты (инструкции чиновникам по осуществлению управления и суда); декреты (решения императора по судебным делам, рассмотренным им лично); рескрипты (ответы принципса частным лицам и магистратам на вопросы о толковании и применении права). Начинались конституции с инскрипцио, где называлось имя императора, от которого она исходила, и с названия физического или юридического лица, к которому данная конституция относилась. Оканчивались конституции обозначением места и времени издания. После правления того или иного императора эдикты и мандаты, как правило, теряли силу. Наоборот, декреты и рескрипты, как и акты по толкованию и применению права, продолжали действовать и при других правителях. Во II в. императорские конституции приобретают значение «как бы законов», т.к. их действие выводились из лекс де империо — высшей власти. Во второй период Римской империи — доминате — императорский эдикт (с 315 г.) становится основной законодательной формой. Мандаты вовсе вышли из употребления, а декреты и рескрипты получили силу лишь в отношении строго конкретных дел. Конституции императоров стали называться легес, а все остальное юс (правом) — «Законы ХII таблиц», постановления народных собраний, сенатусконсульты, эдикты магистратов. Практикующим судьям трудно было учесть многочисленную и разрозненную массу императорских конституций, к тому же иногда и вовсе не обнародованных. Официальной же кодификации конституций не существовало. Поэтому появляются неофициальные сборники конституций. В 295 г. увидел свет Кодекс Грегориана, названный так в честь составителя. Автор собрал конституции от Адриана и до правящего современника-императора. Кодекс состоял из 19 книг. Первые 13 фиксировали нормы преторского права, последующие — излагали уголовное право и процесс. Затем как дополнение появляется Кодекс Гермогениана. Автор собрал 120 конституций 291–295 гг. и рескрипты императора Валентиниана 364–365 гг. Они не были собраны в книги, а лишь разделены на В 438 г. была обнародована официальная кодификация, составленная по приказу восточно-римского императора Феодосия II и названная в честь его Кодексом Феодосия. Она состояла из 16 книг, разделенных на титулы по предметам.
КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА Обширнейшая кодификация римского права принадлежит византийскому императору Юстиниану (482 — 565 гг.). На следующий год после начала своего правления, 13 февраля 528 г., он учреждает комиссию из 10 человек во главе с главным юристом страны Трибонианом для кодификации императорских конституций. Уже 7 апреля 529 г. работа была закончена, и на свет появился Кодекс Юстиниана. Однако в 534 г. 15 декабря 530 г. комиссия из 17 человек под председательством Трибониана при участии константинопольских профессоров права Теофила и Гратина и беритских (бейрутских) профессоров Дорофея и Анатолия, одного чиновника и 11 адвокатов из высшего суда приступила к кодификации сочинений римских юристов. Через три года, 16 декабря 533 г., работа завершается изданием Дигест или Пандект. Первое название латинское и переводится как «собранное», второе — греческое и читается как «содержащее в себе все». Были кодифицированы сочинения 39 виднейших римских юристов (больше всего заимствований — около Во время работы над Дигестами Трибониану, Теофилу и Дорофею было поручено составить новый учебник права, официально излагающий элементарный курс гражданского права. 21 ноября 533 г. на латинском языке издаются Институции, которым была придана сила, равная предыдущим частям кодификации. Они состояли из четырех книг («Лица», «Вещи», «Обязательства», четвертая была посвящена искам), разделенных на титулы, которые, в свою очередь, состояли из параграфов. После окончания кодификации в 534 г. Юстиниан продолжал издавать конституции, которые назывались новеллами (новыми законами). Они также были кодифицированы частными лицами. Сборник юриста Юлиана, например, был составлен в 556 г. и состоял из 122 новелл. Потом появляются сборники из 134, а позднее из 168 новелл. В ХII в. средневековые юристы всю эту кодификационную работу назвали Корпус юрис цивилис — Сводом гражданского права. РАЗДЕЛ II. В древнейший период римская община допускала применять самопомощь (самоуправство) в отношении лиц, нарушивших права. С развитием общества такая мера защиты стала постепенно вытесняться специальным судебным государственным органом власти. Самопомощь была ограничена рамками необходимой обороны. Дигесты данное положение выразили так: «насилие дозволяется отражать силой». Однако рамки этой «силы» также были ограничены. Недозволенное самоуправство могло привести к неблагоприятным последствиям. «Законы ХII таблиц» отразили уровень и степень полномочий суда, который мог быть единоличным или коллегиальным. В Риме существовали лица, на которых возлагалось право творить суд. Как правило, обобщающим их названием был магистрат. Они наряду с возложенными на них другими государственными функциями исполняли и судебную. Таковыми первоначально считались цари (рексы), затем консулы, потом преторы, позднее императоры (или специальные чиновники). В городах судебные приговоры выносили дуумвиры (два мужа) и префекты (начальники), а в провинциях — префект претория. Кроме обыкновенных судей существовали особые: арбитры, рекуператоры, децемвиры и центумвиры. Арбитры не зависели от судей и обычно рассматривали спорные дела по разделу общего имущества. Впоследствии слова «судья» и «арбитр» становятся синонимами. Рекуператоры разрешали споры между римскими гражданами и перегринами, а также между последними. Децемвиры были постоянно действующим судом, разрешая семейные, наследственные и вещные споры. В последний период республики суд стал временным, и децемвиры заменяются центумвирами, состоящими из десяти отделений. Римский судебный процесс имел свою оригинальную особенность, не существовавшую в других странах. Для защиты нарушенных субъективных прав от истца требовались определенные действия, чтобы магистрат признал возможность защиты путем представления истцу соответствующего иска. В современном судопроизводстве действует схема: «от права — к иску», римский порядок предусматривал иное: «от иска — к праву». Не было иска, нет и защиты.
ПОНЯТИЕ ИСКА И ЕГО ВИДЫ Иск по-латыни — акцио. Иск являлся процессуальным действием, посредством которого судебная власть защищала истца (актора) против ответчика (реус). «Иск есть не что иное, как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование», говорится в Дигестах. Цель иска главным образом состояла в осуждении ответчика. Иски подразделялись на цивильные (строгого права) и преторские (доброй совести). Выдача того или иного иска зависела от благоусмотрения претора. Если выдавался иск цивильного права, то судья не мог отступить от буквы договора, был подчинен ей. Преторский иск позволял судье руководствоваться принципами доброй совести, не связывая себя «буквой». Иски могли быть различных видов. Самое важное их деление — на вещные (акционес ин рем) и личные ( акционес ин персонам). Критерием деления здесь выступает личность ответчика. Вещный иск давался против любого, заранее неизвестного лица как возможного будущего нарушителя нашего, например, права собственности. В личном же иске возможный нарушитель права уже известен, т.к. данный иск вытекал из факта неисполнения обязательственного договора (контракта или деликта). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.) |