|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ISBN 5-8263-0033-7 6 страницаПерцепцио — снятие плодов. Не достаточно простого отпадения от источника плода; необходим акт, в котором бы выражалось желание хозяина плода собирать или хранить их. Снятие плодов обязательно для узуфруктариев и арендаторов. Первый, как имеющий непосредственное право на вещь, приобретает плоды односторонним захватом, второй — по договору передачи от собственника (по традиции). В случае судебного спора преемников узуфруктария или арендатора с собственником они не получают плодов, которые не были собраны предшественниками, а остаются в пользу хозяина земельного участка. Сепарацио — отпадение плодов. Собственник плодоносящей вещи как был хозяином плода до его отделения от источника, таковым оставался и после отделения плода. Срывание же плодов недобросовестным владельцем не создавало для него права собственности. Благодаря отпадению плодов плоды приобретают наследственную аренду — эмфитевзис. Наконец сепарацио был способом приобретения плодов добросовестным владельцем, который мог приобретать их после отделения по давности.
Производные способы приобретения. Манципация Она являлась древнейшим способом цивильного права и первоначально представляла торжественную, обрядово-ритуальную форму передачи вещи (она должна входить в категорию рес манципи) в присутствии пяти свидетелей и весовщика. Здесь же должен был находиться и предмет манципации или его символ (например, дверь от продаваемого дома). Гай говорил, что манципация состоит «в мнимой (воображаемой) продаже» и совершалась следующим образом: покупатель, держа медь в руке, говорил торжественные слова, затем ударял металлом по весам и передавал его как символическую покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли-продажи. После этого право собственности продавца прекращалось и устанавливалось право цивильной собственности покупателя. Если же манципированная вещь не являлась цивильной собственностью продавца, то покупатель не получал квиритскую собственность, потому что ею не обладал продавец. Если же продаваемая вещь не представляла той величины (например, земля), которую указывал продавец при манципации, то покупателю представлялся иск о требовании двойной цены за обман. Манципация, как способ приобретения цивильной собственности постепенно утратила свое значение при введении преторской собственности и совсем исчезла в постклассический период. При Юстиниане термин «манципация» был упразднен и заменен «традицией».
Судебная уступка « Законы ХII таблиц», кроме манципации, предусматривали ин юре цессио — приобретение собственности в форме мнимого судебного процесса между продавцом и покупателем. В этом случае предметом судебной уступки могла служить любая вещь — вещь манципированная и вещь неманципированная. Данный способ приобретения был доступен лишь римским гражданам, имевшим право участвовать в судебном процессе. В ин юре цессио участвовали продавец, покупатель и претор. Покупатель говорил обязательную формулу приобретения. Потом претор обращался к прежнему собственнику и спрашивал, не возражает ли тот против отчуждения. При согласии или молчании продавца претор присуждал отчуждаемую вещь покупателю. Однако при ин юре цессио покупатель не приобретал правовых средств защиты, т.к. отчуждаемая вещь считалась бесхозной вещью. Из этого следовало, что покупатель не имел предшественника собственности и, значит, не мог предоставить правовых гарантий в случае истребования их третьим лицом. Поэтому ин юре цессио применялось редко, в основном в случае добровольной передачи. При Юстиниане такой акт судебной уступки былотменен.
Приобретательная давность Образование узукапио во многомнапоминает возникновение обычаев: продолжительное и непрерывное владение вещью, к которой привыкает владелец, со временем сообщает ему право собственности (факт обращается в право). Однако для приобретательной давности было недостаточно одной продолжительности владения. Требовалось добросовестное и правомерное основание, которое соответствовало бы общественному благу. Ворованные вещи запрещалось приобретать по давности, позднее к ним были присоединены и вещи, захваченные насильно. Следовательно, вещи тайно похищенные, захваченные насильно и временно удерживаемые, не приводили к приобретению права собственности по давности. Приобретать по давности могли лишь «лица своего права». В «Законах ХII таблиц» для недвижимых вещей устанавливалась двухгодичная, а для движимых — одногодичная давность и исключительно в отношении италийских земель. Впоследствии преторы взяли под защиту добросовестное и закономерное владение всех свободных людей Рима (граждан и перегринов), включая и провинциальные земли. При них давностный владелец, который приобрел по давности бонитарную собственность, получил самостоятельный иск для ее защиты. Конституция Юстиниана уничтожила двойственность давности. На движимые вещи устанавливался трехгодичный срок. Для недвижимых — десять лет, если владелец и собственник участка проживали в одной провинции, и двадцать — если в разных. Он же ввел чрезвычайный тридцатилетний срок для добросовестных приобретателей вещей, которым до истечения срока погашения иска собственника (тридцать лет) предоставлялось право, в случае утери вещи, как действительному собственнику предъявлять иск о выдаче ее без доказательства наличия законного титула на вещь.
Традиция Она заключалась в материальной и добровольной передаче вещи от одного лица к другому при наличии правомерного основания. Первоначально это относилось лишь к манципированным вещам, а при Юстиниане традиция становится единственным способом передачи собственности без всяких формальностей и символических действий. Для перенесения собственности требовалось, чтобы, например, продавец имел намерение передать право на вещь, а покупатель — приобрести такое право. Для приобретения же собственности необходимы были два элемента: 1) личный или обязательственный, служащий основанием (каузой) передачи; 2) вещный — передача владения вещью. Однако одного обязательства совершения договора было недостаточно для приобретения собственности. Из договора возникало только право требования вещи к определенному лицу, а право на вещь открывалось лишь со времени передачи вещи. По своей природе традиция является отвлеченной или абстрактной сделкой. Собственность приобреталась немедленно после передачи вещи. Но встречались и особые случаи традиции: 1) условная (получение в кредит) традиция, когда собственность не переходила на покупателя до тех пор, пока он не уплатит всей цены или не обеспечит уплату залогом; 2) передача вещи с удержанием собственности до полной уплаты цены.
Утрата права собственности Утрата права собственности на производных основаниях происходила теми же способами, что и приобретение этих прав. Однако право собственности могло прекратиться и по иным основаниям, в зависимости от объекта или субъекта права. Первым, объективным основанием являлся тот факт, когда вещь гибла, физически уничтожалась или становилась непригодной для продажи (например, при отпуске раба на волю). Если вещь уничтожалась не целиком, а частично, то на оставшуюся часть и переходила собственность (кожа, мясо животного). К субъективным основаниями прекращения собственности относились произвольные (отказ собственника от права на вещь, намеренно выброшенная хозяином вещь) или непроизвольные (например, смерть субъекта, изъятие вещи из оборота, переделка вещи, узукапио, оккупации вещи врагом, экспроприация вещи по суду).
Защита права собственности Против посягательств на права собственника римское право предоставляло ему для защиты множество исков. Прежде всего собственнику принадлежали вещные иски — акционес ин рем. Процессуальными средствами, защищавшими права собственника, были реи виндикацио, акцио негаториа и акцио Публициана. Кроме того, собственник имел право предъявлять против ответчика личные иски: 1) интердикты, в качестве управомоченного во владение, как элемент собственности; 2) деликтные — например, в случае похищения или повреждения вещи; 3) другие личные средства защиты — о запруде воды соседом, требование об обеспечении защиты от грозящей опасности. Реи виндикацио (истребование вещи) есть иск, защищающий невладеющего квиритского собственника (у которого отнято владение вещью) к владеющему несобственнику, незаконно удерживающему вещь. Истец должен доказать свое право собственности (петиторный иск), признанное судом, а ответчику присуждалось обязанность выдать вещь со всеми плодами и приращениями. Предметом виндикации являлась индивидуальная, достаточно определенная вещь. Недостаточно определенная или заменимая вещь не могла быть объектом виндикации (животное, дерево). Правда, в виде льготы истцу дозволялось сразу искать совокупность вещей (стадо, табун). Тяжесть доказывания лежала на истце, который должен был привести довод, что он — собственник, а ответчик — лишь владелец. Доказать собственность не трудно, если она, например, связана с захватом диких животных, т.е. с начальным фактором приобретения. Когда же собственность истца производится от других лиц по традиции, тогда ему, по требованию ответчика, необходимо было доказывать право передачи собственности от одного к другому до тех пор, пока невыяснится, у кого впервые появилось право собственности на спорную вещь. Давностное владение облегчало доказывание. Очень трудно истцу было доказывать право владения ответчика. Потому, в целях облегчения действий истца существовало правило: в случае упорства ответчика в отрицании владения, которое удостоверил истец, как свое, владение переходило Проигравший дело ответчик обязан был выдать вещь со всеми плодами и приращениями. Мера ответственности добросовестного ответчика отличалась от меры ответственности недобросовестного. Последний отвечал больше, чем первый. Величина ответственности зависела от вины ответчика. Добросовестный ответчик отвечал за вину только с момента предъявления иска, так как до тяжбы он считал вещь своею и обращался с нею по своему усмотрению, а после начала процесса он обязан был относиться к спорной вещи бережно. Недобросовестный владелец отвечал даже за легкую небрежность до и после начала процесса, а с момента «закрепления спора» (литисконтестации) отвечал еще и за случайную гибель вещи, если она не была вызвана непреодолимой силой. Добросовестный владелец нес ответственность за плоды после «закрепления спора», и только за наличные, еще не потребленные плоды, а после литисконтестацио отвечал за все плоды. Недобросовестный владелец отвечал за все плоды до и после начала тяжбы. Если дело проигрывал добросовестный ответчик, то он должен был вернуть все плоды (или возместить их стоимость), собранные и утраченные, лишь после «закрепления спора»; если же виноват был недобросовестный ответчик, то он возвращал и сам предмет спора, и стоимость утраченных плодов. При Юстиниане добросовестный владелец стал отвечать за извлеченные им плоды до «закрепления спора» и после — если они еще существовали. Приговор для недобросовестного владельца распространялся на все плоды, не только им полученные, но и которые могли быть им получены до «закрепления спора», а после него он отвечал за те плоды, которые могли быть собраны истцом, даже если для ответчика получение таких плодов и было невозможным. Если владелец произвел затраты на вещь, то в классический период он был лишен притязаний на возмещение, а в юстиниановский период стало действовать право на их возмещение, в зависимости от того, являлся ли владелец добросовестным или недобросовестным, а совершенные затраты были полезными и необходимыми или для удовольствия. В случае невыдачи ответчиком присужденной истцу вещи она отбиралась у него насильно. Если же вещи у него не оказывалось, то истец определял величину своих убытков под присягой в любом размере, если только судья не указывал ему предельной границы суммы. Акцио негаториа («отрицательный иск») — это иск собственника, отрицающего вторжение другого лица в его собственность в виде сервитута, узуфрукта. Например, кто-то, строя дом, выносит балкон Данный иск отличался от виндикационного тем, что при нем владение истец не теряет, а на него лишь посягают. Далее, предметом виндикации служит все содержание права собственности, а предметом «отрицательного иска» — определенная сфера осуществления этого права. Истец доказывал свое право собственности и факт ее нарушения ответчиком. Возражающий ответчик обязан был доказать свое право (свой сервитут) на вторжение в чужую собственность. Цель иска была троякой: во-первых, запрет на незаконное вторжение в собственность; во-вторых, вознаграждение за возможные причиненные убытки и, в-третьих, получение от ответчика (например, Акцио Публициана (Публицианов иск). Он относился к категории личных исков и был установлен претором Публицием для охраны добросовестного владельца против лица, к которому неосновательно перешло его владение, или оно вторглось в него. В первом случае этот иск был таким же, каким для собственника была виндикация; во втором — «отрицательный иск». Истец должен быть владельцем вещи, находящейся в обороте, добросовестным и правомерным (купленной, подаренной вещи). Ответчик — обладателем без всякого основания или с меньшим основанием (недобросовестный владелец или добросовестный, но приобретший вещь позднее истца). Доказывание возлагалось на истца: ему необходимо было представить основания владения истцом и наличности обладания ответчиком. В первом случае истец должен был лишь удостоверить наличность своего владения и его основания; добросовестность за ним предполагалась. Следующими личными исками были: 1) гарантия на случай грозящего ущерба — требование об обеспечении вреда от грозящей опасности по причине, например, разрушения старой постройки, плотины или в силу каких-либо причин природного характера. Обеспечение давалось в форме стипуляции, т. е. устного обещания устранить угрозу или восполнить возможные убытки. В случае отказа претор предоставлял истцу право совместно с собственником владеть зданием, от которого исходила угроза. Это делалось для того, чтобы истец мог осуществить контроль за ходом восстановительных работ. Если право совместного владения не достигало цели, то претор переносил на истца право собственника на здание ответчика; 2) об удержании дождевой воды — он вчинялся соседу, чтобы тот не делал каких-либо плотин для изменения течения дождевой воды, что могло, например, привести к затоплению лугов, подмыву деревьев. Нормальным считались природные стоки воды;
ПРАВА НА ЧУЖИЕ ВЕЩИ Понятие и виды прав на чужие вещи Основная группировка вещных прав опирается на два свойства отношений индивида к вещи: на принадлежность и служебность. Служебность вещи обозначается сервитутом — вещным правом на чужие вещи с целью восполнения недостатков недвижимой собственности. Сервитут буквально означает «рабство вещи», «служение вещи». Сервитут есть вещное право, но может быть и обязательственным правом на чужую вещь (ссуда, наем). Сервитут есть право на чужую вещь, чужую собственность. Содержание сервитута состоит в пользовании, а не в распоряжении или потреблении вещи. Гай относил сервитут к нетелесным вещам — к тому, что находится в праве (обязательству, завещанию). Главнейшими сервитутами были земельные и личные. Собственность и сервитут находятся в одной вещи, но это два отдельных правоотношения, взаимно ограничивающие пользование одной и той же вещью. Сервитут ограничивает собственность: собственник не может отказать в рубке леса для топки, не может уничтожить балкон соседа при постройке нового здания на своей земле. Собственность ограничивает сервитут: сервитарий должен пользоваться сервитутом добропорядочно, чтобы вещь не пострадала; собственник может, несмотря на существующий сервитут, установить в той же вещи другой сервитут (например, при пользовании источником воды, дорогой). В классический период сервитутное право определялось четырьмя афоризмами: 1) «своя вещь не может быть объектом сервитута», т. е. Общими условиями для всех сервитутов были: 1) постоянство служения — служебное имение должно приносить постоянную пользу (потому нельзя установить водный сервитут на высыхающем озере или пруде, где вода есть не всегда); 2) соседство имений, т.е. обе недвижимости должны быть смежными, но не обязаны соприкасаться друг с другом; 3) полезность имения — оно должно было удовлетворять необходимые потребности (прохода, проезда через чужой участок), а также приносить пользу в интересах удобства (иметь красивый вид из окон); 4) неделимость — нельзя устанавливать сервитуты в неделимой, идеальной части общей собственности. Удаление одного из сохозяев или присоединение нового сособственника не влияло на сущность сервитута.
Предиальные сервитуты Это были земельные сервитуты, подразделяющиеся на сельские и городские. Сельские сервитуты были древнейшими, известными еще «Законам ХII таблиц». Их назначение — восполнить на участке недостающие блага, свойства или удобства. Земельный участок, которому предоставлялись такие блага, назывался «господствующим», а их предоставляющий — «служащим». Сельскохозяйственных сервитутов было множество, и все они подразделялись на четыре группы: дорожные, водные, луговые и материальные. Дорожные сервитуты существовали в следующих видах: 1) итер — пешеходный сервитут (право проходить или проезжать через чужой участок на коне, несение в носилках); 2) актус — прогон скота и проезд Водные сервитуты были разнообразными: 1) проведение с чужого участка воды для орошения; 2) черпание воды в чужом источнике; 3) водопой скота в чужом источнике; 4) запрет открывать источники К луговым сервитутам относились: 1) право пасти скот на чужом лугу; 2) право устроить шалаш для пастуха. Под материальным сервитутом понималось добывание для постройки материалов (песка, камня, глины, дерева). Городские сервитуты возникли позднее. К ним принадлежали: строительные, сточные и световые сервитуты. Строительные сервитуты были вызваны нуждами возведения зданий и сводились к следующим видам: 1) об укреплении конца балки С точные сервитуты касались отвода или стока отбросов на чужой участок: 1) устройство стока дождевой воды во двор соседа; 2) отвод нечистот на соседний участок; 3) отвод чрезмерного дыма из труб или пара из бань в пространство соседа. К световым сервитутам относились: 1) требования не поднимать строение выше установленных размеров, чтобы не загораживать доступ света соседу; 2) насаждения и деревья не должны загораживать света и вида. Личные сервитуты Предиальные сервитуты устанавливались в хозяйственных интересах соседних имений, личные сервитуты, напротив, имели в виду исключительно личные интересы, установленные в пользу известного лица. Ими могли быть недвижимые и движимые вещи. Личные сервитуты были гораздо обширнее вещных. К личным сервитутам принадлежали: узуфрукты, узус, хабитацио, оперэ серворум эт анималиум. Узуфрукты определялись как бесплатное пользование чужими вещами и плодами с сохранением существа вещей. Предметом узуфрукта могли быть только непотребляемые вещи. Потом был допущен узуфрукт потребляемых вещей, который назывался квази-узуфрукт (как бы узуфрукт). В состав признаков узуфрукта входили следующие: 1) право вещное; 2) право пожизненное; 3) право неотчуждаемое; 4) пользование; 5) извлечение плодов. Узуфрукт — право вещное. Этим он отличался от обязательственного права на чужую вещь, возникающего из договора. Например, по договору найма арендатор получает правомочие, схожее по содержанию с узуфруктом. Но если хозяин вещи терял право собственности, прекращались и правомочия арендатора. Узуфрукт же продолжался независимо от перемены собственников вещи. Узуфрукт — право пожизненное. Он прекращался со смертью узуфруктария. Узуфрукт — право неотчуждаемое, т. к. было тесно связано с определенным лицом до его смерти. Но юридическая практика допускала передачу или уступку осуществления узуфрукта: право оставалось за узуфруктарием, а осуществление его как бы переходило к поверенному. Узуфрукт — юс утенди, т. е. право пользования в нем находилось как необходимый элемент ради извлечения плодов. Узуфрукт — юс фруенди. Это самое существенное право узуфруктария, распространяющееся на всякие гражданские (в виде наемной платы за предмет узуфрукта с арендатора) и естественные (приобретаемые узуфруктарием посредством завладения) плоды. Салва реи субстанциа или неуничтожение существа или ценности вещи. Узуфруктарий не имел права уничтожать, портить вещи, возводить новые здания, изменять устройство дома. Он мог обрабатывать имение, не уменьшая при этом его доходности. Право собственника являлось «голой властью», в соответствии Обязанности узуфруктария были следующими: во-первых, при установлении узуфрукта он должен был заверить собственника, что будет пользоваться вещью добропорядочно и вернет ее в целости и сохранности; во-вторых, узуфруктарий должен был обращаться с вещью как заботливый хозяин и согласно с экономическим назначением вещи, нести повинности, лежащие на имении, а также платить подати и налоги; в-третьих, после прекращения узуфрукта должен был возвратить вещь с приращениями. Квази-узуфрукт был введен неизвестным сенатским постановлением первоначально в виде легата (отказа) при завещании. Согласно ему, узуфруктарий получал узуфрукт в собственность и по окончании его возвращал равноценный (например, безвозмездная сдача им квартиры, количество вещей того же рода). Узус — право пользование чужой вещью без извлечения плодов (например, право жить в чужом доме, не отдавая его внаймы). В большинстве случаев правом пользоваться вещью и плодами от нее, мог передавать свое право пользование другому лицу. Хабитацио — право проживания в чужом доме. Устанавливалось по завещанию или в случае легата в пользу нуждающегося лица. По сравнению с узусом и узуфруктом хабитацио имело две особенности: 1) жилец мог передавать право пользования непременно возмездно (безвозмездная передача означала бы, что он в квартире не нуждается); 2) хабитацио не прекращалось вследствие непользования, умаления правоспособности. Хабитацио распространялось и на перегринов. Оперэ серворум эт анималиум — бесплатное пользование услугами чужого раба или чужого животного. Отказывались по завещанию
Возникновение и прекращение сервитутов Способы приобретения сервитутов были разнообразными — закон, судебное решение, договор, давность. По закону устанавливались только узуфрукты (например, отец имеет узуфрукт в имуществе подвластных детей и в половине имущества добровольно им эманципированных детей). Судебным решением устанавливался сервитут при разделе общего имущества (например, одному из бывших совладельцев достался безводный участок, ему устанавливался водный сервитут на смежном участке). По завещанию сервитут возникал в виде легата, наследодатель возлагал на наследников установление сервитута путем отказов другим лицам. По договору сервитут устанавливался собственником вещи. Договор мог быть самостоятельным или побочным. Первый возникал при отчуждении имущества собственником, который оговаривал себе сервитут в бывшей собственности. По цивильному праву, на италийские земли сервитуты приобретались по манципации и ин юре цессио («уступке по суду»). По отношению к провинциальным сервитутам практиковались неформальные договоры. В Кодификацию Юстиниана цивильные договоры не вошли, они были заменены на передачу в форме традиции или квази-традиции. По давности сервитуты в «Законах ХII таблиц» приобретались согласно общей узукапии, т.е.осуществления сервитута в течение двух лет. Закон Скрибония отменил образование сервитутов по цивильной давности. Вместо краткой давности стала практиковаться продолжительная преторская давность (10 и 20 лет, а в отношении казенного или церковного имущества — 30 и 40 лет), закрепленная Юстинианом. Прекращение сервитута совершалось многообразными способами: путем изменения субъектов сервитутного отношения, изменением объекта его и по давности. В первом случае сервитут заканчивался по причине смерти сервитария, выбытия обязанного сервитутом, поступления к одному лицу всего сервитутного отношения, по воле управомоченного. Смерть сервитария прекращала только узуфрукты и узус, земельные же сервитуты переходили по наследству. Узуфрукт прекращался через умаление правоспособности (при Юстиниане — только при высшем и среднем умалении). С выбытием сервитария прекращался сервитут, установленный по эмфитевзису и суперфицию. Всякие сервитуты прекращались вследствие слияния в одном лице права собственности и сервитута. Такое слияние в вещных сервитутах называлось конфузио, а в личных — консолидацио. По воле управомоченного прекращались сервитуты, когда он переносил сервитут по сделке на другое лицо. В цивильном праве сделки были формальными (реманципация, ин юре цессио), Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |