|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации. В истории России XIX века большое место занимает тема освободительного движения, развития общественной мысли и культурыВ истории России XIX века большое место занимает тема освободительного движения, развития общественной мысли и культуры. «Пробуждение» российского общества начинается в эпоху перехода от феодализма к капитализму, то есть в период ломки феодально-абсолютистских учреждений и зарождения буржуазного общества. Как вы уже знаете, в социально-экономическом и политическом развитии Россия отставала от передовых западных стран, в которых уже в XVII–XVIII веках произошли буржуазные революции, и утвердился парламентский политический строй. Однако и в России на рубеже XVIII–XIX веков задачи таких же преобразований были поставлены общественной мыслью, которая во многом заимствовала передовые идеи западных мыслителей. Но особенность России заключалась в том, что задачи буржуазно-демократических преобразований страны, выдвинутые наиболее образованными представителями российского общества, опережали реальные условия их осуществления. Более полное представление о причинах и особенностях развития общественной мысли в России в XIX в. вы можете составить, прочитав текст № 1. Изучение первого вопроса необходимо начать с рассмотрения различных течений общественного движения в России в XIX веке. Для этого необходимо понять сущность консервативной (охранительной) и либеральной идеологии. Раскройте содержание понятий «консерватизм» и «либерализм», а затем изучите программные положения представителей этих разных идейных течений (см. тексты № 2 и 3). Обратите внимание, что консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Еще в начале XIX века Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения «мудрого самодержавия», которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию» (текст № 2). Наиболее яркое воплощение идеология русского консерватизма получила в теории официальной народности графа С.С. Уварова, основанной на трех принципах: самодержавие, православие, народность. При этом самодержавие рассматривалось как единственно возможная форма правления в России, православие – как основа духовной жизни народа, народность – как «единство» народа и его «единение» с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем (издатели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Московского университета М.П. Погодиным, С.П. Шевыревым, О.И. Сеньковским. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования. При рассмотрении либеральной идеологии особое внимание уделите анализу двух основных течений либерализма: славянофильства и западничества. Считается, что сам термин «славянофильство» был придуман их идейными оппонентами – западниками. Сами славянофилы называли себя «русолюбами» или «русофилами», т.е. подчеркивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство – до реформы 1861 г. и позднее славянофильство – примерно до середины 70-х гг. XIX века. Славянофилы (И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Д. Валуев, Ю. Самарин и др.) были убеждены в самобытности пути развития России, единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие, верили в то, что основная задача России – вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы. В отличие от славянофилов западники (В.П. Боткин, Г.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев и др.) считали, что Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием. Поэтому необходимо догнать Европу путем реформ, ликвидируя самодержавие и крепостное право. Путем сравнения идейных постулатов славянофилов и западников, попытайтесь найти общее в их взглядах на прошлое, настоящее и будущее России. Обратите внимание, что в российском общественном движении преобладали дворяне, представители интеллигенции, в отличие от стран Западной Европы. Это было обусловлено тем, что в России так и не сформировалось широкого «среднего» слоя населения, т.е. «третьего сословия», которое могло бы выдвинуть свои политические программные требования и возглавить политическую борьбу. Далее необходимо перейти к анализу революционного направления общественного движения. Одними из первых представителей революционного движения в России традиционно считаются декабристы. При изучении движения декабристов вначале необходимо выяснить его идейно-политические истоки. Большинство современных исследователей подчеркивают, с одной стороны, национальные корни движения декабристов, а с другой – влияние на них буржуазных идей французских просветителей и революционных событий в Европе (текст № 5). В движении декабристов выделяют умеренное крыло, взгляды представителей которого отразились в «Конституции» Н.М. Муравьева, и радикальное крыло, взгляды представителей которого отразились в «Русской правде» П.Н. Пестеля (текст № 6). Изучая восстание декабристов, необходимо ответить на следующие вопросы. Почему день восстания был назначен на 14 декабря 1825 г.? Какие события предшествовали этому? Каковы были цели восстания Черниговского полка на Украине 29 декабря 1825 г. – 3 января 1826 г.? Почему восстание закончилось поражением? В 60–80-е годы XIX в. ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А.И. Герценым и Н.Г. Чернышевским, ставшими родоначальниками теории «русского социализма» – своеобразного синтеза учения западноевропейских социалистов (Ш. Фурье, П.Ж. Прудон, А. Сен-Симон, Р. Оуэн) и их собственных взглядов, согласно которым Россия могла перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины. Периодическое уравнительное перераспределение земли, совместное владение и пользование лугами, пастбищами, лесами, крестьянское самоуправление, коллективизм, равенство всех членов общины – все эти черты русской крестьянской экономики рассматривались Герценым и Чернышевским как элементы социалистических отношений. Дальнейшее развитие это учение получило в работах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, Н.П. Ткачева. Однако они выступали за различные пути реализации народнической идеологии в практике революционной борьбы. В этой связи отмечают три течения в народничестве. Опираясь на дополнительную учебную литературу, дайте краткую характеристику этих течений, в частности методов, форм и целей политической борьбы. Идеология народничества оказала непосредственное влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. Добиться результатов не удалось, начались массовые аресты народников. Провал «хождения в народ» привел к расколу революционного движения. Часть народников объединяется в организацию «Народная воля», главной целью которой являлась организация террора, направленного против царя и высших сановников государства. Террор рассматривался ими как основное средство для «дезорганизации» самодержавия и поднятия авторитета революционной борьбы. После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены, а народническая идеология вступает в полосу глубокого кризиса. Обратите внимание, что в результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. Первая русская марксистская организация создается в 1883 г. в Женеве Г.В. Плехановым, П.Б. Аксельродом, В.И. Засулич и др. В своих работах они вели идейно-теоретический спор с народниками, пропагандировали марксизм. В 80-е – начале 90-х гг. возникают марксистские кружки – Д. Благоева, П.В. Точисского, М.Н. Бруснева в Петербурге, Н.Е. Федосеева в Казани. В 1895 г. В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др. основали в Петербурге общегородскую социал-демократическую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. в Минске проходит 1-й съезд РСДРП. Подумайте, в чем причины роста рабочего движения и популярности марксизма в России в конце XIX в.? При изучении второго вопроса следует остановиться на двух периодах в развитии русской культуры: первой и второй половине XIX века. При подготовке особое внимание необходимо сосредоточить на основных направлениях, представителях, особенностях культурного развития. Обратите внимание на общую либерализацию духовной атмосферы в стране в течение XIX в., а также покажите, как отразилось начало промышленного переворота на развитии науки и просвещения. Закрепить материал Вам поможет работа с первоисточниками и практическими заданиями. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |