|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
П 3.7 Метод простых итераций решения систем линейных алгебраических уравнений
Рассмотрим метод простых итераций [19]. Имеем систему линейных алгебраических уравнений (1)
или в матричном виде . (2) Приведем систему (1) к эквивалентному виду
(3)
или в матричной форме
, (4) где , , .
Такое приведение может быть выполнено различными способами. Итерационную последовательность векторов (5) называют методом простых итераций. Вектор начального приближения выбирается произвольно. В качестве начального приближения вектора неизвестных можно также принимать вектор правых частей: , т.е. . В качестве критерия сходимости метода простых итераций имеет место следующее утверждение [20]: Для того чтобы метод простой итерации сходился при любом начальном приближении , необходимо и достаточно, чтобы , где - все собственные значения матрицы В. Метод будет сходиться также в случае , (6)
так как , где - первая или вторая норма матрицы. Таким образом выбор матрицы В для системы (5) метода простой итерации должен подчиняться требованиям сходимости и не может быть совсем произвольным. Если матрица А имеет диагональное преобладание, т.е. ее элементы удовлетворяют неравенствам
(7)
то в качестве матрицы В можно задать матрицу с элементами (8)
В этом случае систему (1) в эквивалентном виде (3) можно записать следующим образом: (9) т.е. , Описанная модификация метода простой итерации, связанная с делением уравнений на диагональные элементы матрицы системы, называется методом Якоби [10]. Если , то для метода простых итераций известна оценка погрешности [18]: , (10) где - точное решение. Выход из итерационного процесса осуществляется по результатам выполнения неравенства
, (11)
где - заданная точность, которую необходимо достигнуть при решении исходной задачи и . Заменив (11) более простым условием и используя понятие первой нормы вектора, получим условие прерывания итерационного процесса в виде
. (12)
Пример 1. Методом простых итераций решить систему линейных уравнений с точностью , приведя ее к виду, удобному для итераций.
Решение: Очевидно, что матрица этой системы не удовлетворяет условиям диагонального преобладания. Переставим уравнения местами так, чтобы выполнялось условие преобладания диагональных элементов.
Преобразуем эту систему к эквивалентному виду (5). Для этого выразим из первого уравнения , из второго , из третьего , получаем
Имеем , .
Заметим, что ,следовательно, условие сходимости выполнено. Зададим вектор начального приближения . Выполним расчеты по формуле (6)
На первой итерации имеем систему .
Условие окончания итерационного процесса не выполняется, значит продолжаем процесс. На второй итерации получаем систему . Условие окончания итерационного процесса не выполняется, продолжаем итерировать до требуемой точности. На пятой итерации требуемая точность достигнута . Пример 2. Описать алгоритм метода простой итерации на языке программирования С++. При описании алгоритма используются объекты и методы классов «SquareMatrix», «Vector».
void IterationMethods:: simpleIterationMethod(SquareMatrix A, Vector f, double tochnost){
/* Создание вспомогательной матрицы В, векторов g, x1 и вектора решений x */
SquareMatrix B = SquareMatrix(A.getRowCount()); Vector g = Vector(A.getColCount()); Vector x = Vector(A.getColCount()); Vector x1 = Vector(A.getColCount());
/* Получение канонического вида системы: X = BX + g, т.е. матрицы В и g */ for (int i = 0; i < A.getRowCount(); i++){ for (int j = 0; j < A.getColCount(); j++){ if (i == j){ B.setElement(i, j, 0); } if (i!= j){ B.setElement(i,j,-A.getElement(i,j)/A.getElement(i, i)); } } g.setElement(i, f.getElement(i)/A.getElement(i, i)); }
/* Построение итерационной последовательности и вычисление значения вектора на текущей итерации по формуле X(k+1) = BX(k) + g */ ................................................. /*Вывод вектора решений*/ }
Данный алгоритм основан на матричном представлении метода простой итерации. Однако можно обойтись без построения матрицы В и вектора g, воспользовавшись непосредственно формулами (10) для описания итерационного процесса. Это позволит сэкономить вычислительные ресурсы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |