|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разногласия между школами Леонтьева и РубинштейнаВАЖНО: Ключевым моментом, по которому мнения ученых расходились, было то, что Леонтьев приравнивал бытие человека к деятельности (то есть всегда, в любой момент человеком осуществляется та или иная деятельность), а Рубинштейн различал деятельность как процесс (!), который может происходить время от времени в жизни человека. 2 основные линии: 1) принцип детерминизма применительно к психологии. Роль внешних и внутренних условий в процессе формирования способностей.Соотношение собственно внешиепрактической деятельности и сознания 2) предмет исследования психологии. Деятельность у Рубинштейна выступает в качестве объяснительного принципа сознания и психики, а не предмета психологии. Рубинштейн выделяет в сознании: Знание Переживание (дано мне в непосредственном переживании, но познается не непосредственно. Познание опосредуется через отношение к объективному миру.) Опосредовано познание возможно – через то, что человек делает, что он говорит.. Виды деятельностных образований: реакция(непосредственный ответ на внешние воздействие) действие (ответ с сознательной целью) поступок (направляется личностью, общественными эталонами, всегда связан с другими людьми) С-е – идеальный план д-ти, опосредует реальную д-ть. С-е формируется в процессе д-ти Конкретно-эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в Д. п. (при всех различиях в теоретическом его осмыслении) можно разделить условно на шесть групп по формам психического развития (генеза): 1) в филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, К. Э. Фабри и др.); 2) в антропологических исследованиях в конкретно-психологическом плане рассматривались проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (П. Я. Гальперин); 3) в социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. Коул, представители Критической психологии идр.), однако проблемы социогенеза сознания еще недостаточно разработаны в Д. п.; 4) из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле Д. п. выросли самостоятельные деятельностно ориентированные теории (теория периодизации психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина, теории развивающего обучения В. В. Давыдова, теория формирования перцептивных действий А. В. Запорожца и др.); 5) функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами не только ученых школ А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, но и других известных отечественных психологов (Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, А. А. Смирнова, Н. А. Бернштейна и др.); 6) пато- и нейропсихологические исследования роли конкретных форм деятельности в развитии и коррекции распада высших психических функций (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Б. В. Зей-гарник и др.). В рамках перечисленных направлений исследований Д. п. был разработан ряд важнейших теоретических проблем психологии, вт. ч.: проблема макро- и микроструктуры человеческой деятельности (деятельность — действие — операция — функциональный блок), проблема строения сознания-образа (чувственная ткань, значение, личностный смысл), проблема интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием разработанного в Д. п. понятия «ведущая деятельность» и др. На основе общепсихологических идей Д. п. разрабатываются деятельностно ориентированные теории в различных отраслях психологии (социальной, детской психологии, патопсихологии и др.). Основные образующие сознания Сознание – со-знание. Леонтьев: основным, базовым условием понимания человеком смысла своих действий является наличие в его психике особых образований – значений. Сознание возникает благодаря происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. При этом они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий. Каждый человек в ходе онтогенеза приобщается к нему через овладение языком, и благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Основными образующими сознания являются: Значение Личностный смысл Чувственная ткань В значениях (языковых) представлена преобразованная и свернутая идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых общественной практикой. Значения – познавательные представления об окружающем мире, в которых представлены результаты познавательного опыта общества в целом. Значения, как правило, зафиксированы в языке, но могут – в орудии труда, образе. Значения возникают в индивидуальном сознании в процессе вхождения человека в отношения с другими людьми и обществом в целом, в процессе присвоения общественно-исторического культурного опыта. Значения в сознании: продукт общественно-познавательного опыта личностный смысл (субъективный) Значения присваиваются ребенком «готовыми», исторически выработанными. Этот процесс происходит при общении ребенка с окружающими людьми. Обучаясь выполнению действий, он овладевает соответствующими операциями, которые, в их сжатой, идеализированной форме и представлены в значении. Личностный смысл – возникает в процессе присвоения значений. При этом значения включаются в контекст индивидуальной деятельности, мотивов побуждающих действий. Значения, включенные в мотивационный эмоциональный контекст приобретают новое качество – личностный смысл, «значение для себя». Личностный смысл связывает значения с реальностью самой его жизни, с ее мотивами. Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань – чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы различаются по модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д Функция чувственных элементов: придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту,Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания Чувственная ткань образа может быть представлена в сознании двояко: то, в чем существует для субъекта предметное содержание (и это составляет обычное, "нормальное" явление) сама по себе Возможность дифференцирования феноменального поля и предметных "значимых" образов составляет особенность только человеческого сознания, благодаря которой человек освобождается от рабства чувственных впечатлений, когда они извращаются случайными условиями восприятия Язык Общепринятого определения языка нет. Филологи дружно кивают на известного лингвиста Фердинанда Де Соссюра, его определение: Язык – это универсальное для всех говорящих на нем людей (он приписывает язык только людям) система знаков, имеющих определенное значение, и правила оперирования ими. Язык – это строго нормализованная система средств общения, т.е. система символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности. В индивидуальном развитии, язык – это средство общения, мышления и самоанализа. Основные единицы языка (Глейтман «Основы психологии»): 1. Фонемы – основные перцептивные единицы, из которых состоит речь. Для произнесения какого-либо звука, мы заставляем столб воздуха из легких подниматься вверх и наружу через рот, одновременно передвигая части голосового аппарата из одного положения в другое. Многие различия в звуках не воспринимаются, например, слово «нос» можно произнести с большим или меньшим присвистом на звуке «с», но часто различия в звуках указывают на различия значений слов. Ни «нож» ни «босс» не будут восприняты как «нос». Фонема – самая маленькая единица языка. 2. Морфемы – наименьшие единицы языка, несущие в себе смысл. Некоторые слова состоят из одной морфемы («но», «бег», «путь»), но для образования сложного слова нужно объединение морфем. Например, суффикс –ник (обозначающий «тот, кто осуществляет») и окончание –и («больше, чем один») при объединении с морфемой «путь» дают сложное слово «путники» (путь + ник + и). Слово. 4. Словосочетания (фразы) – это единицы, организующие слова в осмысленные группы в рамках предложения. 5. Предложение. Слова и словосочетания объединяются в предложения в соответствии с правилами синтаксиса, которые устанавливают, какие элементы должны быть включены в предложение и в каком порядке они могут появляться.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |