|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отечественная психология (деятельностный подход)Основоположники: Теплов, С. Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев (1903 гр), Петр Яковлевич Гальперин (1902 гр), Пономарев Яков Александрович (1920 гр), Ю.Б. Гиппенрейтр (1930 гр), О.К. Тихомиров (1933 гр), Брушлинский Андрей Владимирович (1933 гр), Богдановаи т.д. Леонтьев: М – это процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. М дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности. М – это непрямое, опосредствованное отражение действительности. М не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний. Таким образом, М имеет общественную природу. Экспериментальное исследование: Когда человек стоит перед необходимостью решения новой задачи, то процесс ее решения имеет 2 этапа: 1. Нахождение адекватного принципа решения, который прямо не вытекает из условий задачи. Наиболее творческое звено мыслит.деят. Его исследование представляет собой большой интерес. Исследование проводится на задачах «на догадку», которые требуют от испытуемого таких знаний и умений, которые заведомо у него имеются, но решение таких задач сразу не находится. Если же принцип решения такой задачи найден, то ее решение уже не представляет труда. 2. Применения найденного принципа решения. Задача с четырьмя точками (Пономарев): Испытуемому дается основная задача: перечеркнуть 4 точки, стоящие в углах квадрата тремя прямыми линиями, не отрывая руки. Эта задача сразу не решается и экспериментатор предлагает ему наводящую задачу: испытуемый должен был снимать с шахматной доски пешки, поставленные квадратом, причем так, что движения, которое при этом проделывал испытуемый было треугольником. Основной продукт – то, что соответствует цели решаемой задачи (испытуемый выиграл партию). Побочный продукт – получается в результате решения основной цели, но ей не соответствует (треугольная траектория, как принцип решения). Если наводящую задачу давать до основной, то она бесполезна! Испытуемый должен попробовать все возможные способы решения до того, как ему дали подсказку.
Задача со спичками (Гиппенрейтер): Из 6 спичек надо сложить 4 равносторонних треугольника, со стороной в целую спичку. Решение – это выход из плоскости в объемную фигуру. Испытуемым давалась еще одна задача: уместить части коробки от папирос на очерченной плоскости, так чтобы они не перекрывали друг друга. Эта задача в плоскости не решалась, и испытуемые переносили ее в объем – ставили коробки на ребро. Далее исследовалось решение/нерешение первой задачи в зависимости от различных факторов. Было выделено 4 таких фактора: Сохранение испытуемым интереса к задаче. Испытуемые делились на активных, которые продолжали пробовать решать задачу и, после того, как у них она не получалась, их интерес только увеличивался, и пассивных – которые после некоторого времени отказывались продолжать решать задачу. У пассивных принцип решения задачи с коробками не переносился на задачу со спичками, а активные после решения задачи с коробками, моментально решали задачу со спичками. Заключение о неэффективности использованных способов решения. Одна группа испытуемых прерывалась экспериментатором в начальный период решения основной задачи, а вторая – после долгого времени перебирания различных способов. Вторые – переносили принцип решения задачи, а первые – возвращались к перебору всяких решений. Новизна наводящего объекта. Один испытуемый решил задачу со спичками без наводящей задачи, т.к. на стол была случайно поставлена солонка, которая навела его на мысль поднять спички вверх. Солонка только что бросилась в глаза испытуемому и поэтому способствовала решению, тогда как всегда стоящие шкафы, полки и т.п. вещи, несмотря на свой объем, не послужили подсказкой. Содержание в подсказке основного принципа решения. Если испытуемому предлагалась задача, в результате которой он получал не основной принцип решения, а решение полностью (задача с пробкой, которой служил тетраэдр), то такая задача не способствует решению первой задачи. Следовательно, задача должна содержать не готовый результат, а лишь основной принцип решения. Только сочетание всех четырех условий приводит к решению задачи. Условия перевода побочного продукта в основной: Чем больше прямой продукт удовлетворяет потребности в подсказке, тем меньше вероятность переориентировки на побочный. Простота наводящей задачи. Простота основной задачи. Меньшая автоматизированность способа действия в подсказке. Обобщенность способа в подсказке. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |