|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
У истоков нового знания
В начале своего развития история была, прежде всего, жанром художественной прозы. Место ее рождения – малоазийская Иония, и в частности Милет, выдающийся центр греческой культуры архаической эпохи. Великие ионийские философы рассматривали мир природы (космос) как единое целое, а человеческое общество как его часть. Первоначально они писали, продолжая эпическую традицию, в поэтической форме, но вскоре возник новый литературный жанр, который более соответствовал развитию критической и научной мысли. В VI в. до н. э. подверглись пересмотру многие присущие эпосу представления о космосе, богах, об известных грекам землях и народах, и появились прозаические описания – произведения нового типа, противостоящие традиционной поэзии и мифологии. Интерес их авторов был направлен не только на окружающую действительность, но и на прошлое, которое помогало понять настоящее.
Основой для реконструкции прошлого служили мифы и эпос, при этом прозаическая запись традиционных преданий была не только их пересказом, но и критикой – отбором и переосмыслением. Так создавались первые хроники, этнографические описания местностей и городов. Насколько можно судить по дошедшим до нас фрагментам этих произведений, внимание их авторов было сосредоточено на родословных основателей городов, достопримечательностях и обычаях разных народов. Для всех авторов было характерно наивное представление о том, что исторические предания, старинные сказы и мифы воспроизводят подлинную, только несколько приукрашенную действительность и для установления истины достаточно устранить все сверхъестественное и неправдоподобное. Если факты казались бессмысленными, им пытались дать иное, более разумное объяснение. Главным было стремление «найти правду» и взять из предания то, что можно, так или иначе, проверить. Такая работа определялась словом «история», имевшим двойной смысл: свидетельство очевидца и расследование, расспрашивание. Авторов таких сочинений называли логографами (гр. logos – слово, сочинение). Позднее этот термин приобрел много значений, но вначале он употреблялся для противопоставления прозаического слова поэтическому. В качестве литературного жанра рассказ-логос отличался от басни, сказки и мифа. Логографы черпали сведения в устных и письменных источниках. Устными являлись новеллы городского фольклора, эпические предания о богах и героях, письменными – погодные списки должностных лиц и победителей Олимпийских игр, а также описания путешествий по суше и морю, которые велись для нужд торговли и мореплавания. На этой основе логографы создавали труды, более крупные по объёму и широкие по кругозору: рассказы разного происхождения объединялись в них вокруг общих тем – народ, страна, город, генеалогия знатных родов. В V в. логографами были созданы ещё более масштабные произведения, объединявшие рассказы о прошлом целых стран: Харон составил описание Персии, Ксанф – Лидии. Отличительной чертой их писательского метода была фактографичность – стремление снабдить читателя точными и достоверными данными, что определяло их способ общения с материалом: механическое объединение вокруг одной темы разрозненных рассказов без попыток их синтеза и раскрытия внутренних связей между ними.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |