АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕВОДА

Читайте также:
  1. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПАТОГЕНЕЗА ВОСПАЛЕНИЯ. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАТОГЕНЕЗЕ СЕПСИСА И СИНДРОМА СИСТЕМНОГО ВОСПАЛИТЕЛЬНОГО ОТВЕТА
  2. Аспекты конфликта
  3. АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВО - ПРИРОДА
  4. Аспекты проблемы
  5. Б) СПОСОБЫ ПЕРЕВОДА СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ
  6. Беседа. Психологические аспекты диалога
  7. Биомеханические аспекты переломов надколенника
  8. В каком порядке в общем случае обжалуются ненормативные правовые акты налоговых органов?
  9. В каком порядке в общем случае обжалуются ненормативные правовые акты налоговых органов?
  10. ВЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОЦИАЛЬНЫЕ, МЕДИЦИНСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУКИ
  11. Внешнеэкономические аспекты системных реформ
  12. Возрастная специфика и тендерные аспекты культуры

Общая теория перевода раскрывает понятие переводче­ской нормы, на основе которой производится оценка качества перевода. Лингвистика перевода включает как теоретические (дескриптивные), так и нормативные (прескриптивные) разделы. Теоретические разделы лингвистики перевода (т.е. лингви­стическая теория перевода) исследуют перевод как средство межъязыковой коммуникации, как объективно наблюдаемое яв­ление, которое можно описывать и объяснять. В нормативных разделах лингвистики перевода на основе теоретического изучения перевода формулируются практические рекомендации, направленные на оптимизацию переводческого процесса, облегче­ние и повышение качества труда переводчика, разработку ме­тодов оценки переводов и методики обучения будущих переводчиков.

Для сознательного и правильного выполнения своих функ­ций переводчик должен ясно представлять себе цель своей де­ятельности и пути достижения этой цели. Такое понимание основывается на глубоком знакомстве с основами теории пере­вода, как общей, так и специальной и частной, применительно к той области и комбинации языков, с которыми имеет дело переводчик. Оно предполагает знание системы соответствий между этими языками, приемов и методов перевода, умение выбрать необходимое соответствие и применить наиболее эф­фективный прием перевода в соответствии с условиями конк­ретного контекста, учет прагматических факторов, влияющих на ход и результат переводческого процесса.

Для обеспечения высокого качества перевода перевод­
чик должен уметь сопоставлять текст перевода с оригиналом, оценивать и классифицировать возможные ошибки, вносить необходимые коррективы. Оценкой качества перевода, выявле­нием и классификацией ошибок занимается и большое число лиц, анализирующих результаты переводческого труда: редак­торы, критики, заказчики, преподаватели перевода и т.п. Прак­тические рекомендации переводчику и оценка перевода взаи­мосвязаны и взаимообусловлены. Если переводчик должен вы­полнять какие-то требования, то оценка результатов его работы определяется тем, насколько полно и успешно он выполнил эти требования. Как сам переводчик, так и другие лица, оце­нивающие качество перевода, прямо или косвенно исходят из посылки, что правильный перевод должен отвечать определен­ным требованиям. Совокупность требований, предъявляемых к качеству перевода, называется нормой перевода. Качество пере­вода определяется степенью его соответствия переводческой норме и характером невольных или сознательных отклонений от этой нормы.

Нормативные требования формулируются в виде
принципов или правил перевода. Нормативные положения мо­гут быть общими или частными, охватывать отдельные, частные случаи или относиться к определенному типу переводов или к переводу вообще. Они могут формулироваться в виде единого правила или сопровождаться указаниями на условия, в которых это правило применимо, или на большее или мень­шее число случаев его неприменимости (исключений из пра­вил). Сравним, например, разную степень обобщенности таких нормативных рекомендаций, как правила передачи безэквива­лентной лексики, правила передачи имен собственных, прави­ла передачи индейских имен типа «Хитрая лисица», «Великий змей» и правило о сохранении в переводе традиционных имен
королей: Людовик, Генрих, Карл и пр. В каждом случае нор­мативные рекомендации распространяются на определенный круг явлений.

Результаты процесса перевода (качество перевода)
обусловливаются степенью смысловой близости перевода ори­гиналу, жанрово-стилистической принадлежностью текстов ори­гинала и перевода, прагматическими факторами, влияющими на выбор варианта перевода. Все эти аспекты перевода носят непосредственно нормативный характер, определяют стратегию переводчика и критерии оценки его труда. Понятие нормы перевода включает требование нормативного использования переводчиком языка перевода, а также необходимость соответствия результатов переводческого процесса общепринятым взглядам на цели и задачи переводческой деятельности, которыми руко­водствуются переводчики в определенный исторический пери­од. Таким образом, норма перевода складывается в результате взаимодействия пяти различных видов нормативных требова­ний: 1) нормы эквивалентности перевода; 2) жанрово-стилистической нормы перевода; 3) нормы переводческой речи; 4) прагматической нормы перевода; 5) конвенциональной нор­мы перевода.

Эквивалентность содержания оригинала и перевода вы­
ступает в качестве основы их коммуникативной равноценности,
предполагаемое наличие которой делает данный текст переводом. Норма эквивалентности перевода не является неизмен­ным параметром. Она означает необходимость возможно большей общности содержания оригинала и перевода, но лишь в пределах, совместимых с другими нормативными тре­бованиями, обеспечивающими адекватность перевода. В каждом конкретном случае тип эквивалентности определяется как
соотношением единиц ИЯ и ПЯ, так и учетом прагматических факторов, воздействующих на акт перевода. Нарушение нормы эквивалентности может быть абсолютным, когда пере­вод признается неэквивалентным, не передающим содержание оригинала хотя бы на самом низком уровне, или относительным, если установлено, что остальные нормативные требования могли быть выполнены и на более высоком уровне экви­валентности, чем тот, который был реально достигнут в пере­воде. В первом случае перевод должен быть признан неудов­летворительным, а во втором - может считаться вполне приемлемым в том случае, если максимально возможная смысловая
близость не обязательна для успешной межъязыковой комму­никации.

Жанрово-стилистическую норму перевода можно опре­делить как требование соответствия перевода доминантной функции и стилистическим особенностям типа текста, к кото­рому принадлежит перевод. Выбор такого типа определяется характером оригинала, а стилистические требования, которым должен отвечать перевод - это нормативные правила, характе­ризующие тексты аналогичного типа в языке перевода. Жанрово-стилистическая норма во многом определяет как необходимый уровень эквивалентности, так и доминантную функцию, обеспечение которой составляет основную задачу переводчика
и главный критерий оценки качества его работы. Вопрос о жанровой классификации переводов и переводческой типоло­гии текстов был рассмотрен нами в Гл. IV. Следует подчерк­нуть, что подобно тому, как нормы правильной речи могут устанавливаться лишь с учетом стилистической и социолингви­стической дифференциации языка, так и нормативные требо­вания к качеству перевода имеют смысл лишь по отношению к определенному типу текстов и определенным условиям пе­реводческой деятельности. Было бы принципиально неверным пользоваться одинаковыми критериями для оценки перевода бульварного романа и высокохудожественного литературного произведения, перевода оперного либретто и патентного сви­детельства. Практически критика переводов, главным образом, основывается на интуитивном представлении о жанрово-стилистической норме. Перевод художественного произведения оце­нивается по его литературным достоинствам, технический пе­ревод - по терминологической правильности, обеспечивающей понимание сути дела и возможность использования текста пе­ревода в технической практике, перевод рекламы - по ее дейст­венности и т.п.

Текст перевода - это речевое произведение на ПЯ, и для него обязательны правила нормы и узуса этого языка. Од­нако эти правила неодинаковы для всех случаев функциониро­вания языка. Они варьируются как в различных функциональ­ных стилях, так и в зависимости от разновидности общелите­ратурного языка. Среди последних обычно различают язык разговорной речи (неформального общения) и язык художест­венной литературы. В лингвистической литературе высказыва­лось мнение, что особую разновидность языка составляет и язык науки. «Вторичность» переводных текстов, их ориентиро­ванность на иноязычный оригинал выделяет такие тексты сре­ди прочих речевых произведений на том же языке. Совокуп­ность переводных текстов какого-либо языка составляет особую разновидность этого языка, пересекающую его функциональные стили и иные разновидности. Ориентированность на оригинал неизбежно модифицирует характер использования языковых средств, приводит к «расшатыванию» (другими словами, к раз­витию) языковой нормы и особенно узуса. Контакт двух язы­ков в процессе перевода неизбежно ведет к более широкому использованию аналогичных форм, к относительному уподоб­лению языковых средств. Многие слова, словосочетания, спосо­бы описания ситуации оказываются сначала характерными для языка переводов, и лишь потом частично проникают и в язык оригинальных произведений или становятся в нем столь же узуальными. Такие распространенные ныне сочетания, как «мирные советские инициативы», «вносить инициативы», «мис­сия доброй воли», «уменьшение военного противостояния (кон­фронтации)», «действия правительства в этом контексте», «рас­смотрение альтернативных подходов» и многие им подобные, могут служить примерами расширения норм русской речи в языке переводов. Таким образом, норму переводческой речи можно определить как требование соблюдать правила нормы и узуса ИЯ с учетом узуальных особенностей переводных тек­стов на этом языке. Эти особенности реализуются переводчика­ми интуитивно в их практической деятельности.

Прагматическую норму перевода можно определить
как требование обеспечения прагматической ценности перевода.
Она не является «нормой» в полном смысле этого слова, так
как прагматическая сверхзадача переводческого акта может
быть индивидуальной и не свойственной переводу вообще. Однако модификация результатов процесса перевода в прагматических целях - достаточно распространенное явление, без учета которого невозможна нормативная оценка переводов. Стремление выполнить конкретную прагматическую задачу - это своего рода суперфункция, подчиняющая все остальные аспекты переводческой нормы. Решая такую задачу, переводчик может отказаться от максимально возможной эквивалентности, переве­сти оригинал лишь частично, изменить при переводе жанро­вую принадлежность текста, воспроизвести какие-то формаль­ные особенности перевода, нарушая норму или узус ПЯ, и т.п.
Прагматические условия переводческого акта могут сделать вы­нужденным полный или частичный отказ от соблюдения нор­
мы перевода, заменить фактически перевод пересказом, рефе­ратом или каким-либо иным видом передачи содержания ори­гинала, не претендующим на его всестороннюю репрезента­цию.

Следует учитывать, что в языковом коллективе на оп­ределенном историческом этапе могут существовать строго оп­ределенные взгляды на цели и задачи перевода и пути дости­жения этих целей. В отдельные периоды истории перевода попеременно господствовали требования буквального следования оригиналу, «улучшения» оригинала при переводе («исправительного перевода»), «свободы» переводчика по отношению к оригиналу, который признавался принципиально «непереводи­мым» и т.п.

Раньше переводы религиозных текстов отражали преклонение переводчиков не только перед смыслом, но и перед бук­вой оригинала. И в наши дни требования к переводчику Библии включают «непонятность» перевода с целью обеспечить необходимое воздействие на верующих. В XVIII веке француз­ские переводчики считали своей главной задачей перекраивать оригинал при переводе, приближая его к требованиям «хоро­шего вкуса». Без такой переделки переводы были бы неприем­лемы для критики и читателей. Другими словами, в опреде­ленные периоды развития общества нормой становились нару­шения различных аспектов переводческой нормы. Понятно, что в любой исторический период нормативные требования к переводу формулировались на основе этой своеобразной «кон­венциональной нормы».

В настоящее время конвенциональную норму перевода мож­но определить как требование максимальной близости перево­да к оригиналу, его способность полноценно заменять ориги­нал как в целом, так и в деталях, выполняя задачи, ради ко­торых перевод был осуществлен. Практически это требование реализуется путем выполнения всех или некоторых из указан­ных аспектов переводческой нормы.

В практическом плане между различными аспектами нормы перевода существует определенная иерархия. Перевод­чик и пользующиеся переводом прежде всего обращают вни­мание на прагматическую ценность перевода, на успешность решения прагматической «сверхзадачи», если подобная задача была поставлена перед данным переводческим актом. Сущест­вование прагматической сверхзадачи - явление не столь уж ча­стое, и во многих случаях требования прагматической нормы удовлетворяются путем обеспечения достаточно высокого уров­ня эквивалентности перевода.

Что касается нормы переводческой речи, то, как уже ука­зывалось, оценка выполнения ее требований во многом опре­деляется жанрово-стилистической принадлежностью текста пе­ревода и предполагается, что переводчик в совершенстве вла­деет тем типом речи, который характерен для сферы его дея­тельности.

У многих профессиональных переводчиков, специализирую­щихся на переводах материалов определенного типа, жанрово-стилистическая норма также оказывается заданной для боль­шинства выполняемых переводов и не требует каждый раз за­ново анализировать стилистические особенности оригинала.

Конвенциональная норма перевода остается неизменной на протяжении длительного периода времени и определяет об­щий подход переводчика к своей работе, степень его стремле­ния к достижению максимальной эквивалентности.

И, наконец, норма эквивалентности представляет собой ко­нечное нормативное требование, которое должно выполняться при условии соблюдения всех остальных аспектов переводче­ской нормы. Несомненно, полнота передачи содержания ори­гинала в переводе является важнейшей характеристикой межъ­языковой коммуникации, норма эквивалентности - это наиболее «собственно переводческое» нормативное требование к перево­ду. Она полностью определяется лингвистическими факторами, и степень ее соблюдения может быть установлена с макси­мальной объективностью. Эквивалентность перевода оригиналу является и наиболее объективным критерием для характери­стики результатов деятельности переводчика. Как следствие, именно этот критерий широко используется и при редактиро­вании профессиональных переводов, и в процессе обучения бу­дущих переводчиков.

Таким образом, соблюдение всех нормативных правил, кро­ме нормы эквивалентности, носит более общий характер и яв­ляется чем-то само собой разумеющимся, а степень верности оригиналу оказывается той переменной величиной, которая в наибольшей степени определяет уровень профессиональной квалификации переводчика и оценку качества каждого отдель­ного перевода.

 

Оценка качества перевода может производиться с боль­шей или меньшей степенью детализации. Для общей характе­ристики результатов переводческого процесса используются термины «адекватный перевод», «эквивалентный перевод», «точный перевод», «буквальный перевод» и «свободный (воль­ный) перевод».

Адекватным переводом называется перевод, который обеспе­чивает прагматические задачи переводческого акта на макси­мально возможном для достижения этой цели уровне эквива­лентности, не допуская нарушения норм или узуса ПЯ, соблю­дая жанрово-стилистические требования к текстам данного ти­па и соответствуя общественно-признанной конвенциональной норме перевода. В нестрогом употреблении «адекватный пере­вод» - это «хороший» перевод, оправдывающий ожидания и на­дежды коммуникантов или лиц, осуществляющих оценку каче­ства перевода.

Эквивалентным переводом называется перевод, воспроизводящий содержание иноязычного оригинала на одном из уров­ней эквивалентности. Под содержанием оригинала имеется в виду вся передаваемая информация, включая как предметно-логическое (денотативное), так и коннотативное значение язы­ковых единиц, составляющих переводимый текст, а также прагматический потенциал текста. По определению любой адекватный перевод должен быть эквивалентным (на том или ином уровне эквивалентности), но не всякий эквивалентный перевод признается адекватным, а лишь тот, который отвечает, помимо нормы эквивалентности, и другим нормативным тре­бованиям, указанным выше.

Точным переводом называется перевод, в котором эквива­лентно воспроизведена лишь предметно-логическая часть со­держания оригинала при возможных отклонениях от жанрово-стилистической нормы и узуальных правил употребления ПЯ. Точный перевод может быть признан адекватным, если задача перевода сводится к передаче фактической информации об ок­ружающем мире. Эквивалентный перевод всегда должен быть точным, а точный перевод по определению лишь частично эквивалентен.

Буквальным переводом называется перевод, воспроизводя­щий коммуникативно нерелевантные (формальные) элементы оригинала, в результате чего либо нарушаются нормы и узус ПЯ, либо оказывается искаженным (непереданным) действи­тельное содержание оригинала. К буквальному переводу приво­дят также попытки воспроизвести смысловые элементы более высокого уровня эквивалентности, не обеспечив передачу со­держания на предыдущих уровнях: It is a good horse that never stumbles. «Это хорошая лошадь, которая никогда не спотыкает­ся» (?!) - буквальный перевод высказывания описывает совер­шенно иную ситуацию (ср. «Конь, который никогда не споты­кается, конечно, очень хорош», подразумевая: «но разве такие бывают?») и не учитывает цель коммуникации, заключающую­ся в оправдании допущенной оплошности (т.е. «Конь о четы­рех ногах и то спотыкается»). Буквальный перевод по опреде­лению неадекватен и допускается лишь в тех случаях, когда перед переводчиком поставлена прагматическая сверхзадача воспроизвести в переводе формальные особенности построения высказывания в оригинале. В таких случаях буквальный пере­вод может сопровождаться пояснениями или адекватным пере­водом, раскрывающим истинное содержание оригинала.

Свободным (вольным) переводом называется перевод, вы­полненный на более низком уровне эквивалентности, чем тот, которого возможно достичь при данных условиях переводче­ского акта. Свободный перевод может быть признан адекват­ным, если он отвечает другим нормативным требованиям пе­ревода и не связан с существенными потерями в передаче со­держания оригинала. Более серьезные отклонения от содержа­ния оригинала делают свободный перевод неэквивалентным и неадекватным, превращая его в «переложение» или самостоя­тельное высказывание на тему оригинала.

Общая характеристика качества перевода в указанных выше терминах может быть связана с типом соответствий, применяемых для перевода отдельных отрезков оригинала, и понятием единицы перевода. В Некоторые теоретики используют тер­мин «единица переводческого процесса» для обозначения от­резка текста оригинала, который выступает в процессе перево­да как относительно самостоятельный объект этого процесса. В ином плане единица перевода может определяться как едини­ца эквивалентности, т.е. минимальная единица содержания оригинала, сохраняемая в тексте перевода.

Единицу перевода (по аналогии с фонемой, морфемой, лексемой) называют еще транслатемой. Транслатема – это то, что переводчик стремится обнаружить и с чем он работает в процессе своей переводческой деятельности. Транслатема отражает константу переводческого соответствия плана содержания, обладающего своим конкретным планом выражения на минимальном отрезке оригинала (в ИЯ), плану содержания, обладающему своим конкретным планом выражения на минимальном отрезке в ПЯ. Таким образом, транслатема – это целое, состоящее из двух компонентов: некое содержание, определенным образом выраженное средствами ИЯ; то же содержание, но выраженное уже средствами ПЯ.

Важно помнить, что транслатема – это константа с точки зрения переводоведения. С точки зрения лингвистики длина транслатемы варьируется от звука (буквы) до целого текста.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)