|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ББК 15.56 9 страница
ности. какое-либо действительное знание. Возник своеобразный словесный фетишизм — вера в силу слов, значивших для многих больше, чем самые очевидные и наглядные факты. Мы отучились доверять своим глазам, своим чувствам, своему личному опыту, отключив тем самым источники питания собственного мышления. Это был уже даже не отрыв сознания от действительности, а умерщвление сознания, убиение самой способности самостоятельно мыслить. Если уже все сказано, зачем думать? А если человека и посещали какие-то сомнения, если он что-то не так и не то видел, то объяснение этому искали либо в его идейной незрелости и несознательности, либо в чьем-то злом умысле (например, в происках империализма). Здесь за сознательность выдавали как раз отсутствие сознания. Говори, что нужно, и будешь самым сознательным. В. И. Толстых. В середине 70-х годов была сделана попытка ввести в оборот термин «идеологическая дисциплина», которым намеревались, так сказать, методологически оправдать и узаконить практику борьбы со всяким инакомыслием. Уговоры, давно заменившие собой метод убеждения, уже явно не действовали, и появился соблазн внедрить в сферу духовной жизни инструментарий административно-бюрократического давления и принуждения. Тем самым за идеологией закрепилась функция «контролера» мысли, ограниченной рамками официально провозглашенных лозунгов, требований и предписаний. Термин не привился и был отвергнут ввиду его очевидной одиозности, но он наглядно продемонстрировал логику движения идеологии застоя. Некоторые постулаты и обороты, вроде «отрыва сознания от бытия», укоренились в идеологическом обиходе и словаре. В. М. Межуев. За тезисом об отрыве сознания от бытия, теории от практики скрывается в действительности ситуация отсутствия сознания и теории, вообще какой-либо работы мысли. Нельзя оторвать сознание от жизни, можно лишь умертвить сознание, заменив его системой слов с некоторым заданным значением. По существу, говоря о таком отрыве, мы имеем дело с фактом приостановленного, выключенного сознания, с тем, что называется мысленным застоем. Вот почему перестройка сознания, как я ее понимаю, состоит не просто в замене одних представлений другими, хотя и более правильными, но столь же авторитарно утверждаемыми, а в оживлении сознания, в превращении его в работающий орган человеческой жизнедеятельности. Учиться жить своим умом, учиться думать, ничего не принимая на веру, поверяя свою мысль собственным опытом, трудом, в том числе и интеллектуальным,— вот, на мой взгляд, главная задача такой перестройки. И разве не совпадает она сегодня с задачами перестройки в других областях общественной жизни, где от человека также требуются самостоятельность, инициатива, предприимчивость, способность действовать не по подсказке сверху, а по собственному разумению? И не надо бояться появления в общественном сознании различных, а иногда и противоположных, взглядов, конкурирующих между собой идей, сталкивающихся мнений. В этом нет никакой угрозы об- ществу, если ни одной из сторон не предоставлена исключительная власть судить о том, что ложно, а что истинно, кто прав, а кто нет, кто достоин признания, а кто забвения. В ситуации открытого обмена мнениями, свободной дискуссии практически исключено появление лжеученых, проходимцев от науки, идеологических демагогов и шарлатанов. Такая свобода, как самый надежный фильтр, не пропустит через себя то, что лишено доказательства, носит голословный характер, бездарно по своему существу. Разумеется, никакое общество не застраховано от появления в нем чуждых и враждебных ему взглядов, которые могут оказывать определенное воздействие на отдельные группы людей. Все дело в том, какими средствами ведется с ними борьба. Идеологическая правота может быть доказана только средствами самой идеологии, а не административными мерами запрещения, преследования и гонения. Истина рождается в споре, а не в ссоре. Даже самая правильная идеология, прибегающая к силовым приемам утверждения своей истинности, становится ложью, не вызывая ни у кого ни сочувствия, ни признания. Лично я не верю в силу идеологии, опирающейся на силу, точнее, насилие. Идеология вообще не должна в целях своей защиты апеллировать к власти — даже власти большинства над меньшинством, если она хочет обрести шанс стать сознанием людей, а не его подменой. Н. В. Любомирова. В нашем разговоре о сущности перестройки (и перенастройки) сегодняшнего сознания отнюдь не случайно выявилось смысловое ядро всей проблемы — наша индивидуальная и социальная возможность, готовность и способность быть свободными. Философская теория перестройки сознания если и может означать что-либо жизненно необходимое, то лишь социально грамотный, интеллектуально цивилизованный план освобождения человека. От боязни самодеятельности, от гнета бессмысленного существования, от бюрократического всемогущества, от перепуганной души, от мании иллюзий, от собственного нелюбопытства... И, разумеется, от произвола одних социальных групп над другими, чем бы он ни мотивировался. Поэтому всерьез говорить о перестраивающемся сознании — значит «документально» подтверждать начало выздоровления людей, обретения ими способности нормально (а не истерично и не мертвяще-равнодушно) относиться к окружающему и самим себе. У каждой человеческой способности есть нормальные, экстремальные и аномальные состояния. И хотя сейчас в перестройку вкладывается вполне конкретное содержание, рожденное экстремальными обстоятельствами кризисности (или предкризисное™) всего общественного хозяйства, я думаю, смысл идеи перестройки сознания автономен от конъюнктуры исторических ситуаций. Поэтому для меня перестройка сознания — это не единовременная кампания, а лишь свидетельство и критерий духовно здорового общества и человека. И если сегодня как о чем-то вполне выполнимом можно говорить о равноправии разных социальных программ ч разных планах социального освобождения, то перед нами обыч-
ный трудовой ритм работающего сознания. Другой вопрос, что невозможно просто перестроиться на какой-то абстрактный режим свободы. Свобода, как и все прочее, «живет» в определенной общественной форме. И надо разобраться, как на эту общую ситуацию перемен отреагируют умы разных людей — молодых и старых, городских и сельских, интеллектуалов и «простецов», социально обиженных и социально благополучных. Видимо, у нас не должно быть никаких иллюзий ближайшего реального социального содержания перестройки, ее конкретного результата — более пестрого, расслоившегося, динамичного, непредсказуемого общества. Экономическая и политическая реформы уже сейчас заставляют думать над неизвестными ранее проблемами. Например, над культурой свободы, над «трудом свободы», над умением быть свободным, если рядом другой добровольно «несвободен». Вопросы роковые для всей новейшей истории страны. Поэтому, может быть, главная философская идея всей теории перестройки сознания — это окончательное содержательное разрешение парадокса, знакомого еще знаменитому указу 1861 года об отмене крепостного права, парадокса нежелания крепостных раскрепощаться. Очевидно, должны создаваться современные средства (социальные институты) одоления этой беды. Простор для философской независимой мысли, непрерывно перестраивающей горизонты нашего сознания,— одно из таких средств. ИДЕОЛОГИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ЕСТЬ ИДЕОЛОГИЯ СВОБОДЫ В. И. Толстых. Перестройка нуждается в идеологии обновления, а не просто в обновленной идеологии, или, конкретнее, социализм нуждается в марксизме-ленинизме, очищенном от привнесенной в него лжи и упрощенчества, работоспособном в возникшей уникальной исторической ситуации. Какой вид, форму приобретает социально-философская теория марксизма к концу XX века, будет полностью определяться ходом борьбы за перестройку — в умах и на деле. «Косметическая», нерадикальная перестройка может породить лишь приукрашенную идеологию, не способную продолжить сколько-нибудь вдохновляющую перспективу общественного развития. Суть проблемы, как я понимаю, заключается отнюдь не в нехватке интересных идей или «низкой» активности общественной теории. Напротив, чем застойнее становилась общественная практика, тем активнее, вполне в стиле «бури и натиска» вела себя идеология, изобретая лозунги, концепции, теории. И самое поразительное: лишенная права сомневаться и критиковать официальную социальную доктрину, без устали работающая идеология органично вписывалась в практику расцветающего на глазах у всех застоя (а еще раньше она подводила «марксизм» под практику репрессий, беззакония или внушала, что в будущей войне мы будем воевать на территории противника). Вообще все выглядело очень респектабельно, и многие ныне живущие участники этого идеологического творчества совершенно искренне недоумевают, в чем, собственно, они-то виноваты. В самом деле, темы и проблемы, затрагиваемые в солидных коллективных и индивидуальных монографиях, докторских и кандидатских диссертациях, были вовсе не схоластичны, связаны с теоретически и практически сложными вопросами — социализм, образ жизни, личность, общественное сознание, культура, цивилизация. Немало высказанных в них мыслей сохраняют и сегодня теоретическую ценность. Правда, неясно (было и остается) только одно — какое отношение вся эта идеологическая продукция имела к интересам рядовых участников общественного производства? «Ход мысли», представляемый этой идеологией, то и дело оказывался в драматическом несоответствии с «ходом событий», движением самой реальности, с одной стороны, и с повседневным мироощущением и жизнедеятельностью людей — с другой. Как ни странно, мы давно уже живем и действуем в условиях неосознаваемого и неосознанного бытия. Лишь сравнительно недавно открыли для себя, что не очень-то знаем общество, в котором живем (тезис, сформулированный Ю. В. Андроповым в 1983 году). Оказалось, нашей деятельности недостает развитого самосознания, она мало сознательна в самом глубоком смысле слова. Н. В. Любомирова. Пожалуй, наиболее интересное в возникшей ситуации состоит в том, что ущербность сознания и осознания росли прямо пропорционально усилиям и размаху деятельности в сфере идеологии. В. И. Толстых. Чем больше стремились связать идеологию с жизнью, реальной практикой — вплоть до объявления прямой ответственности идеологов за состояние экономики, результаты производственной деятельности, тем хуже, застойнее становилась непосредственная действительность, общественная практика, тем больше отделялось идеальное от реального. Я бы не снимал и не смягчал вину общественной науки за ход событий, равно как и не превращал бы ее в «козла отпущения». Мы уже говорили о том, почему социальная теория отключилась от контакта и диалога с действительностью, создавая весьма неопределенный, смутный образ социальной реальности. Ее судьба складывалась в общем русле драматических отношений между общественным бытием и общественным сознанием, которые не охватываются понятиями «удаленность» или «отрыв». Речь идет о совершенно определенных, целенаправленно формируемых отношениях между идеальным и реальным, с одной стороны, общественной теорией и идеологией — с другой. Они-то и должны быть выявлены, безбоязненно вскрыты и проанализированы. Идеализация действительности стала «родимым пятном» советской идеологии, для которой бытие, вообще реальность — не указ и не советчик. Истина возникает прямо в головах творцов этого идеализированного мира. Как это возможно и как это делает-
ся? Например, берется выписанный, точнее, пунктирно обозначенный в «Критике Готской программы» теоретический образ социализма как фазы коммунистической формации и накладывается на реальную действительность, где социализм, как было однажды объявлено и разъяснено, уже построен, возведен. И если образ, модель не совпадает с реальностью, то все противоречащее, несовпадающее либо не замечается, либо объявляется несущественным, случайным. В лоне идеологии, связанной с действительностью именно таким способом, и возникали мифологемы вроде «развитого социализма» и «общенародного государства». Марксова идея материальности общественного процесса как принцип анализа социальной реальности и социальной истории была вытеснена и подменена принципом откровенно идеологического конструирования реальности, которая то и дело оказывалась непохожей на саму себя. Простите, но расхождение между словом и делом — на совести не только политиков, но и идеологов незабываемых застойных времен. Например, достойны самого пристального внимания причуды, метаморфозы «попятного» движения нашей общественной мысли последних тридцати лет. Так, в начале 60-х годов выдвигается формула «развернутого строительства коммунизма по всему фронту», претендующая на реалистичность и практичность (называется дата вступления советского общества «в коммунизм»). Эта программная установка была воспринята общественностью с большим доверием, даже энтузиазмом, и какое-то время питала надежды на «прижизненное» для ныне живущих поколений осуществление идеала «светлого будущего». Во всяком случае, никто публично каких-либо сомнений на этот счет не высказал. Сомнения появились позднее, так и не став предметом обсуждения. На чем базировалось доверие трудящихся к этому в общем-то утопическому лозунгу и более чем смелому обещанию, стоило бы специально обсудить, чтобы уяснить суть действовавшего «механизма», способа связи и взаимодействия сознания с бытием. Видимо, доверие масс в данном случае нельзя объяснить лишь мощью идеологического внушения или потребностью любым образом приблизить желаемое будущее. Придется обстоятельно поговорить и о деформации самого идеала коммунизма, сведенного к «изобилию» и «удовлетворению» потребностей, деформации, затронувшей не только повседневное, обыденное сознание, но и сознание научное, теоретическое, специализированное. Придется также вспомнить конкретные условия кратковременной «оттепели» в общественной жизни и провозглашенную тогда программу «повышения благосостояния» народа, очень скоро попавшую под колеса формирующейся «затратной экономики», набиравшего силу механизма торможения. В начале 70-х годов эта установка тихо, без какой-либо рефлексии и самокритики, была подменена идеей «развитого социализма», якобы уточнявшей достигнутую обществом степень социальной зрелости. Но и она не опиралась на анализ, осмысление реального, фактического состояния общества, действительных возмож- ностей общественного производства. Идея «развитого социализма» самоутверждалась в общественном сознании чисто долженствова-тельным способом, обходя реальные проблемы и противоречия общественного развития (сужу об этом не «со стороны», а на основании личного опыта участия в создании коллективного труда Отдела исторического материализма Института философии АН СССР «Социалистическое общество», опубликованного в 1976 г.). Вторая половина 60-х годов характеризуется вполне ощутимым, заметным угасанием духа самокритики, предложенной XX съездом КПСС, и является, по существу, явочной ревизией его выводов, прежде всего связанных с критикой культа личности и особенно его последствий, затрагивающих опаснейшую смыслосодержательную тему «Какой социализм мы строили и построили». Идеология и духовная атмосфера в обществе развивались в направлении, исключавшем подобную постановку вопроса об обществе, в котором мы живем. Общественная наука, лишенная права критического отношения к обществу,— на уровне причин, а не второ- и третьестепенных следствий — постепенно, но неуклонно скатывалась к апологетике, пропитывалась духом социального самодовольства, характеризующим суть эпохи застоя не меньше, чем экономическая статистика. В начале 80-х годов в концепцию «развитого социализма» было внесено небольшое, но весьма существенное уточнение: оказывается, мы находимся лишь на начальной стадии зрелого социализма (это как раз в тот год, когда по прогнозу двадцатилетней давности страна должна была достичь коммунизма). И последовало андро-иовское (отрезвляющее!) замечание об обществе, которое мы, живущие в нем, не знаем. Замечание, с которым, кажется, все согласны, но и сегодня, в разгар гласности, не ставшее предметом серьезного обстоятельного и всестороннего научного анализа. Наверное, по этой причине мы говорим сегодня о развивающемся социализме, прибегаем к формуле «больше социализма». Наши обществоведы до сих пор не дали глубокого философского и политэкономического осмысления программы перестройки, социальный и политический смысл которой раскрыт в известных партийных решениях. В. М. Межуев. Вопрос о том, в какой идеологии мы сегодня нуждаемся, может быть решен усилиями всех общественных наук, при их тесном взаимодействии. Ясно, что такая идеология должна быть предельно объективной, максимально приближенной к научному знанию, учитывающей все реалии нашего времени. Собственно, речь идет даже не об идеологии в традиционном смысле этого слова, а о возрожденной научной теории общества, очищенной от идеологических искажений и наслоений периода сталинизма и застоя. Меня же интересует здесь другой вопрос, хотя и прямо связанный с первым: как должно измениться наше общественное сознание, чтобы такое знание вообще могло появиться. Наш разговор об общественном сознании мы как-то незаметно для себя свели лишь к проблеме развития теоретического знания, формирования новой идеологии. Получается, что состояние общественного созна-
ния зависит от одной лишь деятельности ученых и представителей иных умственных профессий. Соответственно и перестройка сознания сводится нами лишь к идеологической и теоретической перестройке. При этом мы теряем из виду более важную зависимость общественного сознания от общественного бытия людей, от их действительной жизни. Но именно эта последняя определяет в конечном счете возможность (или, наоборот, невозможность) появления в общественном сознании объективного, научного знания об обществе. Следует различить, таким образом, сознание и знание. Гносеологический вопрос об истинности научного знания, его соответствии своему объекту нельзя смешивать с вопросом о связи сознания с бытием, являющимся по преимуществу социологическим. Даже при наличии в обществе максимально истинного на данный момент знания люди в своем большинстве могут жить, ориентируясь на сознание, прямо ему противоположное. И в «век науки» можно верить в «нечистую силу», в предсказания и пророчества, в утопические цели и идеалы. И попробуйте доказать им, что истины науки превосходят «истины» здравого смысла и повседневного обихода, которых они придерживаются в обычной жизни. Первые, может быть, и истиннее, зато с последними жить легче. Не потому ли так трудно порой убедить людей расстаться со своими иллюзиями, предрассудками, ложными представлениями, что последние обладают для них большей убедительностью и достоверностью, чем самое истинное знание? И если вопреки всем доводам науки люди продолжают верить в очередной «спасательный» миф, то причину этого следует искать не только в слабости научных доказательств, но и в самом бытии людей, питающем и поддерживающем эту веру. Знание может быть истинным или ложным, сознание же бы-тийственно, то есть непосредственно связано с бытием людей, с их реальным существованием в обществе. И от того, как оно связано с бытием, в решающей мере зависит характер функционирующего в обществе знания. На первый взгляд сознание является неотъемлемым достоянием каждого человека, неотделимым от него органом его жизнедеятельности. Однако в определенной ситуации оно может стать объектом монопольного присвоения со стороны государства или привилегированных слоев общества. На языке социальной философии такое состояние сознания называется его отчуждением. Голова остается на плечах у каждого человека, но далеко не каждый сохраняет здесь возможность свободно распоряжаться ею, самостоятельно мыслить. Мышление становится привилегией или профессиональной функцией особых групп людей, находящихся, как правило, под контролем институтов власти. Положение усугубляется там, где власть над людьми обретает всеобщий, тотальный характер, не оставляющий никакого места для независимой и самостоятельной мысли. В этих условиях отчуждение сознания достигает предела. В своей отчужденной форме оно оказывается не проявлением человеческой свободы, а ин- струментом власти над людьми, их подчинении авторитарно насаждаемой и всеми возможными средствами охраняемой системе идеологически господствующих взглядов и представлений. Отчуждение сознания в той мере, в какой оно распространяется на деятельность ученого, становится главным социальным препятствием на пути становления объективного теоретического знания о действительном мире. Применительно к ученому отчуждение сознания означает отчуждение научного труда, когда ученый фактически не властен над продуктами своего мышления, над результатами своей исследовательской деятельности. Последние целиком и полностью контролируются вне его находящимися силами. В такой ситуации сознание превращается не в научное знание, движимое поиском истины, а в набор идеологических клише, в систему голословных утверждений, оторванных от жизни. Поэтому констатируемое нами на сегодняшний день отсутствие подлинно научной теории нашего общества является следствием не каких-то ошибок и заблуждений ученых, их сознательного стремления извратить суть дела, а сохраняющегося еще в нашем обществе отчуждения сознания. Ликвидация такого состояния сознания и составляет, на наш взгляд, самую суть его перестройки. Стремление перестроить сознание, приблизить его к жизни, достигнуть более верного представления о нашей действительности мы порой склонны трактовать как исключительно теоретическую, гносеологическую задачу, забывая о том, что она есть в первую очередь задача практическая и социальная. Никакая перестройка сама по себе не гарантирует истинности научного знания (иначе мы должны были бы считать перестройкой сознания любое научное открытие). Последняя обеспечивается лишь талантом людей, работающих в науке, их способностью к исследовательской деятельности. Но перестройка, понимаемая не как процесс научного развития, а как социальный процесс, призвана снять все социальные преграды и препоны на пути к истине, покончить в обществе с тем, что тормозит развитие общественной науки. Иными словами, она должна освободить, раскрепостить человеческую мысль, сделать ее достоянием тех, кто способен мыслить, ликвидировать монополию на нее со стороны власть имущих, создав тем самым ту социальную почву, на которой только и может произрастать научное знание. Н. В. Любомирова. Вы, судя по всему, различаете ложное и отчужденное сознание. Первое преодолевается развитием науки, кардинальным изменением точки зрения ученого, второе —- изменением социального бытия людей, преобразованием самого общества. Но между двумя этими характеристиками сознания должна, видимо, существовать и какая-то причинная связь. Иначе можно было бы развивать науку и в ситуации отчуждения. И тогда так ли уж важно для науки, сохраняется отчуждение сознания или нет? В. М. Межуев. Связь, разумеется, существует, но не прямая. Отчужденное сознание — синоним не просто ложного знания (последнее может иметь место и в силу субъективной ошибки ученого), но такого, которое получает объективную видимость самостоятельного и независимого от человека знания, никак не связанного с его реальным бытием. Оно возникает там, где продукты мыслительной деятельности людей (подобно продуктам их материальной деятельности) отделяются от них и становятся господствующей над ними силой. Здесь не идеи служат человеку, а человек идее. Власть идей над человеком закрепляет и доводит до логического конца господство над ним экономических отношений и политических институтов. В такой ситуации получение истинного знания об этих отношениях и институтах действительно затруднено. Отчужденное сознание становится объективным препятствием не только на пути возникновения истинного знания, но и на пути превращения последнего в действительное сознание. Именно в ситуации отчуждения возникает несовместимость теоретического знания с обыденными представлениями, научной истины с сознанием большинства людей, в том числе и тех, кто профессионально связан с наукой. В такой ситуации ученый-обществовед легко может попасть под власть идеологических штампов, ходячих представлений, массовых стереотипов сознания, которым он придает видимость научности. Попробуйте в составе общественного знания отделить мифический и утопический элемент от научного. Простым обращением к эмпирическому опыту, к наглядным фактам здесь не обойдешься. Факты — упрямая вещь, но ведь они поддаются самой различной интерпретации, и обращение к ним легко превращается в «игру с фактиками», против которой предупреждал еще В. И. Ленин. В общественной науке слишком многое зависит от позиции ученого, от его личного отношения к действительности, но именно это-то отношение ученый и не волен выбирать в ситуации отчуждения его личности и сознания. В обществе, где ученому заранее предписана охранительная позиция по отношению к существующей системе, общественная наука вообще невозможна. Она возможна лишь там, где общество перестает быть объектом священного почитания и восхваления и становится предметом научного анализа, а значит, и научной критики. Научность теории и ее критичность по отношению к действительному миру — взаимосвязанные вещи. Потребность в общественной теории возникает лишь в состоянии недовольства людей собой и своей жизнью, их желания как-то изменить и улучшить ее. Если бы в жизни все было в порядке, теория была бы не нужна. Самодовольное сознание, во всем согласное и всем удовлетворенное, менее всего способно к изменению и развитию. Не потому ли идея «развитого социализма» могла родиться только в период застоя? Застой всегда мыслит себя в категориях наисовершеннейшего состояния. Духовным идеалом застоя является единомыслие, однообразие мнений и суждений. Для такой системы смерти подобно различие во взглядах и оценках, свобода научного поиска и, следовательно, независимость научных выводов и обобщений. Вот почему, критикуя состояние пашен теоретической мысли, испытывая вполне оправданное недовольство ею, следует помнить, что она является таковою не просто в силу глупости, косности или злого умысла работающих в науке людей, но и в силу косности той общественной системы, которая, желая сохранить себя, лишает людей, включая и людей науки, возможности свободно распоряжаться споим сознанием, если, конечно, они не хотят рисковать и жертвовать при этом своей жизнью и благополучием. Сознание людей не может быть иным, чем их бытие, а теория в условиях отчуждения сознания не всегда способна противостоять последнему. Я согласен с В. И. Толстых в том, что мы до сих пор не принимаем всерьез эту известную истину марксизма. Ф. Т. Михайлов. Последнее утверждение грозит прямым отождествлением сознания и бытия. Мы же говорим с вами об осознании бытия. Что это? Красивая игра слов, возникшая в тексте «Немецкой идеологии» из-за того, что «BewuBtsein» легко распадается на «bewuste» и «das Seiii»? Но так для тех, кто знает лишь свое сознание. Оно для них — особая, а именно индивидуально-субъективная реальность, ощущаемая каждым в себе в качестве инициативного начала собственной же жизнедеятельности. В этом случае, верно, ничего другого не остается, кроме как считать сознание продуктом хитроумно устроенного органа, извлекающего из внешней информации знание и прочие субъективно переживаемые ориентиры поведения. Для нас же в чуткости Маркса к глубинному смыслу языка народа реализовало себя развивающееся понятие о сознании. Бытие людей есть реальный процесс их жизни. На каком основании он возможен? Только на том, что люди, разделяя между собой общее дело производства средств к жизни, вынуждены производить их и как средства обращений друг к другу, восстанавливая, поддерживая и совершенствуя тем самым органически необходимую им связь друг с другом, свою общность. Выходит, люди обладают бытием постольку, поскольку производят свою общность, непосредственно опредмеченную в общем для всех значении средств их общения, языка в частности. Следовательно, быть человеком — это значит относиться к другим, к миру и к себе как к самостоятельно существующей реальности. Это отношение мы и называем с о з н а н и е м. Сознание как отношение людей друг к другу оборачивается отношением каждого к самому себе. И это «замыкание на себя» всего напряженнейшего поля общественных отношений есть существеннейшая сторона постоянного воспроизводства общественного бытия. Оно, это «замыкание на себя», имманентно самой природе и сути человеческого типа жизни. И в то же время нечто Действительно витальное, субъективно переживаемое, форма самосознания индивидов. Безусловно, бытие определяет сознание. Но даже воспроизвести свои общности, укрепить их место и роль в системе общественного производства жизни люди могут, лишь развивая и совершенствуя свое отношение к миру и к себе,
свое сознание. И именно активная роль сознания, или чувственно-смыслового плана бытия, может и должна быть оценена в качестве самостоятельной части общей работы перестройки. И главным критерием состоявшегося (или несостоявшегося) изменения сознания будут не столько уже осуществившиеся перемены в способах жизни, сколько массовое неприятие старого, доперестроечного бытия. Важно увидеть в процессе массовизации идей перестройки слом устаревшей, укорененной в самом бытии машины производства сознания, производства идей. Точно так же важно увидеть в этом процессе и разрушение бытийного механизма упрочения тех или иных «идей». Но об этом надо сказать подробнее. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |