|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ББК 15.56 12 страницаЧитаем дальше... «Наручники для следователя» — о полном бескультурье в организации правоохранительной работы в СССР: «Именно здравого смысла порой не хватает нашим законам для эффективной борьбы с преступностью». Ее рост — небывалый, взрывной, с неизвестным нам ранее размахом организованной преступности, рэкетом, коррумпированностью и мафиозными связями с верхними эшелонами местной и даже центральной власти — застал врасплох и наше общество и его правоохранительные органы. Так говорится в статье. И снова боль людей, страдания, погубленные жизни... И снова сила равнодушия разрывает человеческие связи, снова торжествует корпоративная мораль, убивающая человечность и культуру. Да нет же, уважаемые читатели! Честное слово, я произвольно взял номер газеты, который только утром получил по почте, еще не зная, что предложу вам такой странный эксперимент. В этом же номере статья и о всесилии «телефонного права», о самодурстве бывшего первого секретаря Тульского обкома КПСС, о произволе послушных ему прокуроров... Опять полоснуло горячей болью за унижаемых, втаптываемых в грязь, в лагерную пыль страстотерпцев, всей душой прикипевших к земледельческой культуре. Публикация материала о Всесоюзном студенческом слете, помещенная на четвертой полосе газеты, заставляет обратиться к еще одной острой проблеме культуры — к книгам, их судьбе... И невольно вспоминаются пожары и наводнения в богатейших книгохранилищах страны, закрытые до сих пор архивы, материалы которых, оживающие в руках исследователя,— не что иное, как реальная, предметная, духовная связь времен, творящая сила человеческой культуры. А какие книги у нас издаются?.. Как раз в этом же номере газеты — статья «Одолеть серость». Это о наших изданиях, о полиграфии. Впрочем, и в этой и во многих других подобных публикациях о книгоиздании, театре, кинематографе, поднимается проблема о серости отнюдь не только «оформления», но прежде всего содержательного и художественного уровня произведений. Проблемы культуры и искусства в такой многонациональной стране, как СССР, тесно связаны с судьбой языков населяющих ее народов. Недаром писатель М. М. Пришвин называл язык историей, культурой, душой народа! О судьбах языка своего с болью говорят сегодня и молдаване, и прибалты, и приволжские народности, и малочисленные (так деликатно именуются у нас по сути дела исчезающие) народы Сибири и Севера. Во весь голос требуют они уважения к собственному языку, к своей культуре, к своей истории — к душе народной. И вот уже Верховные Советы многих республик обсуждают законы о языке. В их числе и Верховный Совет Таджикистана, утвердивший как раз сегодня такой закон о языке своей республики, особая статья которого предусматривает обучение старой таджикской письменности, отказ от которой (по приказу сверху) разорвал связь времен, нанес трудноисправимый урон культуре великого народа. Но наиболее остро и трагично «болевые точки» культуры обнаруживаются во вспышках межнациональной розни, доходящей до крайних пределов полубезумного экстремизма — до резни. В национальном сознании и самосознании на всех его уровнях в едином сплаве укореняются трудовые, духовно-практические и духовные традиции народа, всеобщий смысл всех «языков», на которых тысячелетиями произносились и писались, пелись и вытанцовывались, обретали пластику и гармонию пространственных форм бытия и начертания формулы знания о мире, все тексты обращений людей друг к другу. Все то, что выращивало в них человеческую суть. Но когда обрывается связь времен и поколений, а «болевые точки» культуры становятся отточиями — знаком пропуска высокого смысла духовного и материального труда, тогда именно в чувстве национальной особости — в этом суррогате национальной гордости — духовная пустота, одинокость, незащищенность переплавляются в неолитически-злобное, зверское: «Бей... «чужих», спасай своих, спасай Россию!» Тогда потускневшую, обедневшую память народа о своем прошлом, о былом, о славе и бесславии не восстанавливают трудом мысли и рук, не возрождают в сознании своем и своего народа продуктивной культурной работой. Энергия памяти вся без остатка переливается тогда в зоологическую ненависть к «инородцам». Злым делом хитрых и умных «заговорщиков» (сионистов, масонов и т. п.) видится тогда разрушение национального достояния великого народа. Это — тоже «знак беды», точка острой боли нашей культуры. Разрушено же (не кем-то, а нами самими) действительно много. Тысячи пустующих деревень, дошедших до нас из Руси изначальной с избами почти тех же времен... Храмы, некогда ирекрасней- шие, ставшие символами духовной порухи... Вместо них клубы?! И по облику своему, и по убожеству осуществления своей миссии — наглядное воплощение testemonium poupertatis (свидетельство бедности). А главное: крестьяне-поденщики, за полвека потерявшие цель и смысл своего труда... Города с их безликими, стандартно-панельными блоками наскоро и отвратительно сварганенных зданий, неорганизованной толпой загнавших в резервации остатки памятников замечательного русского зодчества, русской городской культуры... «Социалистические» города с их торжеством административного официоза — головной, центральной площадью, образованной каре безвкусных, уныло-помпезных обл-, гор- или райкомов и исполкомов, с обязательным памятником Ленину в центре... Заметно ветшающий, по-провинциальному потускневший, хотя все еще и вопреки всему божественно прекрасный Ленинград... И, наконец, Москва — самая больная наша боль. Нигде так не покуражилась в бездумном административном восторге вседозволенности вельможная чернь, нигде не была так преступно усердна рать ее оголтелых угодников, как в стольном граде! Самая своеобычная, но и одна из красивейших европейских столиц (такой ее видели не только русские люди, не только москвичи, но и умеющие жить красотой иностранцы, как свидетельствовал Кнут Гамсун) потеряла лицо, потеряла душу. Ведь душа человека, душа народа обретет себя, направляя затем все деяния людей, лишь глядя в зеркало запечатленного труда — труда мысли и чувств, труда творения, культуры. Вообще духовность человека (народа) не эманация ' богом или природой укорененной в нем способности осмысленного переживания бытия. Духовность настолько (и постольку!) же внутреннее свойство, насколько (и поскольку) она внешняя совместная, соборная деятельность людей. Деятельность одновременно и воплощающая себя (свои цели, мотивы, вызвавшие их стремления, чувства и мысли) в веществах и силах природы, и тут же снова и снова образующая себя практическим сотворением своего «зеркала», то есть тех же, но общезначимых, всеобщих (общих всем) реальных форм бытия — новых идеально-предметных его образов (образцов), а следовательно, и новых потребностей, новых целей, мотивов, новых стремлений, мыслей и чувств. Все эти сотворенные образы бытия — дома, храмы, архитектурные ансамбли, «лица необщее выражение» городов и сел — не что иное, как самое наше первое обращение к людям, к миру, к потомкам, к вечности. Москва всегда была самым верным зеркалом русской души, русской духовности. Сегодня она разделила судьбу всех русских городов. Мало того, именно ее почему-то с особенным старанием и образцовым бездушием продолжают разрушать, перестраивая ' Эманация (от лат. emanatio — истечение) — в древнеримской философии — фантастическое объяснение происхождения мира путем истечения творческой энергии божества. наперекор ее стати и пластике, бесчисленные «отцы города» — ведомства всех мастей и рангов. Пора закончить наш эксперимент: в одном лишь номере газеты, обычном, рядовом, мы нашли хотя далеко не полный, но внушительный перечень «болевых точек» нашей культуры. А память дополняла и конкретизировала черты как тех проявлений бескультурья, что волнуют авторов газетных материалов, так и тех, что связаны с ними сущностно. Связь эту уже нельзя не заметить. Значит есть, обязательно должно быть одно основание у столь разных и столь многочисленных проявлений разрушительного бескультурья практически во всех сферах деятельности людей — от производственной до политической, не минуя, увы, и так называемые творческие виды деятельности во всех отраслях духовного производства. Пора перейти теперь к определению этого основания. Однако у читателя может возникнуть недоумение, а не слишком ли мрачно, не слишком ли тенденциозно прочитал автор попавшийся ему номер газеты? Ведь и там, как и в самой жизни, наверное, есть и примеры достижений народа, в том числе и в области культуры. Тем более что газеты в переломное наше время акцентируют внимание прежде всего на недостатках, помогая их исправлению... Так можно ли, исходя из этих примеров, судить о состоянии культуры? Судить поспешно, возможно, и не стоит, но поразмышлять о процессах, об их истоках, об их направленности, о выявляющей себя в них основе того способа формирования (или разрушения?) культуры, которую не так давно мы дружно называли национальной по форме и социалистической по содержанию, правомерно и необходимо. Да и вообще разговор ведь идет о «болевых точках» культуры, а не о наших культурных победах. Да и чьи они — эти «наши»? Знаменитое замятинское «Мы» здесь явно не проходит. Те, кто в прошедшие десятилетия создавали истинные ценности русской культуры, скажем, Флоренский и Шпет, Лосев и Ильенков, Маяковский и Есенин, Пастернак и Ахматова, Прокофьев и Шнитке, Булгаков и Солженицын, Платонов и Гроссман, в это «мы» никак не вписываются своими жизненным и творческими биографиями. И, к счастью, список этот творцов русской культуры велик, исчерпать его я не берусь. КУЛЬТУРА И ПРОИЗВОДСТВО Ранее утверждалось: реальность бытия культуры — в реальной жизни беспокойных индивидов. Точнее, в их требованиях (потребностях) к идеально-предметному миру всеобщих ценностей ', 1 «Идеальное» здесь не в смысле «наилучшее». Напротив, в высоком философском своем значении оно предстает как не исчерпывающее себя своим физическим существованием, длящееся, но в то же время остающееся в качестве всеобщего образа (образца) всех подобных и возможных вещей, явлений, действий. В отличие от мира животных, предметный мир бытия человека предстоит ему способных обеспечивать их общность, необходимую даже для физического их существования на Земле. Ну, а что же создавали и создали эти себя и свою историю творящие индивиды? Каков созданный ими «идеально-предметный мир» их (нашего) бытия? Естественно, на разных исторически-«возрастных» этапах были созданы разные вещи, разные тексты. Общее их назначение в том, чтобы быть средствами к жизни, средствами воспроизводства и совершенствования абсолютно необходимых для разных способов жизни разных форм общности людей: рода, семьи, общины, племени, касты, класса, народа (этноса вообще) нации, той или иной группы, а вместе с тем — и всего человечества. Но разными на разных этапах истории были не только (и не столько даже) вещи, для названных целей потребные, сколько способы их создания и воссоздания. Вначале, когда созидающий их труд был присваивающим, а производство его орудий лишь увеличивало силу мышц, удлиняло расстояние эффекта действия естественных органов добычи и защиты, все создаваемое руками человека служило воспроизводству главного условия выживания — ритуально-культовой формы первобытно-родовой общности людей. Культовый (ритуальный) смысл орудий труда, рисунков на скалах и стенах пещер, «украшений» (татуировки, раскраски тела и т. п.), даже ритуальный смысл, казалось бы, естественных, нерукотворных признаков пола и возраста, играет здесь роль значения и смысла слов в «языке реальной жизни», в которой, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, вначале было «вплетено» производство сознания '. Это вполне надежно удостоверено всеми знаменитыми этнографами и палео-этнографами XX века — от Л. Леви-Брюля до К. Леви-Строса. Предполагаемое начало человечества (насколько позволяет судить о нем согласованность логики с эмпирией палеоэтногра-фии), несущее в себе и собою всеобщую продуктивную силу истории, реализовывалось в слитности (тождестве) процессов производства материальных средств к жизни и всеобщих (общих по своему значению и смыслу для всех) символов общественной жизни и очеловечиваемой природы — мира культуры. Данностью способов отношения людей к этому миру были те символы; за-данностью, то есть постоянно возникавшей перед людьми и часто неразрешимой задачей, оборачивались они же в казусных, противоречивых ситуациях. Производство и воспроизводство самой первобытнообщинной формы жизни людей были возможными только как производство и воспроизводство всеобщезначимых средств к жизни, среди которых создаются и воссоздаются слитно с продуктами питания, жилищами и одеждой тексты ритуально-бытовых (стоит перед ним, дан в представлении) в том числе и как образец, и как «возможное впредь», как будущее. Поэтому в культуре запечатлены в качестве способа отношения человека к миру (в его субъективном мире все три измерения времени: прошлое (это было), настоящее (это есть), будущее (это будет). ' См.: Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 т. Т. 2. С. 19. обращений людей друг к другу. Такими текстами и по сей день являются: пространственная форма и общий смысл тех же жилищ, строений любого назначения; той же одежды и питания (вспомним хотя бы «форму» и «смысл» с любовью приготовленного блюда и... того же блюда в столовых общепита); а также всевозможные символы социальной иерархии (знаки различия у современных воинов), разнообразные украшения, их эстетическая и эротическая символика (например, в конструкции одежды), форма и смысл орудий, навыков трудовых операций, знаков, предметов и ритуалов разнообразных «актов гражданского состояния» — инициации, бракосочетания, погребения и т. д. и т. п. Иными словами, реальный процесс жизни людей, их предметно-практическая деятельность с самого начала и по сей день имели и имеют не только своим результатом, но в то же время и своей предпосылкой непрерывное порождение сознаваемого, сознанного и планируемого бытия — ноосферы, сферы разума, сферы культуры. В ритуально-символической и всякой иной общезначимой форме материальных условий, средств и общезначимых правил человеческого бытия, рукотворные образы которых всегда рассчитаны не только на утилизацию, но и на соответствующую их всеобщему значению реакцию всех людей, этими образами как бы предзадан-ную, находят свое воплощение (способствуя порождению новых) потребности и мотивы, цели и планы поведения, общения, труда. В них же запечатлены традиционные (и на основе таковых формируются новые) представления о реальных возможностях веществ и сил природы. Душа, дух, духовная культура — не особая некая ментальная эманация некоей внеприродной «сущности», внедренной в индивида богом или природой, а вполне реальнЕ,гй, бытийный способ его отношения к себе и к явлениям объективного мира как к переживаемой внешней реальности. Для того чтобы и себя, свое поведение, свои желания и стремления увидеть «со стороны», поставить себя перед собой (представить) и пережить это свое, от себя отстраненное и остраненное (ставшее странным, проблематичным) существование, нужно особое зеркало. Его функцию и выполняет рукотворный мир очеловеченной природы: пространственная пластика организации и способов жизни (строения, планировка поселений и т. п.), лад и гармония музыки, речевое творчество (и как процесс, и как его «готовые продукты»), делающее внешне предметными и чувства, мысли, устремления и знания, возникающие только в этом отношении человека к «зеркалу» своему — к всеобщим формам, образам и смыслу сотворенной человечеством культуры. В мире «частных интересов», перекашивающих на свою сторону реалии бытия, это «зеркало», в котором находит себя душа человека, становится андерсеновским зеркалом злого тролля. Тогда и в людях, и в их отношениях, да и в самой природе видится только грязь и боль, жестокость и коварство. Чтобы и в этих страшных реалиях «превращенного мира» увидеть не состояние, подво- дящее зловещую черту под определением человеческой сущности, а процесс — нелегкий путь становления обобществляющегося человечества, как раз и надо проникнуться пониманием изначально единой творящей силы всеобщности культуры, противоречия (или противоборства) двух ее противоположных «начал», двух полюсов, двух сторон великой антиномии бытия, реально определяющей человеческий тип жизни. Ее «тезис»: для того чтобы быть человеком, каждый индивид производит нечто для других и только поэтому, только таким путем воспроизводит и собственную жизнь. Взаимоопределение бытия индивидов превращает «частный интерес частного дела» во всеобщезначимое, в то же время в каждом «частном деле», в каждом «частном интересе» нацело (полностью, всей сущностью своей целостности) представлена реальная, предметная, производственная взаимозависимость людей. И представлена не в «идее», не в сознании, не в «духе», а так же вполне предметно: общим для всех языком народа, языком технологии материального и духовного производства, языком вещного знания (науки), языком искусства, то есть как раз материалом всех тех средств выращивания «внутреннего человека» в каждом индивиде, компендиум которых и называют культурой. Но там, где сила всеобщности средств и способов человеческого бытия, всеобщности целей и действий не воплощена в единственно соответствующем ей универсальном механизме единого производства и воспроизводства средств к жизни, то есть там, где господствует общественное разделение труда, там частные его формы закреплены за разными социальными группами и всеобщее дело, «всеобщий интерес» внешне представлен лишь интересами дела социально господствующих групп. Причем индивиды, образующие такие группы, имеют возможность выдавать свои интересы за всеобщие — божественные, общественные, государственные, обще- •' человеческие и т. п., так как и объективно реализуют своей дея- ' тельностью некую «интегрирующую функцию» (функцию управления аппаратом принуждения, а с его помощью и деятельностью других социальных групп, функцию хозяйственного интегрирования интересов собственников и т. п.). Сила «тезиса» реальной: антиномии человеческого бытия заключается во всеобщности «страстей человеческих», в реальной кооперации материальных ' и духовных сил человека. Сама природа этих сил, их исток и воз- ] можность реализации обусловлены тем, что все единичное для * единичного человека существует лишь постольку, поскольку су- J ществует и для всех как нечто в-себе-определенное, себя своим физически существованием не исчерпывающее, как нечто реально всеобщее. Слабость «тезиса» в том, что во всех своих реально исторических осуществлениях он пока еще довольствовался нревра- -щенными формами всеобщности: мнимой коллективностью социума, мнимыми, подчас иллюзорными и всегда утопическими • целями все время обобществляющегося, но и все время разрывающего внутренние связи — разобобществляющегося человечества. Теперь ее же «антитезис»: ни общество в целом, ни отдельные общности и группы индивидов не являются носителями энергии реальных дел и интересов, и не их объединения как таковые ее реализуют в мышлении, планах, действиях и поступках. Индивиды и только индивиды — и «накопители», и носители, и реализаторы энергии всеобщего. Только они — живые души, и только в их душе, в их сознании, в их психике скрещиваются тянущиеся друг к другу и противоборствующие потребности и интересы общих человеческих дел. Культура индивида! Это — пусть «превращенная», односторонне выраженная, субъективно преломленная, групповыми, частными интересами искаженная, но именно всеобщая, общечеловеческая культура. Другой формы бытия она просто не знает. И сила «антитезиса» — в живом движении тех, кто в уникально неповторимой форме аккумулирует энергию всеобщности человеческого бытия и самой индивидуальной жизнью своей реализует ее в тех новых образах знания, чувств и целей, которые становятся общечеловеческими ценностями — новыми формами общечеловеческой культуры. Слабость же его — это слабость индивидов в разобщенном мире, где только групповой интерес и групповые формы его реализации обеспечивают индивиду воспроизводство его жизни, его интересов и потребностей. Наконец, «синтезисом» (или синтезом) рассмотренной антиномии может быть лишь такая организация человеческих отношений в общественном производстве и воспроизводстве самой жизни людей, при которой на основе полного обобществления труда человеку в удел остается лишь всеобщий труд — труд, кооперированный во времени с силой «антитезиса» — с творческой жизнью когда-либо существовавших на Земле индивидов. Целью такого труда, говоря современным языком, служит воспитание и образование со-трудников, но прежде всего (и в том же процессе) — самовоспитание и самообразование. Говоря же языком высокой философской культуры, целью всеобщего труда как раз и является выращивание в себе и в других «внутреннего человека» — человека всеобщей, общечеловеческой, исторической культуры. Здесь сам общественный процесс производства и воспроизводства жизни человеческого рода есть процесс производства и воспроизводства всеобщей культуры в индивиде (осуществляемый напрямую). Здесь всеобщность реализует себя в уникальности бытия отдельного человека без опосредствования «частными интересами частных дел». И зеркало исторической культуры человеческого бытия становится чистым, уже не напоминающим зеркало злого тролля, ибо за его поверхностью, в амальгаме исторических реальностей становления обобществившегося человечества индивид ясно видит все этапы пути своего собственного становления и развития. И сила единства, отождествляющего в себе все разные формы деятельности и труда, сила начала, истока исторического бытия человечества на нашей планете, о которой шла речь в связи с жизнью первобытных людей и людей родо-племенной общности, находит здесь свое развитое, адекватное и прямое воплощение в истинном многообразии конкретного — в многообразии индивидов, в силе их исторического творчества. Но возможен ли такой «синтез»? Не мечта ли это, не вечная ли иллюзия столь склонного к самообманам человечества? Не новое ли «воспоминание о будущем» философов-утопистов? Ответ на этот вопрос двоякий: что касается возможности (то есть будет ли он осуществлен), то кто за это поручится в наше апокалипсическое время; а вот за то, что осуществляется уже при нас и с нашей, хотя и не осознанной помощью, так за это вполне можно поручиться. Присмотримся без идеологических предрассудков к тому, что произошло в мире, например, за последние двадцать—тридцать лет. Но прежде кратко скажем о том, что же произошло (возможно, в неолите) с так называемым присваивающим трудом, характеристика которого позволила нам вскрыть исходную движущую силу противоречий общественного производства и воспроизводства жизни людей на Земле: противоречивое единство во всеобщности (в общественном характере) всех частных (вплоть до индивидуальных) интересов и дел. Единство, несущее и готовящее в себе целые эпохи развития и углубления различий (социально оформляемых и закрепляемых) в особенностях способов, целей и средств этого производства,— многие эпохи господства «частных интересов, частных дел» над их неустранимой, но теперь уже не явной всеобщностью. Произошло же лишь то, что присваивающий труд перестал существовать в качестве главного и определяющего образ жизни людей, отошел куда-то на периферию производственной деятельности, стал подсобным, зависимым, все более и более подчиняясь правилу: «охота пуще неволи», уходя тем самым в области отдыха и развлечений. Вместе с появлением устойчивого земледелия и отделением его от скотоводства (как особого, отличного от него способа и образа жизни иных общностей) труд стал не присваивающим, а в полном смысле этого слова производительным. Таковым он и остается до наших дней с характерным для него разделением производства средств производства и производства средств потребления '. А теперь, говоря словами поэта, пришпорим «клячу истории» (впрочем, Вл. Маяковский убеждал нас загнать ее) и перенесемся через все столетия дальнейших проявлений процесса разделения труда (включая и главное — отделение духовного производства от материального), перенесемся в наше время. Попутно заметим, однако, что все более дробное общественное производство жизни, разделенное на сферы (промышленное, сельскохозяйственное, духовное), на «уклады», на отрасли, их подразделения вплоть до 1 В земледелии, например, обработка земли иод посев, посев и культивация всходов, создание специальных орудий для этого — производство средств производства, удел одной части общины; сбор урожая, хранение, обработка и приготовление пищи или технического сырья — производство средств потребления, удел другой ее части. Аналогично — при скотоводстве, в ремесленном и промышленном производстве. отдельных особенных предприятий, фактически развивало одновременно способы и средства выявления зависимости друг от друга своих «частей» — выявления их общественного характера, их необходимого подчинения логике развития ведущих форм труда, короче — того, что выше было названо реализацией всеобщности в каждой из ее исторически особенных форм. Но предметно всеобщая связь частных видов производительного труда как раз разрывалась (это-то и называется разделением труда). В чем же предметно выражалась теперь эта связь, необходимая для каждого отдельного вида труда? А вот в чем: в обмене, в товарном рынке, в деньгах и, наконец, в капитале. Последний же не мог не утверждать себя в сфере обращения (обмена, распределения, рынка). Его родная сущностная форма — кооперация труда была в сфере труда производительного. Но ни случайные формы обмена продуктами такового, ни узкий специализированный или даже региональный рынок не могли соответствовать в полной мере кооперированному и тем более машинному (фабрично-заводскому) труду. Капитал и стал той реально-предметной формой единства производства — обращения — потребления, тем способом осуществления общественных отношений людей в процессе производства, при котором всеобщая их связь, всеобщая связь разных видов деятельности получила бытийную, реальную возможность для развития, для реального, не в головах философов, осуществления упомянутого «синтезиса». При капиталистическом характере общественных отношений в производстве отчетливо проявилось, что каждый вид последнего обусловлен всеми другими его видами, что само материальное производство включает в себя пауку, а производительные силы — люди и средства производства — непосредственно становятся таковыми лишь тогда, когда вбирают в себя с помощью той же науки осознанные силы природы (правда, пока еще только «мертвые» ее силы '). Собственно производство открыло себя в этом процессе и как собственно потребление — потребление живого и овеществленного труда, сырья и т. п., а потребление впервые не смогло скрыть того, что оно и производство (например, производство и воспроизводство рабочей силы). Неразрывное единство столь противоположных — крайних! — видов деятельности людей превратило в наглядный эмпирический факт целостность процесса, которым эти виды утверждают физическое бытие человека на нашей планете. На тех же правах полноправного (в данном случае «среднего») члена этого исторического силлогизма, практически обеспечивающего воспроизводство человечества, с необходимостью вошел в про-ЧеДУРУ отождествления «крайних» его членов (потребления и производства) всесильный капиталистический рынок. Именно он Уравнивает любые продукты человеческой деятельности бесстрастным индексом времени, необходимого для их создания (чем, между прочим, и выявляет общественный характер любого отдельного, «частного» вида труда). См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. II. С. 202-217. Тенденция к дальнейшему обобществлению труда, заложенная в самом основании самовозрастающей стоимости — капитала, осуществлялась, как мы теперь видим, не только в универсальности пролетариата. Данное его качество в какой-то мере даже утрачивалось не только и даже не столько благодаря профессиональной специализации отдельных технологий, сколько ростом ее квалификации, что способствовало интернационализации и массовиза-ции наемной рабочей силы. Квалифицированная рабочая сила, как в материальном производстве, так затем и в значительной части духовного производства и управления по сей день остается одним из непосредственно практических, реальных воплощений обобществляющегося труда. Но, как показал стихийный и весьма бурный процесс глобализации капиталистического производства, «переваривающего» в себе, приводя «к общему знаменателю» ранее далекие друг от друга и по укладу хозяйственной деятельности, и по уровню развития производительных сил, и, наконец, просто по национальным традициям виды и способы труда в разных регионах планеты, главным предметным воплощением обобществления труда стала «материальная часть» общественного производства. А именно: унифицированная, универсальная, для всех частных видов труда единая их техническая и технологическая база. В связи с этим хотелось бы развеять одну весьма распространенную в нашей литературе иллюзию. Нет, не фундаментальные научные открытия послужили основанием научно-технической революции (НТР), плодами которой, не теряя времени, воспользовались устремленные к сверхприбыли оборотистые бизнесмены! О социальных последствиях НТР у нас написано немало монографий и статей, в которых утверждалось, что под ее влиянием происходят серьезные изменения в общественных отношениях, но разные — положительные «у нас», отрицательные «у них». Однако не совсем так было на самом деле! Во-первых, именно «социальные изменения» и решительные сдвиги в отношениях людей, в их производственных отношениях, в способах соединения рабочей силы со средствами производства, а следовательно, и в отношениях собственности — вот где вначале происходили как раз те подвижки, что двинули науку больше и дальше, чем «сотни университетов». И превращение науки в производительную (непосредственно) силу, началось не в XX веке, а, как показал К. Маркс в рукописях 1857 — 1859 годов, уже на заре капитализма. Просто констатировать факт: «онаучиваемое» производство материальных благ, сближение в пространстве и особенно во времени науки, инженерии, конструкторской деятельности, технологии и техники л друг с другом, с потребительским рынком, приведшее к новым формам организации производства и к целому ряду социальных последствий,— это значит принять действительность, но не попять ее. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |