|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИЗМЕНЕНИЕ УБЕЖДЕНИЯОбщие положения. Убеждение — понятие относительное. При одном и том же поступке можно убедить человека, что он совершает преступление, а можно — что совершает подвиг. Убеждение, даже если оно есть, может меняться. На пути к убеждению так же, как и на пути к пониманию или принятию решения, всегда стоят сомнения. Можно ли убедить человека в чем-то, совершенно противоположном его убеждению? Можно, если у этого человека есть критика к создавшейся ситуации и мотивация к изменению убеждения. Техника. 1. Подумайте о своем убеждении, от которого вы хотели бы избавиться или сменить его на другое. Например, убеждение в том, что «можно пить спиртное ежедневно». 2. Подумайте о своем сомнении. Например: «Смогу ли я совсем не пить спиртного? Смогу ли полностью заменить спиртное фруктовыми соками?» 3. Теперь углубьтесь в себя и изучите свое убеждение на модальном и субмодальном уровнях. Своим «внутренним взором» вы можете увидеть картину застолья, бутылки любимых вами спиртных напитков и т. п. Можете услышать какие-то звуки (звон стаканов...), испытать какие-то ощущения. 4. Изучите таким же образом свое сомнение. 5. Определите субмодальные различия при представлении убеждения и при представлении сомнения. Они конечно же будут. Составьте список этих различий. 6. Проанализируйте по очереди каждую субмодальность из вашего списка различий и проверьте, которая из них «работает» лучше других. Прежде чем проверять очередную субмодальность, не забудьте вернуть предыдущую в исходное состояние. 7. Теперь посредством изменения наиболее хорошо действующих субмодальностей превратите нежелатель-
ное убеждение «Пить спиртное каждый день» в сомнение. Например, если двумя сильнейшими различиями были такие визуальные субмодальности, как яркость и размер картины, то пусть картина, вызванная «убеждением», уменьшится и станет тусклой. 8. Превратите сомнение в убеждение. Сделать это можно путем обратного изменения тех же субмодальных характеристик, которые вы использовали при шаге 7. Если возникли какие-то возражения, отнеситесь к ним с уважением, соберите новую информацию и вернитесь назад. Следует помнить, что хорошая работа в НЛП — это на 95 % сбор информации и лишь на 5 % — непосредственные методические приемы. Одно из непременных условий изменения убеждения — желание самого пациента сделать это. Изменить убеждение против воли человека можно, но это длительный и трудоемкий процесс. И последнее: прежде чем менять убеждение, следует хорошо подумать, стоит ли делать это. «ВЗМАХ» Техника «взмаха» дает мозгу направление в его работе и может быть применена для чего угодно: для изменения настроения, избавления от вредных привычек, такого синдрома, как навязчивое состояние, и т. д. В основе метода лежит врожденное стремление человека от «неприятного» к «приятному», от «неудовольствия» к «удовольствию». Этим стремлением обеспечивается равновесие, гомеостазис. Техника. 1. Определите проблему, с которой вы потом будете работать. Это может быть симптом, вредная привычка, девиантное поведение и т. д. 2. Углубьтесь в себя и определите пусковую картину (звуки, ощущения), предшествующую нежелательному поведению или симптому. Постарайтесь не включать себя в эту картину (диссоциация). 3. Теперь создайте второй образ, вторую картину — как если бы вы уже избавились от вредной привычки или нежелательного симптома.
Отрегулируйте эту «картину» по размеру, цвету, контрастности. 4. «Взмах». Сначала представьте себе первую «пусковую» картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите пока еще маленький и тусклый второй образ, вторую картину. Итак, вторая маленькая картина находится внутри первой большой картины. Теперь «махните» картины, то есть мгновенно замените большую картину маленькой, и сделайте последнюю большой, яркой, контрастной. Очистите экран (или откройте глаза) и «махните» картины снова. И так пять раз. 5. Проверка. Вызовите первый нежелательный образ. Если «взмах» был эффективным, то это будет трудно сделать, а если и удастся, то образ будет тусклым, размытым, удаленным и, главное, неприятным. Пример. Предположим, проблема, над которой вы собираетесь работать, — это привычка (абсессия, компульсия) злоупотреблять алкоголем. Представьте себе картину, связанную с выпивкой или ритуалом выпивки. Это могут быть бутылки, стаканы, наполненные водкой, ваша рука, держащая полную рюмку, и т. д. Сейчас на время отставьте эту картину в сторону и создайте своим мысленным взором ситуацию или собственный образ, как если бы вы уже покончили с вредной привычкой. Наверное, это будет здоровый, уверенный в себе человек. Теперь возьмите первую картину, сделайте ее большой, яркой, отчетливой и в нижний правый угол поместите маленькую, темную, расплывчатую вторую картину. Теперь быстро увеличьте размер, яркость и четкость этой маленькой картины до такой степени, чтобы она закрыла первую картину. Это — «взмах». Как только вы «махнете» эти картины, полностью очистите экран. Можете открыть глаза. Затем снова «вернитесь» внутрь себя и проделайте «взмах» еще раз. И так пять раз. Теперь попробуйте представить себе первую картину. Если «взмах» проведен эффективно, то это будет сделать трудно. Картина будет постоянно исчезать, а если и появится, то будет тусклой, далекой, а ощущения, связанные с ней, блеклыми. Для того чтобы «взмах» был эффективным, лучше, чтобы в первой картине вы себя не видели, даже если у вас там
несчастный, виноватый вид. А вот во второй картине желательно быть самому. «взрыв» Иногда компульсия лучше устраняется посредством ее «взрыва» с последующим «взмахом». Техника. 1. Подумайте о своей навязчивости. Это может быть навязчивое желание что-то съесть или выпить, навязчивое желание иметь автомобиль или женщину и т. д. Остановимся, к примеру, на навязчивом желании спиртного. 2. Теперь подумайте о желании, не носящем компульсивного характера, о том, к чему вы относитесь более или менее безразлично. Например, это может быть желание выпить фруктового сока, когда вас не мучит жажда. 3. Определите, какие субмодальности формируют навязчивое состояние и какие — ваше нейтральное положение. Найдите субмодальные различия и определите ведущую субмодальность, формирующую навязчивое состояние. Например, представьте себе стакан, наполненный водкой, и стакан с фруктовым соком. Определите, какая субмодальность при навязчивом желании является доминирующей: величина стакана, яркость картины, особенность запаха или вкуса? Таких субмодальностей может быть две-три. Проверьте их на нейтральном желании и выберите одну наиболее мощную, ведущую субмодальность, которая формирует компульсию. 4. Теперь произведите «взрыв» навязчивости, манипулируя доминирующей субмодальностью. Есть два способа произвести «взрыв»: 1) одноразовое мощное усиление доминирующей субмодальности; 2) многократный метод «храпуна». Первый способ заключается в том, чтобы быстро усилить ведущую субмодальность до такой крайней степени, что кинестетическая реакция превысит верхний порог и... «лопнет». Вместе с ней «лопается» и навязчивость.
Второй способ — это быстрое, многократное повторение первого. В этом случае вы очень быстро усиливаете ведущую субмодальность. Потом возвращаете «картину» в исходное состояние и снова быстро увеличиваете. Повторения идут последовательно и быстро, пока что-то не «лопается». После «взрыва» компульсия исчезает. Пример. Вы выяснили, что компульсивное желание сделать глоток спиртного увеличивается по мере того, как увеличивается размер стакана с налитой в ней жидкостью. Теперь вы нашли способ увеличивать или уменьшать желание, приближая или удаляя зрительным взором стакан. Быстро одноразово наращивайте размер стакана, пока не произойдет «взрыв» (первый способ). Быстро увеличьте размер стакана и снова верните «картину» в прежнюю позицию. Еще больше увеличьте размер картины и снова верните в исходное состояние. Меняйте картины быстро, не останавливаясь и каждый раз увеличивая размер стакана, пока не произойдет «взрыв» (второй способ). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |