АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вишудха Аджна

Читайте также:
  1. А. Лапин - Даосская йога (китайская даосская алхимия)
  2. Амулеты и талисманы
  3. Анахата.
  4. Б.И. Коновалов 1 страница
  5. В.Н.Э).
  6. Введение
  7. Время: Четыре стадии жизни.
  8. Глава 14
  9. Глава V. НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ОККУЛЬТНОЕ УЧЕНИЕ ЙОГОВ
  10. Глава вторая. САДХАНАПАДА, ИЛИ О ДУХОВНОМ УЧЕНИЧЕСТВЕ
  11. Глава третья. ВИБХУТИПАДА, ИЛИ О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ

Рис. 4. Чакры

 

М а н т р ы. Влияние звуков и речи на психическое состояние человека бесспорно. Основное назначение речи состоит в передаче информации. Однако эмоциональное и суггестивное воздействие человеческой речи определя­ется не только содержанием информации, но и зависит от выразительности, громкости, музыкальности произнесен­ных слов. Зависимость силы воздействия человеческой речи от ее структуры — увлекательная и еще мало разработанная область знаний.

Слова, смысл которых конкретен (блеск, сеет, ночь, тепло, сладко и т. д.), обладают большей суггестивной силой, чем слова с абстрактным смыслом (следовательно, в результате, потому что и т. п.). Чем выше степень абстракции при описании образа, тем меньше его сугге­стивное воздействие. Если мы хотим сформировать образ какого-то человека, то нужно говорить не о человечестве вообще, а о конкретных качествах конкретного человека.

Суггестивное воздействие речи повышают такие ее качества, как мягкость и сила голоса, паузы, использо­вание эффекта неожиданности.

На эмоциональное состояние человека оказывает вли­яние не только смысл и интонация речи, но и определен­ное звукосочетание слов. Такие слова, как монотонный, флаг, дрожжи, Владивосток, звучат мягко, а слова роса, роза, пробуждаю, трава, рассвет звучат твердо, стимули­руют к действию. Приказы обычно состоят из твердых слов. Интересно, что звук «р» присутствует в слове «крас­ный» почти во всех европейских языках.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Со­гласные делятся на твердые и мягкие. Гласные получа­ются при озвученном выдохе и характеризуются высотой основного тона и сопровождающих его обертонов. Послед­ние принято называть формантными тонами. Самый высокий формантный тон у звука «и», самый низкий — у звука «у».

При воздействии словом важно не только его смысло­вое содержание, но и звуковая структура. Так, например, присутствие в слове звука «и» создает впечатление чего-то маленького, узкого, незначительного. Это легко подтвер­дить экспериментом. Предложите испытуемому назвать воображаемыми словами («ла», «лау», «ли») три одина­ковые по форме, но различные по величине фигуры.

 

Обычно для самой маленькой фигуры выбирается назва­ние «ли», а для самой большой — «лау». Звук «и» создает ощущение напряженности, холодности, звук «о» — рас­слабленности, мягкости, теплоты.

Наличие звуков «а», «е», «и» создает ощущение чего-то белого, светлого, желтого, красного, яркого; звуки «ы», «о», «у» ассоциируются с мрачным, темным. Доми­нирование звуковой символики над содержанием понятия хорошо демонстрируется в детском творчестве (считалки, скороговорки). Эти звуковые ряды более устойчивы, чем смысловые.

Разрыв содержательных связей в структуре мышления происходит в просоночном состоянии, а также во время медитации. Первоначально в сознании всплывают не свя­занные друг с другом эпизоды. Внутри каждого эпизода существует логическая связь. При более глубокой меди­тации появляются отдельные, не связанные друг с другом фразы, а потом происходит их распад. При глубокой степени медитации происходит распад слов, причем в сознании остаются лишь краткие, ритмизированные зву­косочетания. Вероятно, поэтому некоторые авторы (В. А. Налимов, 1989) называют людей, практикующих медитацию, «психонавтами».

Речь освобождается от понятийного содержания при выраженных аффектах (крик, рев). Наоборот, в воскли­цаниях (ax! ox! их!) содержится сильный эмоциональный компонент. Восклицания как бы символизируют сами эмоции. Они не несут никакой понятийной нагрузки, кроме представления об определенном эмоциональном состоянии.

У каждого человека с определенным восклицанием обычно связаны определенные эмоции. Если вы произне­сете такое восклицание несколько раз подряд, то можете вызвать соответствующее эмоциональное состояние. Ин­тересно, что аналогичные воздействия наблюдаются и при произнесении любого слова. В этом специфическом воз­действии звукосочетаний на психику человека и заложе­на тайна воздействия мантр.

Сознательное воздействие на человека с помощью слов или словосочетаний практиковалось еще в глубокой древ­ности. Многократное повторение определенных, чаще всего бессмысленных, слов широко распространено в

 

практике народной медицины, культовых обрядов, при­суще стрессовым ситуациям. В таком воздействии бес­смысленного ряда слов на психику человека нет ничего абсурдного, так как в этом случае воздействует не смыс­ловая нагрузка, не информация, а звукосочетание.

Мантры можно придумывать самому. Предположим, вы на берегу моря, под вашими ногами теплый желтый песок, ласково греет утреннее солнце, вы чувствуете себя спокойным, уверенным в своих силах. Расслабьте тело, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и при­думайте словосочетание, соответствующее в данный мо­мент вашему душевному состоянию. Это ваша мантра. Концентрируясь на ней в процессе медитаций и повторяя ее многократно, вы можете вызвать у себя то душевное состояние, которое испытали и прочувствовали на берегу моря. Подобным образом вы можете создать мантры, соответствующие различным эмоциональным состояниям.

Техника медитации. Упражняясь в медитации, следу­ет соблюдать следующие правила.

1. Помещение для медитации должно быть тихим, теплым и уютным. В последующем медитировать можно в любой обстановке.

2. Медитация должна выполняться натощак или через 1—2 часа после еды, лучше утром (до завтрака) и вечером (перед ужином).

3. Не следует проводить тренировок, если вы чувствуете себя нездоровым или эмоционально пере­возбуждены.

4. Во время медитации не сопротивляйтесь мыслям, спонтанно возникающим в сознании; пусть они исчезнут сами.

5. Не превращайте медитацию в «идею фикс».

6. Медитацией следует заниматься 40—45 минут 3—4 раза в неделю.

Поза. Для тех, кто занимается хатха-йогой, реко­мендуется использовать позу «лотос» или «полулотос». Остальные могут медитировать в положении сидя на стуле с удобной спинкой, позволяющей выпрямить позво­ночник, или лежа на спине.

Расслабьте руки, лицо, ноги, все тело. Подождите 2—3 минуты до полного расслабления. Закройте глаза.

 

Концентрация на собственном т еле. Зай­мите медитативную позу. Сконцентрируйте внимание на своем теле: «Я лежу спокойно... мое тело расслаблено... мои руки и ноги расслаблены... я чувствую пальцы ног... они расслаблены полностью... чувствую свои голени... мои голени расслаблены полностью... чувствую свои бед­ра... мои бедра расслаблены... все мое тело расслаблено... моя грудная клетка расслаблена... мое тело расслаблено... чувствую свой живот... он расслаблен... чувствую свою шею... она расслаблена... чувствую свое лицо... каждая мышца лица расслаблена... я все больше и больше рас­слабляюсь...»

Произнесение фраз происходит медленно, с одновре­менной активной концентрацией на частях тела. Со вре­менем, в ходе тренировок, глубина мышечного расслаб­ления увеличивается.

На определенном этапе медитирующий как бы превра­щается в постороннего наблюдателя собственной мысли­тельной деятельности. В сознании появляются самые различные реальные или фантастические картины. Необ­ходимо отстраниться от эмоциональных - переживаний этих картин и следить за ними как бы со стороны, наподобие зрителя, смотрящего фильм.

При углублении медитации картины начинают все быстрее сменять друг друга. Происходит распад мысли­тельного процесса. При настойчивой тренировке можно добиться глубокого транса.

Концентрация на позе. Все внимание направь­те на правую руку. Сконцентрируйтесь на ощущениях, которые испытываете в руке. Переместите руку и снова сконцентрируйтесь на изменившихся ощущениях. Те­перь концентрируйте внимание на позе тела. Ощутите его пространственную конфигурацию. Представьте, что вы совершаете различные действия — плаваете, ныряете, танцуете, берете финиши, выполняете гимнастические упражнения, наносите удары, защищаетесь. Эта медита­тивная техника являлась основой подготовки в древних восточных боевых искусствах и используется сейчас в дзюдо, каратэ, конфу, айкидо и др.

Концентрация на дыхании. Примите меди­тативную позу. Расслабьте тело. Сконцентрируйтесь на дыхании. Не меняйте естественного ритма дыхания, а

 

только следите за ним. Дыхание можно мысленно сопро­вождать фразами: «Я чувствую свой вдох... чувствую свой выдох...» и т. д. Простота упражения только кажущаяся. При тренировках вы столкнетесь с ограничением возмож­ностей удерживать свое внимание на дыхании.

Возникают периоды рассеянности со сменой картин и мыслей. В процессе регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации становятся все более продолжительными и устойчи­выми. Медитирующий начинает ощущать внутреннюю стабильность и гармонию своих эмоциональных реак­ций. Это упражнение является основной техникой в практике дзен. Сконцентрировав свое внимание на дыхании, можно повторять примерно следующие ме­дитативные фразы:

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Грудная клетка расслаблена... (один дыхательный цикл)

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Мое тело расслаблено... (один дыхательный цикл)

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Я чувствую покой и расслабление... (один дыхатель­ный цикл)

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Приятное ощущение... (вдох)

Приятное ощущение... (выдох)

Приятно дышать... (вдох)

Приятно дышать... (выдох)

Я чувствую тепло... (вдох)

Я чувствую тепло... (выдох)

Все расслаблено... (вдох)

Все расслаблено... (выдох)

Спокойствие и тишина... (вдох)

Спокойствие и тишина... (выдох)

Упражнение представляет собой модификацию буд­дийской медитативной техники.

Медитация на мантрах. Принимается опреде­ленная поза, в которой можно находиться длительное

 

время, не испытывая физических неудобств. Тело полно­стью расслабляется. Медитирующий успокаивается и ритмизирует дыхание» концентрирует взгляд на опреде­ленной точке или закрывает глаза. В этом состоянии полного расслабления начинается непрерывное мыслен­ное повторение мантры (процесс джапа).

Непрерывная концентрация на мантре является ис­ключительно трудным процессом. Через некоторое время после начала медитации внимание непроизвольно рассе­ивается» место мантры занимают посторонние мысли или картины.

Потом концентрация снова фокусируется на мантре и процесс джапа продолжается. Для мантра-медитации целесообразно использовать звукосочетания, не имею­щие понятийного смысла» но спсобные создавать оп­ределенный психический фон. В древней практике лаяЙ-йоги используются звуки санскритского языка» смягченного группами звуков «нг», «анг», «инг», например:

1) анг, банг, ванг, данг, джанг, дзанг, танг, занг, канг, ланг, манг, нанг;

2) енг, бенг, венг, генг, дженг, дзенг, тенг, зенг, кенг, ленг, менг, ненг, пенг, ренг, сенг, тенг, фенг, хенг, ценг, чевт, шенг;

3) инг, бинг, винг, гинг, динг, джинг, дзинг, тинг, зинг, кинг, линг, минг, нинг, тинг, ринг, синг, тинг, финг, хинг, цинг.

Каждую мантру нужно тренировать отдельно в тече­ние продолжительного времени. Достаточно выбрать 2—3 мантры, создающие у медитирующего соответствующее психологическое состояние. Мантра способствует запол­нению сознания нейтральным содержанием, освобожда­ющим его от следов предшествующей психической дея­тельности, и вхождению в транс.

Медитация на янтрах. Примите мидитативную позу, расслабьтесь. Мысленно представьте круг. тре­угольник, прямоугольник, звезду и другие простые гео­метрические фигуры, сноп лучей. Попытайтесь зафик­сировать те специфические эмоциональные состояния, которые они у вас вызывают. В дальнейшем по мере тренировки попытайтесь зафиксировать внимание только на одной из фигур.

 

Медитация на чакрах. Техника представляет собой эффективное средство воздействия на вегетативную нервную систему (лайя-йога).

В своей книге «Лайя-йога» Госвами описывает техни­ку, предназначенную для стимулирования вегетативной нервной системы. Она состоит из следующих этапов.

1. Концентрация на чакре муладхара. Нужно сконцен­трировать воображение на спирали кудалини (символ потенциальной нервной энергии), которая излучает крас­ный цвет.

2. Концентрация на чакре совершается одновременно с мысленным произнесением мантры «ханг». Воображе­ние фокусируется на спирали кундалини, которая начи­нает постепенно нагреваться и излучать тепло. Одновре­менно она медленно раскручивается и поднимается вверх по позвоночнику. Последовательно она проходит через все чакры и достигает теменной области — чакры сахасрара.

3. Воображение направляется на сегмент спирали, находящейся между чакрами муладхара и анахапга. Ме­дитирующий представляет, что эта часть спирали излу­чает огненно-красный свет.

4. Далее воображение концентрируется на сегменте спирали между чакрами аджна и вишудха; спираль из­лучает бело-красный свет.

5. Наконец, воображение концентрируется на оконча­нии спирали в чакре сахасрара. Спираль раскалена добе­ла, здесь сосредоточена огромная энергия, которую медитирующий может контролировать.

Давно существуют попытки найти связь между чакра­ми и центрами вегетативной нервной системы. Однако все они пока безуспешны. Следует согласиться с мнением болгарского исследователя Н. Петрова (1986), который считает, что различные интерпретации кундалини, допу­скающие существование нематериальных проводников биоэнергии, а также чакр как центров, контролирующих биоэнергию, представляют собой смесь наивности и мета­физики.

Медитация на мантрах и янтрах в качестве средств самовнушения издавна используется в восточных религи­ях. Однако нельзя считать религиозные культуры перво­источником медитативных техник. По всей вероятности, способность человека к медитации возникла в глубокой

 

древности. Не случайно еще у первобытного человека появилась потребность в ритмах и танцах, примитивных песнях, предметах культа. Посредством концентрации внимания на этих ритмах и предметах культа первобыт­ный человек формировал у себя психический настрой, возбуждая себя или успокаивая.

Мантры лежат в основе песенного творчества многих народов, помогают преодолевать тяжелый физический труд. Вполне естественным считается вхождение в транс во время танцев, в основе которых лежит ритм, или в процессе строевой подготовки солдат. Короткие команды, хождение строевым шагом, бесчисленные повороты нале­во, направо, кругом, беспрекословное выполнение, каза­лось бы, нелепых приказов... Потом приказ: «В атаку! > Люди поднимаются и идут на смерть. Все это — звенья одной цепи.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)