АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Компоненты психодрамы

Читайте также:
  1. Абиотические компоненты экосистемы.
  2. Биотические компоненты экосистемы
  3. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ. КОМПОНЕНТЫ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ. ЭКОНОМИКА НЕДВИЖИМОСТИ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
  4. Здоровье. Определение, показатели и компоненты здоровья. Здоровый образ жизни, его составляющие, основные принципы.
  5. Информационная технология управления, назначение, основные компоненты
  6. Информационные технологии экспертных систем. Основные компоненты экспертных систем
  7. Какие компоненты образуют алгоритмический язык?
  8. Класс насекомые. Характеристика. Насекомые как механические и специфические пересчики возбудителей. Гнус,его компоненты.
  9. Когнитивные компоненты волевого акта
  10. Компоненты
  11. Компоненты EJB
  12. КОМПОНЕНТЫ PPP

Основными компонентами психодрамы, по Мо­рено, являются: ролевая игра, спонтанность, «теле», ка­тарсис и инсайт.

Ролевая игра. Морено не рассматривал игру и свой "спонтанный театр" как нечто заранее приготовленное и отрепетированное. Психодрама использует естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых участники группы, играя роли, могут творчески работать над своими личностными проблемами и конф­ликтами.

Морено подчеркивал, что между исполнителем роли в психодраме и актером существует большая разница. Ак-

 

 

тер играет то, что написано автором сценария, т. е. в своем поведении и выражении чувств он ограничен авторским текстом. Актер должен обладать способностью перевоп­лощаться по «заказу», а не по «желанию». В психодраме это мастерство создания «фальшивого фасада» может оказаться только помехой.

В отличие от театра психодрама поощряет импровиза­цию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, а поэтому и «сценарий», и «постановка» явля­ются результатом работы не профессионала, а самих участников группы.

Спонтанность. Наблюдая за игрой детей, нетрудно заметить, насколько они внутренне раскованны и лише­ны поведенческих стереотипов. Игры и эмоции их спон­танны. Спонтанность — это поведение и чувства, не регулируемые воздействием извне. Именно поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей.

Спонтанность, по мнению Морено, — это ключ к творчеству. «Творчество, — пишет он, — это спящая красавица, которая, для того чтобы проснуться, нужда­ется в катализаторе. Таким хитрым катализатором твор­чества является спонтанность».

«Спонтанный театр» Морено по своему замыслу явля­ется антиподом профессионального театра. Однако акцент на спонтанность не исключает возможности использовать в психодраме привычные действия. Важно, чтобы эти действия были всегда новыми и адекватными ситуации, а не являлись результатом «домашней заготовки».

Морено считал, что современные люди боятся непо­средственного и эмоционального (спонтанного) общения, но утверждал, что такому общению можно научиться. Одним из методов обучения спонтанности, по его мнению, является психодрама.

Спонтанность сближает психодраму с другими антиав­торитарными психокоррекционными группами, делаю­щими акцент на принципе здесь и теперь (группы встреч, гештальт-группы и т. п.).

В психодраматическом действии нет прошлого и буду­щего, есть только настоящее. Психодрама стирает грани­цы времени. Все переживается в реальном действии. Это дает возможность ее участнику «объективизировать» свое прошлое, проявить его вовне...

Как ребенок от имени игрушки может высказать все, что ему недозволено говорить самому, так и участник психодрамы от имени своего персонажа, перевоплощаясь и импровизируя, может достаточно глубоко раскрыть свое внутреннее Я независимо от того, идет ли речь о прошлом, будущем или настоящем.

«Теле». Если понятие перенос, по Фрейду, обозначает односторонний процесс передачи эмоций от пациента психотерапевту, а контрперенос — от психотерапевта пациенту, то «теле», по Морено, обозначает двусторон­ний процесс передачи эмоций между пациентом и тера­певтом.

Морено определял «теле» как «вчувствование людей друг в друга». Понятие «теле» можно определить как «взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии» (Рудестам, 1990). В то время как эмпатия — это одностороннее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, «теле» представляет собой взаимный обмен эмпатиями.

«Теле» может включать в себя не только положитель­ные эмоции (позитивное «теле»), но и отрицательные (негативное «теле»).

Катарсис. Аристотель определил катарсис как чувст­венное потрясение и внутреннее очищение. Примерно так же понимал катарсис и Фрейд.

Морено несколько расширил это понятие, распростра­нив действие катарсиса не только на зрителей, но и на актеров. В связи с этим он писал, что психодрама имеет лечебный эффект не столько по отношению к зрителю (вторичный катарсис), сколько по отношению к самому актеру, «который разыгрывает драму и освобождает себя от нее». Более того, если в античных трагедиях катар­сис — явление вторичное по отношению к сюжету, в психоанализе — вторичное по отношению к анализу, то в психодраме процесс катарсиса выступает на передний план и по своему лечебному воздействию становится более важным, чем сценарий или последующий анализ связан­ных с представлением переживаний и действий.

Морено достаточно образно подметил, что различие между зрителями традиционного театра и зрителями психодрамы можно сравнить с различием между челове­ком, который смотрит фильм об извержении вулкана, и

человеком, который непосредственно наблюдает изверже­ние у подножия вулкана.

Инсайт. Это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию про­блемы. Это прозрение, озарение. Целью психодрамы является создание такого группового климата, в ко­тором было бы возможно максимальное проявление катарсиса и инсайта.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)