АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техника 2

Читайте также:
  1. Агротехника возделывания
  2. Агротехника возделывания
  3. Агротехника возделывания конопли
  4. Агротехника возделывания льна
  5. Агротехника возделывания.
  6. Агротехника возделывания.
  7. Агротехника кукурузы
  8. Бетонная техника
  9. Биологические особенности гороха и агротехника возделывания.
  10. Биологические особенности люпина и агротехника возделывания
  11. Биологические особенности овса. Агротехника овса.
  12. Ботанико-биологическая характеристика и агротехника ячменя.

Представьте, что вы сидите в кинотеатре и впереди на экране видите самого себя в ситуации, непосредственно предшествующей возникновению фобии.

Теперь «выплывайте» из своего тела наверх, в проек­ционную будку, откуда вы можете наблюдать за собой — сидящим в зале и смотрящим на экран и за тем, что происходит на экране.

Затем превратите снимок на экране в черно-белый фильм и просмотрите его до конца. Просмотрите и самые неприятные переживания, ставшие причиной фобии. Ос­тановите фильм, как слайд, а затем «впрыгните» внутрь изображения и прокрутите фильм назад. Все будет про­исходить наоборот — точно как при перемотке фильма. Сделайте фильм цветным, оставаясь его участником. Про­крутите его еще раз. Теперь «выплывайте» на свое преж­нее место в зале. Фобия исчезла (Р. Бендлер. «Используй­те свой мозг для изменения», 1985, с. 49—50).

«ПОСМОТРИ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ, ПОЛНЫМИ ЛЮБВИ»

Метод основан на регулирующем эффекте ассо­циированного и диссоциированного восприятия. Может применяться как с лечебной целью, так и для саморегу­ляции, выработки уверенности в себе.

...Эти глаза, полные любви, принадлежат тому, кто тебя любит. В таких глазах нуждается любой, особенно больной человек. Некоторые люди адаптируются к дефи­циту любви: «Были бы деньги», «Не было бы войны». Но многие страдают от этого, тяжело перенося одиночество. Дефицит любви порождает неуверенность в себе, а это путь к депрессии.

Техника. 1. Предложите пациентке вообразить себя писателем.

2. Попросите ее найти кого-то, в чьей любви она уверена. Если такого человека нет сейчас, может быть, он был прежде. Если же его не было вообще, можно создать его образ. Это нетрудно, так как каждый из нас мечтает любить или быть любимым.

3. Попросите ее описать такого человека в деталях,

 

 

которые сделают его более значимым для самой пациен­тки (не забудьте про метод «Наложение»).

4. Предложите пациентке переместиться из своего тела в тело любящего ее человека. Сначала это бывает трудно. Когда получится, «поставьте позицию на якорь». Дальше вы используете метод визуально.кинестетической диссо­циации, с той лишь разницей, что пациентка будет смот­реть на себя глазами любящего ее человека.

5. Напомните пациентке, что тот, любящий ее чело­век, — писатель. И сейчас он напишет о ней рассказ, но­веллу... Напишет о том, как она прекрасна и почему она для него — единственная в мире. (Это дает возможность оценить или вспомнить имеющиеся у нее достоинства.)

6. Теперь попросите пациентку вернуться в свое тело, взяв с собой всю гамму переживаний, из которых самым ценным будет ощущение, что она любима и достойна любви.

рефрейминг*

Общие положения. В основе рефрейминга ле­жат следующие базовые положения НЛП;

• любой симптом, любая реакция, любое поведение че­ловека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они считаются только тогда, когда используются в неподходящем (несоответствующем) кон­тексте;

• у каждого человека своя субъективная модель мира, которую можно изменить;

• каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позво­ляющими изменить и субъективное восприятие, и субъ­ективный опыт и, как результат, субъективную модель мира.

Этот метод хорош тем, что, вместо того чтобы работать с «содержанием» проблемы, он, используя скрытые ресурсы организма, реорганизует внутренние психические процессы человека и меняет отношение к самой проблеме.

* Рефрейминг (от англ. — frame) — переформирование. Дословно — обрамлять, придавать форму (вставить в новую раму ту же картину, вставить в ту же раму новую картину:

заново приспособить, по-новому сформулировать).

 

Существует несколько техник рефрейминга (шестисту­пенчатый рефрейминг, контекстуальное переформирова­ние и др.). Мы рассмотрим наиболее часто применяемый в практике шестиступенчатый рефрейминг. Но прежде опять немного теории...

В НЛП распространено такое понятие, как «часть». Имеется в виду «часть» личности (субличность), ответст­венная за то или иное поведение, за тот или иной симп­том. Это, несомненно, лишь условность, технический прием. Но этот прием позволяет добиваться хороших терапевтических результатов, так как по своей сути яв­ляется диссоциацией, снижающей аффективную насы­щенность переживаний целостного Я, С «частью» можно вступить в контакт, можно задавать ей вопросы, получать ответы. Естественно, вопросы пациент задает сам себе и сам же формирует ответы. Ответы могут поступать в любой форме: в словах, в виде «картины», звуков, кине­стетических ощущений. Опытный психотерапевт умеет улавливать и понимать эти невербальные признаки «от­ветов».

Как правило, первое знакомство начинающих психо­терапевтов с методами НЛП, в том числе с визуально-кинестетической диссоциацией, рефреймингом, поначалу вызывает у них скептическую улыбку. Хотелось бы пре­достеречь их от поспешных выводов. А лучшим доводом в пользу этих приемов послужит практика. По сути, это работа с подсознанием.

Техника шестиступенчатого рефрейминга*

Часто применяется в работе с вредными привычками (алкоголизм), девиантными формами поведения (суицид, сексуальные девиации), навязчивыми состоянвями и др.

1. Определите болезненный симптом, синдром или форму нарушения поведения.

2. Попросите пациента войти в контакт с его же «частью», ответственной за формирование и проявление этого симптома или отклоняющегося от нормы поведе­ния. Для этого предложите ему закрыть глаза, сосредото­читься на внутренних ощущениях и мысленно спросить себя: «Хочет ли «часть» меня, создающая этот симптом или нежелательное поведение (конкретно: головную боль, навязчивый страх, злоупотребление алкоголем или таба­ком), говорить со мной?»

 

 

Затем пациент внимательно следит за возникающими или, наоборот, исчезающими ощущениями (звуками, внутренними диалогами, «картинами», кинестетически­ми ощущениями).

Терапевт должен «увидеть» внешние невербальные признаки возникающего контакта: новую позу, резкое движение, иную мимику и т. п. Для большей достоверно­сти следует заранее попросить пациента обозначить воз­никающий контакт с «частью» движением руки, кивком головы.

Предварительно следует рассказать пациенту про множество «частей», составляющих целое Я. Разъяс­нить, что каждая из «частей» существует, в принципе, чтобы приносить ему пользу и только позже транс­формируется в болезненный симптом или нежелатель­ное поведение. «Высота опасна: можно упасть и раз­биться». И как гиперболизация адекватного опасе­ния — фобия высоты. «Осторожно переходи улицу:

транспорт опасен». Трансформация — фобия открытого пространства, площадей.

3. Отделите симптом (поведение) от первоначального мотива (намерения). Другими словами, узнайте, для чего первоначально возникла данная «часть». Ответами могут быть: «Чтобы не попасть под автомобиль», «Чтобы не заразиться» и т. п. Это элементы психоанализа.

4. Найдите новую «часть» (новый способ), способную удовлетворить это первоначальное намерение. Можно найти два-три новых способа.

Для этого попросите пациента обратиться к своему внутреннему Я, точнее, к его «творческой части», с просьбой найти эти новые способы. Если «творческую часть» внутри себя отыскать не удастся, создайте ее. Для этого попросите пациента вспомнить ситуации, когда он был способен к творчеству и разрешал те же ситуации (осуществлял те же намерения) иными путями (напри­мер, не за бутылкой водки, а более рациональными и менее травмирующими способами). Если попытка уда­лась, «поставьте якорь». Если же пациент продолжает утверждать, что никогда не был склонен к творчеству, предложите ему вспомнить человека, к которому он от­носится с уважением и который способен к творчеству. Пусть представит себе этого человека (визуально, ауди-

 

ально, кинестетически), а затем попросит его найти три хороших способа исполнения намерения.

5. Теперь предложите первоначально выделенной час­ти (ответственной за симптом) использовать эти новые возможности (способы) для реализации своих намерений. Техника все та же: внутренний диалог с «частью».

Например: «Согласна ли ты, что эти три новые воз­можности для меня более удобны и полезны? Согласна ли ты использовать их вместо старых?».

6. Экологическая проверка. Пациент должен спросить себя, согласны ли все его части (все Я) с заключенным договором? Если возникают возражения, начните весь процесс сначала. При этом прежде всего выясните, в чем заключается возражение, и отделите его от намерения. Если же все части согласны, контракт заключен, процесс рефрейминга можно считать завершенным. Нужно ждать результатов.

Контекстуальный рефрейминг — это подбор (отыски­вание) подходящего контекста для определенного поведе­ния. Например, авторитарным можно (и нужно) быть только в определенных ситуациях, но не всегда.

Коммуникация с симптомом — это рефрейминг, помо­гающий избавиться от симптома.

Пример. У пациента навязчивый страх умереть от инфаркта миокарда. Выяснилось, что приступ стенокар­дии возник впервые после «пьянки с друзьями» и что пациент не может отказать своим друзьям, когда те предлагают выпить. Понимает, что навязчивый страх умереть «напрямую» связан со злоупотреблением алкого­лем и является своего рода защитной реакцией.

В процессе рефрейминга была призвана творческая часть, которая изобрела три новых способа избежать выпивки: 1) избегать компаний; 2) оставаться с друзьями только тогда, когда самому этого хочется; 3) придумать какую-нибудь болезнь, исключающую прием алкоголя (язва желудка, панкреатит). В дальнейшей коммуника­ции все части пациента пришли к согласию: «Научись твердо говорить «нет»!». Пациент избавился не только от навязчивого страха смерти, но и от привычки злоупотреб­лять алкоголем.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)