|
|||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Маркетинговые концепции 2 страницаАристотель - основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. По сути, именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной постановке. 1. Закон исключенного противоречия: невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету. Так, по отношению к Сергею не могут быть одновременно истинными два следующих утверждения: "Сергей ниже Татьяны" и "Сергей выше Татьяны". 2. Закон исключенного третьего: отрицание и утверждение не могут быть оба ложными. В нашем примере одно из двух утверждений "Сергей и Татьяна одинакового роста" или "Сергей и Татьяна неодинакового роста" должно быть истинным. Если истинно второе утверждение, то можно на предмет истинности проверять новые два высказывания: "Сергей ниже Татьяны" и "Сергей выше Татьяны". Сравнение двух последних высказываний является бессмысленным, если Сергей и Татьяна одинаковы по росту. 3. Закон тождества: А есть А (Аристотель не приводил такую формулировку, но она соответствует его воззрениям). Так, в нашем случае речь идет об одном и том же Сергее и той же самой Татьяне, причем в одно и то же время. Аристотель гордился своим учением о силлогизме (буквально: о сосчитывании высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе - особенное, третье - вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение: (1) Если все люди смертны (2) И все греки - люди, (3) То все греки смертны. Этика Аристотеля. Что такое счастье? Для Аристотеля этика в отличие от физики и математики есть практическая наука. Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля - это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией. Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность. Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: "ничего слишком...". Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество - середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - середина между расточительностью и скупостью и т.д. Политология Аристотеля. В своих политических воззрениях Аристотель во многом повторяет Платона. Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается польза для всех) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых).
Аристотель критически относился к демократии, ибо считал, что ее принципами являются неоправданная свобода и нищета, в том числе духовная. Современному слову "демократия" больше соответствует античный термин "полития".
1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ НОВУЮ ЭПОХУ Древние греки называли себя э/ллинами, они защищали себя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Александра Македонского резко изменили ситуацию, возникла империя, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванными племенами и расами. Греческие города-государства приходили в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистическую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).
КИНИЗМ (ЦИНИЗМ) Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем - Диоген Синопский (сам он называл себя Диогеном-собакой). Антисфен вел свои беседы в гимнасии при храме Геракла. Гимнасий (слово гимнасий мужского рода) имел название Киносарг, что дословно означает "злые собаки" (собака - кине). Отсюда произошло название кинизма. Киники считали своим учителем Сократа, но они не смогли по-настоящему продолжить его дело. За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа, присущие ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Не подкрепленные должным интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы, постоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела. Диоген, согласно легенде, жил в глиняной бочке, обходился малым, вел себя вызывающе, не раз выставлял себя на посмешище. Легенда гласит, что когда Александр Македонский сказал ему: "Проси у меня, чего хочешь", Диоген ответил: "Не заслоняй мне солнца". Однажды он стоял голый под дождем, привлекая всеобщее внимание. Платон называл Диогена собакой, против чего никто не возражал. Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки, в благодарность за то, что он "указал наипростейший путь к жизни". Латиняне называли киников циниками. Постепенно слово "циник" приобрело негативное значение. Неприемлемым в цинизме обычно считают попрание общественных нравственных норм. В основе такого попрания всегда обнаруживается духовная нищета. В наши дни цинизм не имеет оправданий, это просто-напросто очень бедная, жалкая, вырожденная форма философствования. Что касается эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, то их философское содержание намного богаче кинизма. При анализе упомянутых философских школ следует иметь в виду, что их представители четко различали три составные части философии: физику, логику и этику.
ЭПИКУРЕИЗМ: СЧАСТЬЕ - ЭТО УМЕРЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ Основателем эпикуреизма является Эпикур. Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут самопроизвольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий. Логика. Мир чувств не иллюзорен, он - главное содержание познания. Мир дан человеку в его очевидности. Подлинные познавательные реалии - не идеи Платона или формы Аристотеля, а чувства. Этика. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовлетворений. Человек существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолинейных траекторий, ибо такие отклонения не допускают наличия раз и навсегда установленных законов. Для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим отношениям). Боги тоже состоят из атомов, но особых. Боги безразличны к человеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире.
СТОИЦИЗМ: СЧАСТЬЕ - ЭТО ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С КОСМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский философствовал в портике, который был выстроен на торговой площади. Портик (по-гречески - стоя) представлял собой архитектурное сооружение с открытым входом. Физика. Космос - это огненный организм, огненная всепроникающая пневма. Природа это бог, бог есть вся природа (пантеизм). Логика. Посредством чувств человек постигает ощущения, посредством ума выводы, центр же познания находится в представлении, в согласии ощущений и выводов, а это - смысл слова и предложения. Этика. Человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе. Смысл мира познается особенно четко в представлении. Познанное представление приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достигнуть не в вечной погоне за благом летучим, а в сознательном следовании космическим, или, что то же, божественным законам. Все люди ходят под одними и теми же божественно-космическими законами. Разница в том, что, как выразился Сенека, "хотящего судьба ведет, нехотящего - тащит".
СКЕПТИЦИЗМ: ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОТ ДОГМ И БУДЬТЕ БЕЗМЯТЕЖНЫМИ Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как бы три смысла - это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание (греческое эпохе) от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ. Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен. Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека несостоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Скептик согласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека,- голоде, жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматических суждений. Такое воздер жание, эпохе, предполагает не леность ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный характер. Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.
НЕОПЛАТОНИЗМ Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются идеи Платона. Так возник новый платонизм, или - неоплатонизм. Виднейшим из неоплатоников был Плотин (не путать с Платоном!), живший в третьем веке, т.е. значительно позднее известных событий, происшедших с Христом. Значительную часть своей жизни Плотин провел в Александрии - городе, который часто характеризуется как место встречи греческой философии с восточным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим, Плотин учил философии, в которой платонизм дополнялся восточного происхождения мистикой. Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое-Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое-Благо. "Все идущее от Блага,- с пафосом замечает Плотин,- прекрасно, само же оно - выше прекрасного, выше даже высочайшего - царственно содержит в себе весь умопостигаемый мир, являющийся областью умного Духа".
Итак, есть иерархия: Единое-Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя. Будучи переполненным самим собой, Единое-Благо, изливаясь, переходит последовательно в Ум, Душу, Материю. Этот процесс мнимого изливания Единого-Блага не является чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого-Блага), нет добра. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому-Благу (Плотин иногда называл его богом). Это возможно посредством таинственного переживания и слияния с Единым-Благом. На греческом языке таинственное означает мистическое. Неоплатонизм является последним всплеском античной философии. Плотин звал к Единому-Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Античная философия заканчивалась на высокой ноте Единого-Блага. Но звучала эта нота не столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот возглас Бога: "Я - сущий". Но этот возглас относится уже не к античной, а к средневековой философии.
СУДЬБА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христианства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ, платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма, то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н.э. император Юстиниан запретил сторонникам античной философии преподавать, иметь школы. Всем было предписано под страхом ссылки вернуться "в лоно нашей святой церкви". На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерны бо?льшая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир природы и мир человека. Для каждого из этих миров характерны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос. 2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной философии. 3. Античная философия многого достигла на понятийном уровне - концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не знает законов науки. 4. Этика античности - это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга или ценностей. 5. Античная философия по-настоящему функциональна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни. 6. Античная философия, как мы убедимся многократно, не канула в далекую для нас историю, она сохраняет свое значение и поныне.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ · Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления. · Школа Сократа - Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество. · Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи. · Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ" Что такое единое? Единое - это то, что присуще не одной, а многим вещам. Известно, например, что телам присуща масса. Для указанных тел масса есть единое. Более сложный пример. Вы совершили три поступка по справедливости. Для указанных поступков единым будет ценность "справедливость". Единое не имеет смысла безотносительно к многому. Что такое материальная субстанция? - Материальная субстанция для своего существования не нуждается в чем-либо ином, то есть способна существовать сама по себе. Например, вакуум - это материальная субстанция. Время не может существовать само по себе, оно не есть материальная субстанция. Не является материальной субстанцией и сознание. Что такое атом по Левкиппу и Демокриту? - Атом, согласно упомянутым философам, есть мельчайшая неделимая часть вещества. Что такое идея по Платону? - Идея, по Платону, есть смысл, образец, общее определенного класса вещей. Что такое форма по Аристотелю? - Форма - это сущность вещи, ее активность. Что такое демиург по Платону? - Демиург - это бог-мастеровой, который способен объединять материю с идеями. Представлением о христианском Боге Платон не владел. Что такое перводвигатель по Аристотелю? - Перводвигатель - это то, что является первопричиной и привлекает все и вся своим совершенством умозрения. Представлением о христианском Боге Аристотель не владел. Что такое добродетель? - Добродетель - это призвание человека, черта его характера. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ СОКРАТА Сократ - сын скульптора и повивальной бабки. Умный человек, ведущий простой и здоровый образ жизни. Жил в Афинах. Афиняне считали его превыше всех своею мудростью. Очень многие ему завидовали. Сократ был упорен в кулачном бою, но подлинной его стихией стали интеллектуальные соревнования, выяснение истины в споре, диалоге. В этом деле он не имел себе равных. А поскольку ему не раз доводилось обличать в неразумении людей самомнительных, то и недостатка во врагах у него не было. Именно мнимо обиженные Сократом несколько видных афинян организовали против него судебное дело, обвинив его в том, что он не чтит богов, которых чтит город, вводит новые божества и развращает юношество. Он был приговорен судом к смерти и выпил яд - цикуту. Престарелый Сократ, видимо, устал от глупостей своих сограждан. Не мудрствовая лукаво, он обращался с ними как с равными ему по интеллекту. Благородство Сократа не было понятно. Оказавшись перед выбором смерть или лукавство, великий философ выбрал первое.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПЛАТОНА Платон (греч. плотный, широкий) - это псевдоним Аристотеля. Своему псевдониму Платон обязан мощным телом и широким лбом. Платон - ученик Сократа. Он пытался защитить своего учителя на суде, но 27-летнему юноше не дали произнести речь. В отличие от Сократа, занятого по преимуществу врачеванием душ отдельных людей, Платон, объездивший многие страны, мечтал о переустройстве целых государств в соответствии со справедливыми идеями, доступными прежде всего философам. Он пытался внушить идею о правителе-философе тирану Сиракуз Дионисию I, но был продан им в рабство (выкупил Платона Анникерид Киренский и тем самым прославил свое имя в веках). По освобождению из рабства Платон приобрел вблизи Афин сад и гимнасий (образовательное учреждение), которые были посвящены мифическому герою Академу. Так родилась платоновская академия. Сам Платон зарекомендовал себя превосходным педагогом, обладавшим разносторонним и энциклопедическим знанием. В наибольшей степени Платона прославила разработанная им теория идей.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ АРИСТОТЕЛЯ Аристотель родился в греческом колониальном городе Стагиры (его часто называют Стагиритом). Отец Аристотеля Никомах жил при македонском царе Аминте в качестве врага и друга. Аристотель всю свою жизнь был настроен промакедонски, что вызывало подозрение у многих афинян, боровшихся за независимость Греции от Македонии. Около шести лет Аристотель был учителем строптивого Александра Македонского, отношения с которым складывались у философа отнюдь не просто. Великие полководцы - Александр не являлся исключением - склонны сами более поучать, чем учиться. Аристотель проучился в Академии Платона целых 20 лет. За эти годы он приобрел поистине энциклопедические познания в философии и ряде наук. На пятидесятом году жизни, уже после смерти Платона, Аристотель создает школу под названием Ликей. В Ликее он часто философствовал, расхаживая вместе с учениками. За эти прогулки аристотелианцы получили прозвище перипатетиков (от греч. "перипатео" - прохаживаюсь). В 323 г. до н.э. в Афинах произошло антимакедонское восстание, не дожидаясь худшего, Аристотель уезжает в Халкиду на о.Эвбея, где вскоре и умирает (выпив предварительно аконит, то ли как яд, то ли как болеутоляющее средство). Аристотель возглавлял Ликей 13 лет. Бесспорно, что Аристотель стремился создать образовательное учреждение нового типа, в котором философия органично сочеталась бы с науками о наиболее важных жизненных проблемах. По сравнению с Платоном Аристотель как бы опускал философию с космических высот на землю, почву жизни. Уже после смерти Аристотеля Ликей стал самым популярным учебным заведением в Афинах. По данным А.Н.Чанышева было время когда из 20 тыс. взрослых афинских граждан около 2 тыс.(!) были учениками Ликея. Однако поддержать традиции Аристотеля его наследникам не удалось. Теоретический уровень преподавания в Ликее падал. Многочисленные сочинения Аристотеля, доставшиеся по наследству Нелею из Скепиеса, стали забываться.
ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ КИНИКОВ Двумя крупнейшими представителями философского течения, фигурирующего под названием "кинизм", являлись ученик Сократа Ангисфен и ученик последнего Диоген Синопский. В переводе на латинский киники - это циники. Антисфен преподавал в гимнасии Киносарг ("Зоркий пес"). Некоторые киники не без гордости называли себя псами. Имелась в виду их установка на особый образ жизни, связанный с ограничением круга жизненных потребностей. Философы всегда выступали и выступают против пустых, ненужных, надуманных потребностей. В этом отношении киники были настоящими экстремистами. Их лозунг: "Ничего лишнего". Они, презирая богатство, почести и славу, искали кратчайший и наиболее простой путь к добродетельной жизни. В этой связи у них было три главных критерия: аскесис (максимальное опрощение потребностей: малоодетость, бродяжничание, небритость), отказ от общего образования (лучше всех учит, мол, сама жизнь), автаркия (личная свобода и самодостаточность). Критики кинизма всегда подчеркивали, что назначение философии состоит не в опрощении, а совершенствовании и возвышении жизни.
ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПИФАГОРЕЙЦЕВ У Пифагора, считается, было не менее трехсот учеников, многие из которых прославились своими государственными делами. Пифагорейцы считали себя аристократами и редко кого посвящали в свое учение, не лишенное мистики. Рациональную основу пифагорейства составляли зачатки математического знания, желание строить жизнь по пропорциям. А это означало не нарушать соразмерность, быть равными друг другу в богатстве (с этой целью его приходилось обобществлять), быть справедливым, избегать излишеств, не разрушать душу страстями, превозносить разумное. Пифагорейство просуществовало с VI в. до н.э. по III в. н.э.
ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЭПИКУРЕЙЦЕВ В философии Эпикур по преимуществу самоучка. Имел много учеников и последователей. Приехав в 35-летнем возрасте вместе со своими учениками в Афины, купил уединенный сад с домом. Здесь обосновался ставший знаменитым "Сад Эпикура", над входом которого было начертано: "Гость, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие - высшее благо". Речь не идет об излишествах, а об умеренных удовольствиях. Сотоварищество эпикурейцев старалось жить незаметно, просто и в свое удовольствие. Эпикур - основатель утилитаризма: делай то, что полезно, таков путь к счастью.
ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТОИКОВ Основатель стоицизма - Зенон Китийский. Свое учение он пропагандировал в афинской галерее с колоннами (по древнегречески "стоа"). Стоики учили, что жизнь надо принимать такой, каковой она является. Жить следует в полном согласии с природой, богами, судьбой. Страстями не изменишь жизнь, значит, следует опираться на разум, направляя в соответствии с ним волю. Нет причин для хныканья, будь, если это возможно, здоровым, сильным, мужественным и знатным. Но если придется стать больным, немощным и бедным - не беда, главное исполняй свой долг человека, оберегай свое место в единстве природы и сообщества людей всего мира.
ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СКЕПТИКОВ Основателем античного скептицизма был Пиррон. Скептики считали, что всякая истина относительна. Но как в таком случае, когда нет четко определенных ориентиров, жить счастливо? Ответ напрашивался сам собой: будь бесстрастным, невозмутимым, всегда сохраняй спокойствие. Нет ничего предосудительного в том, чтобы подчиняться традиции, как-то, ведь, надо поступать. Вопреки мнению ранних скептиков из относительности истин не следует их равнозначность.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПЛОТИНА Плотин открыл философскую школу в Риме и возглавлял ее около четверти века. Был необычайно добр и легкодоступен. Мечтал создать для философов специальный город - Платонополис. Плотин не тяготел к наукам, его больше привлекали философия, теология и эстетика. Его влекло возвышенно-небесное, Единое космическое Благо. Вот почему он учил своих учеников преодолевать земные измерения жизни. Последние слова Плотина, сказанные им перед смертью были таковы: "Старайтесь воссоединиться с божественным, которое внутри вас, с божеством, которое есть универсум". Он утверждал, что посредством экстаза он воссоединялся с божеством четыре раза.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ" 1. Что такое философия? 2. Апории элеатов, их современное значение 3. Атомизм Демокрита и Эпикура 4. Этический рационализм Сократа 5. Теория идей Платона 6. Концепция любви Платона 7. Учение о душе Аристотеля 8. Этика добродетелей Аристотеля 9. Кинизм 10. Пифагорейство 11. Философия Эпикура 12. Стоический идеал мудреца 13. Образ жизни скептиков 14. "Эннеады" Плотина 15. Диалог Платона "Федр" 16. "Никомахова этика" Аристотеля 17. Неоплатонизм 18. Учение о боге в философии Платона и Аристотеля 19. Учение о боге в философии Плотина и в христианстве
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ" 1. Кто считал, что все состоит из воды? 2. Какой философ разработал концепцию идей? 3. Кто является автором книги "Никомахова этика"? 4. Кому принадлежит изречение: "Ослы солому предпочли бы золоту"? 5. Кто является основателем кинизма? 6. Какой философ назвал организованную им школу "Ликей"? 7. За что был осужден Сократ? 8. Какой философ придумал апорию об Ахилле и черепахе? 9. Кто разработал учение о форме и материи? 10. Как называлась усадьба, в которой проживал Эпикур и его сотоварищи? 11. Кто автор философского произведения "Тимей"? 12. Представители какой философской школы считали, что счастье - это удовольствие? 13. Кто из философов изобрел атомарную гипотезу (назвать два имени)? 14. Является ли Диоген Синопский основателем скептицизма? 15. Жил ли Плотон до н.э.? 16. Платон - перипатетик? Примечание: оценка число правильных ответов
"5" - 14-16 "4" - 12-13 "3" - 10-11 "2" - 9-0
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ" 1. Анаксимен. 2. Платон. 3. Аристотель. 4. Гераклиту. 5. Антисфен из Афин. 6. Аристотель. 7. За непочитание богов Афин и религиозное развращение юношества. 8. Зенон Элейский. 9. Аристотель. 10. "Сад". 11. Платон. 12. Эпикурейцы. 13. Левкипп и Демокрит. 14. Не является. 15. Нет не жил. 16. Нет, Платон не перипатик. 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Именно с этих позиций рассмотрим христианство. Нас интересуют новые философские принципы, развитые в средние века. Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для детей.
ОСНОВНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАЧЕНИЯ Греческое слово "Библиа" означает "книги", они составляют Ветхий и Новый Заветы. Завет - это договор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной личности, слово бог пишется с большой буквы - Бог. Для удобства читателя мы пронумеруем основные библейские идеи философской значимости. 1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески означает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Каков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Аристотель называли божественными космос, звезды, т.е. неличностное. В библии божественным является только сам Бог. Монотеизм - это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.) |