|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Маркетинговые концепции 7 страницаМедитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны. Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догматизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равнодушии к этике. Эти обвинения не многого стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская философия достойно выполняет свое назначение - направляет деятельность своих почитателей. Индусы всегда относились к своим философам с почтением. Отнюдь не случайно одним из первых президентов независимой Индии стал философ С. Радхакришнан.
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Главный интерес китайской философии - это отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской - более 2,5 тысяч лет. Китайские философы, равно как и их коллеги из других регионов, пристальное внимание уделяли единству мира. В этой связи вводилось представление тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом - по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь - безличная, сознательная, высшая сила. Дао - закон изменения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее по сравнению с западной и индийской философией они приглушены. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, почувствовать дао. Соблюдать дао - это означает, по Конфуцию, быть не низменным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь - человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчивым; чжи - мудрость, интеллект; и - следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье (отец - сын, муж - жена, старший брат - младший брат) и на службе (старший - младший; начальник - подчиненный); ли - послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо - покорность воле родителей. Конфуций видел осуществление своей программы в умело организованном процессе образования и воспитания молодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Сократа на Западе. Заключая наш краткий обзор философии Востока, отметим роль традиции в философии. Сколь бы причудливым образом не изменялись окрашенные в национальные тона философские системы, устоявшиеся философские традиции в той или иной форме дают о себе знать. Вот характерный пример. Конфуцианство как философское учение сложилась за пять веков до нашей эры. В XI-XII веках достигает расцвета неоконфуцианство. А в наши дни среди китайских философов много сторонников так называемого нового конфуцианства. Похоже, что философские традиции не умирают.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ · Современная философия состоит из направлений, которые взаимно дополняют друг друга. · Феноменология рассматривает специфику "работы" сознания человека. · Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире. · Философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка. · Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тексты в том числе. · Диалектический и исторический материализм считает базисными реалиями в универсальном смысле материю, а применительно к обществу совокупность производительных сил и производственных отношений. · Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно-религиозного единства любви, добра, истины и красоты. · Главная формула индийской философии: Атман есть Брахман. · Основной интерес китайской философии - этическое регулирование отношений между людьми в обществе.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ" В феноменологии феномен - это любое явление? Нет, это явление, данное в сознании. В чем состоит смысл феноменологической редукции? В том, что все проявления жизни человека, каковыми бы они не были, должны сводиться к феноменам. В чем смысл феноменологического приема эпохе? В том, чтобы воздерживаться от суждений, не полученных путем феноменологической редукции. Почему феноменологи используют не термин "идея", а термин "эйдос"? Термин "идея" умозрителен, а термин "эйдос" разом и чувственен, и умозрителен. Феноменологи считают, что термин "эйдос" лучше выражает специфику философского познания, чем термин "идея". Почему герменевтики используют такой, кажущийся несколько странным термин, "бытие-в-мире"? Их интересует бытие человека, но так, чтобы оно не противопоставлялось вещам, ибо в таком случае получится противостояние субъект-объект, которое они не признают. Бытие-в-мире - это характеристика человека, существующего в мире гармонично. Почему герменевтики используют представление о сущности вещи? О сущности вещей рассуждают те философы, которые полагают, что ее необходимо выделить, понять как потаенный смысл вещи. Как раз такими философами и являются герменевтики. Поэтому они используют философему "сущность вещи". А вот аналитики не используют выражение "сущность вещи". Они считают, что вещь не многослойна, у нее нет внутреннего смыслового ядра вроде сущности. Герменевтики для выяснения сущности вещи вопрошают ее. Но разве можно вопрошать не только людей, но и предметы? Герменевтики используют метод вопросов и ответов. Предметы вопрошаются посредством ненасильственного обращения с ними. Вопрошание есть раскрытие потаенности вещи, а не разговор с нею посредством звуков. Герменевтики настаивают на понимании как центральной философеме. Что имеется в виду под пониманием? Понять что-либо или кого-либо означает раскрыть потаенность вещи и приобщиться к ней. Почему аналитики столь заинтересованы в "значении слова"? Аналитики выступают против всякой мистики, таинственности. Им нужна ясность. Ее адресатом они считают не сознание (в него невозможно проникнуть), а слова. Их призыв: давайте будем четко выделять значения слов и тогда мы сделаем философию ясной и всем понятной. Что такое смыл слова? Смысл слова, согласно аналитикам, есть его значение. Вместо термина "смысл слова" надо использовать термин "значение слова". Что такое верификация? Верификация - это, в переводе с латинского, проверка. Речь идет о проверке на истинность высказываний. Высказывание "Снег бел" истинно, если проверка действительно показала, что снег бел. Что такое фальсификация? Проверка высказывания на его ложность. На первый взгляд, кажется, что нет смысла противопоставлять верификации фальсификацию, в том и другом случае идет какая-то проверка. Но если принять во внимание, что теории сменяют друг друга, то смысловое равновесие между верификацией и фальсификацией нарушается в пользу последней. Очень часто, то, что еще вчера считалось истинным, сегодня, в результате появления новой теории, оказывается ложным. И совсем редко, то, что вчера считалось ложным, ныне переводится в разряд истинного. Что такое дискурс? Языковое поле, область языка, совокупность высказываний. Что такое языковая игра? Дискурс со всякого рода неожиданностями, незапрограммированным творчеством. Что такое деконструкция? Работа с высказываниями, т.е. с конструкциями слов, которые заменяются другими словами (отсюда приставка де-, имеющая негативное значение), которые образуют новую связность (выражается приставкой кон-). Почему постмодернисты делают акцент на непредставимом возвышенном? Речь идет об эстетическом критерии, о художественном, интересном и заманчивом вымысле, который в принципе невозможно превратить в реальность. Какой смысл заключен в постулировании диалектическими материалистами первичности материи и вторичности сознания? Имеется в виду, что сознание есть результата развития материи, а статус общества определяется уровнем развития производительных сил, прежде всего техники. На каком основании исторические материалисты (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) настаивали на социалистической революции. Они полагали, что: во-первых, мир устроен несправедливо (богатые жиреют, а бедные сохнут); во-вторых, вывод о социалистической революции следует из теории К.Маркса об общественном труде. Появление новых экономических теорий поставило под сомнение вывод о необходимости социалистической революции. Разумеется, это не означает, что социумы живут по справедливым законам. Что такое положительное всеединство? Речь идет о философеме из учения В.С.Соловьева. Весь мир образует положительное всеединство под началом Бога. Тезис о положительном всеединстве не имеет научной значимости. В науке известно, что многие явления взаимосвязаны между собой, но далеко не все. Что такое соборность? Соборность - это собрание одноверцев. Что такое космизм? Учение о космической судьбе человечества. Что такое атман и брахман? Речь идет о концептах древнеиндийской философии, имеющих своих сторонников и в наши дни. Атман - индивидуальное (субъективное), а брахман - всекосмическое духовное начало. Научная значимость концептов атман и брахман незначительна. Что такое дао? Одна из главных категорий китайской философии. Дао - путь совершенства и совершенствования, небесный или же земной.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Э.ГУССЕРЛЯ Работал во Фрейбургском университете (Германия). После прихода к власти нацистов Гуссерль по причине своего еврейского происхождения был лишен возможности принимать участие в официальной жизни Европы. В уединении, покинутый всеми своими друзьями-философами, кроме двух молодых ассистентов, он продолжал интенсивно работать. Уже после смерти Гуссерля случайно посетивший его родственников вчерашний студент, 27-летний бельгиец ван Бреда, к своему огромному удивлению обнаружил рукописи объемом 47 000 страниц. Тайно, по каналам дипломатической почты архив Гуссерля был вывезен в бельгийский город Левен. По сей день этот архив служит документальной основой многотомной гуссерлианы. Гуссерль - основатель феноменологии. Он мечтал сделать философию строгой наукой и тем самым выработать инструментарий для преодоления кризисов человечества.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Х.ГАДАМЕРА Гадамер - основатель герменевтики (бытия). Первоначально профессор Лейпцигского университета в ГДР. Переезжает из ГДР в ФРГ, где публикует книгу "Истина и метод", которая принесла ему мировую славу. Большой любитель искусства. Стремился построить философию по образцу эстетики. Очень доброжелательный человек и хороший организатор. Ровесник всего ХХ века.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Л.ВИТГЕНШТЕЙНА Витгенштейн - основатель аналитической философии, одна из ключевых фигур всей философии ХХ века. Поведение Витгенштейна необычно, а некоторые поступки кажутся экстравагантными: он участвует в первой мировой войне, попадает в плен к итальянцам, носит в ранце написанный им философский шедевр, отказывается от огромного наследства, строит сестре по своему проекту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфонического оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности, преподает детишкам в школе арифметику. В философии Витгенштейн прославил свое имя анализом языка.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ М.ФУКО Фуко - выдающийся французский философ, прожил сравнительно короткую, но насыщенную яркими биографическими и философскими событиями жизнь. Ему довелось быть преподавателем психологии, врачом в психиатрической поликлинике, членом компартии, заведующим кафедрой истории мыслительных систем в знаменитом Коллеж де Франс; кроме Франции работал в Германии, Тунисе, Швеции, США. Он мог позволить себе не откликнуться на приглашение к разговору со стороны французского президента, выступить в защиту заключенных, тайно отвезти в Варшаву предназначенную для "Солидарности" типографию. Наконец, знатоку истории безумия и сексуальности суждено было умереть от синдрома приобретенного иммунодефицита.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Н.А.БЕРДЯЕВА Н.А.Бердяев - крупнейший русский философ ХХ века. Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. Позднее он отошел от него и занялся разработкой философско-экзистенциального миросозерцания. В 1922 г. был выслан из Советской России. С 1922 по 1939 г. был главным редактором религиозно-философского журнала "Путь". Скончался за рабочим столом. В своих многочисленных трудах Бердяев отстаивал примат личности над обществом. Личность характеризуется в горизонтах свободы, духовности, творчества. Бердяев многократно давал свою трактовку судьбы России. Он считал, что России принадлежит мессианская роль.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ" 1. Каким путем достигаются эйдосы и в результате какой интуиции? 2. Что это такое "забвение жизненного мира", по Гуссерлю? 3. Согласно герменевтику, чем отличается понимание от научного объяснения? 4. Чем отличаются друг от друга герменевтика сознания от герменевтики бытия? 5. Что такое герменевтический круг? 6. Понять человека - это значит проникнуть в его внутренний мир? 7. Что такое значение слова, по раннему Витгенштейну? 8. Что такое значение слова, по позднему Витгегштейну? 9. Чем отличается аналитическое суждение от синтетического? 10. Что такое протокольные предложения? 11. Кто является основателем постпозитивизма? 12. В чем состоит содержание гипотетико-дедуктивного метода? 13. Почему всякое высказывание является речевым актом? 14. Каковы характерные черты постмодернизма? 15. Почему слова, текст, как полагают постмодернисты, надо деконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко)? 16. В чем состоит назначение философии, по Лиотару? 17. Какой вопрос считают основным диалектические материалисты? 18. Раскройте содержание формулы В.С.Соловьева "Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте". 19. Почему, по Бердяеву, человек свободен даже перед лицом Бога? 20. Какова главная формула индийской философии? 21. Сколько добродетелей, по Конфуцию, у совершенного мужа? Примечание: оценка число правильных ответов
"5" - 18-21 "4" - 16-17 "3" - 13-15 "2" - 12-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ" 1. Феноменологическая философия и ее метод 2. Эдмунд Гуссерль о кризисе европейский наук 3. Феноменологическая этика Макса Шелера 4. Герменевтика сознания Вильгельма Дильтея 5. Герменевтика бытия Ханса Гадамера 6. Книга Х.Гадамера "Истина и метод" 7. Неопозитивистская философия 8. Постпозитивизм Карла Поппера 9. Философия позднего Л.Витгенштейна 10. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса 11. Философия Мишеля Фуко 12. Деконструктивизм Жака Дерриды 13. Книга Ж.Лиотара "Состояние постмодерна" 14. Философия Н.А.Бердяева 15. Философия П.А.Флоренского 16. Философия А.Ф.Лосева 17. Русский космизм 18. Оправдание добра в русской философии 19. Индийская философия 20. Философия Конфуция ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ" 1. Эйдосы достигаются по мере нарастания потока феноменов за счет категориальной интуиции. 2. "Забвение жизненного мира", по Гуссерлю, - это умаление феноменов, чувств, умозрительность. 3. Научное объяснение - это подведение фактов под законы. Понимать же следует суть дела посредством метода вопросов и ответов. 4. В герменевтике сознания хотят вчувствоваться во внутренний мир человека. В герменевтике бытия желают понять суть дела, или, что то же самое, потаенность вещи. 5. Герменевтический круг состоит в том, что часть познается на основе целого, а целое на основе части. Познание нелинейно. 6. Понять человека, согласно герменевтике бытия, значит, понять дело человека. 7. По раннему Витгенштейну, значение слова есть тот предмет или та ситуация, которые им обозначаются. Так, значение слова "Кремль" есть сам Кремль. 8. По позднему Витгенштейну, значение слова есть его употребление, некоторый акт действия. Имеется в виду, что слова всегда высказываются ради некоего дела. 9. Основания истинности аналитического суждения заключены в нем самом. "Круг круглый" - это истинное выражение, ибо круг круглый по определению. Основания синтетического предложения скрыты не в нем самом, а вне его. Высказывание "Сергей выше Татьяны" истинно лишь втом случае, если действительно Сергей выше Татьяны. Бессмысленно утверждать, что Сергей выше Татьяны по определению. 10. Протокольное предложение проверяемо на истинность/ложность. Чтобы проверить на истинность сложное предложение следует разложить его на протокольные предложения (рецепт неопозитивистов). 11. Карл Поппер. 12. Согласно гипотетико-дедуктивному методу законы придумываются в качестве гипотез, а остальные высказывания выводятся, дедуцируются из гипотез. Если выявляется ложность гипотез, то от них отказываются. 13. Всякое высказывание есть акт, ибо он есть некоторое действие. Словами человек действует: дает согласие, не дает согласие, поучает, выражает сожаление и т.д. 14. Плюрализм, неопределенность, случайность, эстетизм. 15. Текст - это всегда программа действий, которая достойна критики, деконструкции. 16. По Лиотару, философия позволяет человеку изобретать непредставимое в вещах возвышенное, получать удовольствие и страдать. 17. Диалектические материалисты считают основным вопрос о соотношении материи и сознания. 18. Божественное не отделено от человека, оно осуществляет благо через истину в красоте. 19. По Бердяеву, Бог, сотворив мир из ничто, сохранил в мире и человеке потенциал ничто, свободу. 20. Атман есть Брахман. 21. Пять. Раздел 2 СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ ДВА СПОСОБА АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. В современной философии широко используют два основных способа интерпретации философских проблем. При первом способе за основу берут определенный тип философствования и уже в его рамках рассматриваются различные проблемы. Этот способ философствования мы уже испробовали. В рамках каждого философского направления существует свой круг излюбленных проблем, которым дается определенная интерпретация. Феноменологи все рассматривают сквозь призму познания, герменевтики как понимание, аналитики в рамках научно понятного языка, постмодернисты на основе рассеивания текста. Каждый действует по-своему, на свой страх и риск. Второй способ интерпретации философских проблем состоит в том, что определенные вопросы рассматриваются комплексно, они атакуются со всех сторон - и со стороны феноменологии, и со стороны аналитической философии, и со стороны марксизма. Анализ становится более всесторонним, приходится синтезировать различные точки зрения. Например, если мы обратимся к вопросу, что такое человек, то целесообразно не ограничивать себя одной точкой зрения. Ясно, что второй способ интерпретации проблем основан на первом. Итак, мы достигли такой точки философствования, когда назрело изменение курса. Что мы и делаем. Теперь будем рассматривать философские проблемы с различных точек зрения. И еще, в нашу задачу входит анализ определенной последовательности проблем. Нам предстоит совершить обход философских владений в определенном порядке. Вот почему вторая часть книги названа "Систематический курс философии".
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЛОСОФИЯ? МИР ФИЛОСОФИИ Что изучает философия, мы уже видели при рассмотрении различных философских направлений. Самый обстоятельный ответ на поставленный вопрос состоит в перечислении основных положений различных философских систем. В результате можно получить довольно большой список проблем. Разумеется, можно попытаться обобщить их. Займемся этим. Уже на максимально простом уровне понимания ясно, что философия занимается миром человека (личность, общество) и миром природы. Несколько сложнее понять, что в некотором роде промежуточное положение между человеком и природой занимает мир символов. Речь идет о продуктах деятельности человека. Мы назвали их символами, поскольку символ по определению есть то, в чем дано иное; человек в результатах своей деятельности приумножает себя, существуя в этих результатах, конечно же, не буквально, физически зримо, а символически. Например, в продуктах труда узнаются их создатели. Таким образом, мир философии - это три сферы бытия: мир человеческого, мир символического и мир природы. Ясно, что эти три сферы бытия связаны друг с другом. Так, нет человека без природы, а символов без человека. Мир философии можно представить в виде схемы, где двусторонние стрелки выражают многообразие связей: Мир человека <-> Мир символов <-> Мир природы. Каждый из этих миров в свою очередь каким-то образом структурирован. Мир человека - это многообразие чувств, эмоций, мыслей, различного рода общественных отношений; мир символов - это труд, язык, культура; мир природы - физические, химические, биологические явления.
ВЫБОР НАЧАЛА СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В тройке человек - его творения - природа главным звеном является человек. Наш выбор состоит в рассмотрении философии человека раньше философии природы. Характеристика человека, анализ, например, его сознания позволит понять, каким образом человек познает природу, как он обнаруживает ее законы. Началом систематического философствования может быть и природа (так поступают многие натурфилософы), и мир символов, но избранный нами путь представляется предпочтительным хотя бы уже потому, что нас, людей, прежде всего интересует наша судьба, а затем уже природа как таковая. Поэтому лучше с самого начала иметь перед глазами философский образ человека, его прошлое, настоящее и будущее. 6. УЧЕНИЕ О БЫТИИ 6.1. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ
Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям. Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos - сущее + logos - учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий. Из предыдущего следует, что свое исчерпывающее обоснование проблема существования получает в науках (в том числе в философии). Обратившись к ним, мы встречаемся с различными видами бытия, число которых в точности соответствует числу наук. В данном случае предполагается, что все виды бытия так или иначе попали в сферу внимания современных наук. Согласно физике, существуют элементарные частицы, вакуум, атомы и молекулы. Согласно астрономии, существуют звезды, планеты, диффузная материя. Согласно биологии, существуют ДНК, РНК, белок, клетка, различные биоособи. Согласно общественным наукам, существуют экономические, политические и социальные отношения между людьми. Согласно психологии, существуют чувства, эмоции, мысли людей. Согласно информатике, существует информация. Согласно математике, существуют числа, геометрические фигуры, функции, кольца, поля. Согласно философии, существуют идеи (Платон), формы (Аристотель), Бог (Христос), априорные принципы (Кант), эксплуатация одних людей другими (Маркс), переживания и их сущности (Гуссерль), понимание (Гадамер), дискурсы (Фуко). Во всех случаях существование не есть отдельное свойство вещей, нечто подобное цвету, массе или запаху. Существовать - значит иметь определенность, выражаемую концептами (в том числе понятиями и ценностями) теории. Человек обладает знаниями о существовании лишь того, о чем толкует теория. Сведения, в чем-то противоречащие теории либо вообще не представленные в ней, считаются несостоятельными. Нечто признается существующим лишь в том случае, если сведения о нем удовлетворяют критериям науки, в том числе таким, как непротиворечивость положений теории и их подтверждаемость фактами. Рассмотрим в качестве иллюстрации к сказанному вопрос о существовании кентавров, мифологических образов полулюдей-полулошадей. Согласно нашим знаниям, существуют чувства, эмоции, мысли, высказывания, мифы о кентаврах, но сами они как таковые не существуют, ибо в противном случае их давно уже представили бы взору любопытных. Подобно кентаврам не существуют лешие, домовые, сказочные герои и многие другие выдуманные существа. Итак, разновидностей существования, видов бытия достаточно много. В этом смысле не будет преувеличением утверждать, что восторжествовали плюралистические (лат. pluralis - множественный) концепции бытия, мир не единообразен, а многообразен. Наряду с плюралистическими в ходу также монистические и дуалистические концепции бытия. Монизм (греч. monos - один) признает один тип реальности, например материю, дух, Бога. Дуализм (лат. dualis - двойственный) толкует о двух реальностях, избирая в качестве таковых чаще всего материальное и идеальное. По сравнению с плюралистическими монистические и дуалистические концепции бытия представляются весьма обыденными, не лишенными наивного желания свести многообразие всего существующего к одному или двум определениям.
6.2. ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Чтобы судить о характеристиках видов реальности, придется обратиться к тем данным, которыми оперируют современные философские и нефилософские концепции (теории). Все наши выводы должны быть четко согласованы с этими данными. При рассмотрении самых разнообразных теорий во всех них обнаруживается целый ряд общих черт. Всякая теория, во-первых, имеет дело с многими явлениями, которые, это во-вторых, представляют собой одно и то же. Единичные явления тождественны друг другу. Эта тождественность представлена в естествознании в понятиях, а в гуманитаристике в ценностях. Все электроны тождественны друг другу; в этой связи используется понятие "электрон". Все справедливые поступки тождественны друг другу, т.е. представляют собой одно и то же; в этой связи используется ценность "справедливость". На первый взгляд единичные явления кажутся несоизмеримыми друг с другом, но, как мы видели, в научном знании удается вскрыть их тождественность, или, как часто выражаются, однокачественность. Любая теория имеет дело не только с понятиями (или ценностями), но и с их взаимосвязью. Связь понятий или ценностей называется закономерностью, или просто законом. Не все законы равнозначны друг другу, главнейшие из них называются принципами. Любой закон можно записать посредством символов f (x1, x2... xn) = 0, где x1, x2,..., xn - обозначения понятий или ценностей в форме переменных, которые пробегают ряд значений, характерных для единичных явлений. Переменные появляются в символьной записи законов науки не случайно, а в силу изменчивости тех явлений, с которыми имеет дело данная наука. Изменение, его также называют движением,- органическая черта всех явлений. Если изменение не выходит за пределы данного качества, то оно называется эволюцией, в противном случае оно выступает как развитие, изменение качества. В наши дни известно много таких наук, которые изучают не только изменение, но и развитие явлений. Так, в физике элементарных частиц изучают их взаимопревращения; химия описывает взаимопревращения веществ, происходящих в результате химических реакций; эмбриология рассматривает качественные метаморфозы, происходящие с зародышами организмов; общественные науки объясняют процессы перерождения, например феодального общества в капиталистическое. Следует, однако, отметить, что всегда находятся такие качественные преобразования, которые выводят за пределы данной науки. В силу этого факта людям приходится иметь дело с многообразием наук, а не с одной наукой, которая описывала бы все возможные качественные превращения. Так как с явлениями происходят самые различные преобразования, то вполне резонно ставится вопрос об их истоках, или, как часто выражаются, причинах. Согласно принципу детерминизма, все явления причинно обусловлены. Отрицание же этого принципа называют индетерминизмом. Индетерминизм отказывается от идеала научного описания и видит во всех метаморфозах слепую игру случая. В этой связи указывается, например, на случайное поведение частиц или свободу воли человека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |