|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Філософська герменевтика Х.-Г.Гадамера. «Істина і метод». Крупнейший вклад в разработку философской герменевтики внес немецкий философ Г. Гадамер. Суть герменевтики: "Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один.» Основные философско-методологические идеи Гадамера: 1. Гадамер пытался примирить философию с наукой, показывая ее особенности и границы "во всеобщности человеческой жизни". 2. Гадамер подчеркивает, что гуманитарные науки имеют свою специфику, свои способы постижения мира, и на самом деле они далеки от того, чтобы чувствовать свою неполноценность относительно естествознания. 3. Герменевтика - прежде всего практика. Она реализуется в качестве деятельности по осмыслению некоторого текста, и, взятая вне этой деятельности, теряет свою специфику. 4. Истина - характеристика самого бытия. 5. Важнейшая заслуга Гадамера - всесторонняя и глубокая разработка ключевой для герменевтики категории понимания. Понимание - это не столько познание, сколько универсальный способ освоения мира. 6. Согласно Гадамеру, понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляется в "стихии языка". Исходный пункт герменевтики - языковая форма выражения мышления. ВЫВОД: Таким образом, процесс постижения смысла, осуществляемый в понимании, происходит в языковой форме, т.е. есть процесс языковый. «Истина и метод» (I960) — главное сочинение Х.-Г. Гадамера. Заголовок носит провокативный характер: союз “и” не столько связывает “истину” с “методом”, сколько противопоставляет их друг другу. Человеческое познание по сути “неметодично”, оно лишь в немногих случаях может быть подчинено некоему методу. Книга состоит из трех разделов, которым соответствуют три измерения человеческого бытия: “эстетическое”, “историческое” и “языковое”. Цель каждого из разделов — показать недопустимость сужения “опыта истины”, заключенного соответственно в искусстве, истории и языке. Понимая произведение искусства, мы имеем дело с реальностью, не умещающейся в субъективности его создателя. Раскрытию онтологического измерения языкового опыта посвящен 3-й раздел книги. Здесь Гадамер выступает как верный учении Хайдеггера. В стихии языка осуществляется и понимание человеком мира, и его самопонимание, и понимание людьми друг друга. Язык есть основное условие возможности человеческого бытия; более того, язык вообще есть то “бытие, которое может быть понято”. Будучи несущей основой передачи культурного опыта от поколения к поколению, язык обеспечивает возможность традиции, а диалог между различными культурами реализуется через поиск общего языка. Пафос книги — в демонстрации онтологической укорененности герменевтической проблематики. “Истина и метод” стала программным сочинением герменевтики философской и одним из наиболее часто цитирумых источников экзистенциально-феноменологического направления современной западной философии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |