АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Філософськіогляди Ф.Шеллінга. Основні ідеї в творчості пізнього Шел-лінга

Читайте также:
  1. I. Основні риси політичної системи України
  2. Б) Основні властивості операцій над множинами
  3. Бази даних, їх призначення та основні елементи.
  4. Бюджетна система України: основні характеристики
  5. Види і форми правотворчості держави
  6. Види правотворчості громадянського суспільства
  7. Виникнення економічної теорії та основні етапи її розвитку.
  8. Виникнення, джерела та основні періоди розвитку індуїзму
  9. Вплив параметрів технічного стану і ТО на собівартість сільськогосподарської продукції та основні техніко-економічні показники використання МТП
  10. Глава 12 ОСНОВНІ ТЕОРІЇ ДЕМОКРАТІЇ
  11. ДЕМОКРАТІЯ: ПОНЯТТЯ ТА ОСНОВНІ ЗАСАДИ
  12. Джерела інформації соціальної статистики та її основні завдання

Первоначально Шеллинг выступил продолжателем философии Фихте. Но вскоре замечает несовершенство фихтеанского субъективного идеализма. Он считает, что субъективно-идеалистическое Я не может быть принято в качестве исходного пункта философии, хотя его существование несомненно. Не может быть принято и бытие, независимое от субъекта. По мысли Шеллинга, первоосновой всего существующего является абсолютное тождество бытия и мышления, материи и духа, объекта и субъекта. Высшее начало, отмечал Шеллинг, не может быть ни субъектом, ни объектом, ни тем и другим одновременно, но исключительно лишь абсолютной тождественностью. Устраняя недостатки фихтеанства, Шеллинг ставил перед собой задачу охарактеризовать "Не-Я", то есть природу, противостоящую "Я". Так появляется шеллингианская натурфилософия, необходимость которой определялась потребностью философского обобщения новых естественнонаучных материалов, накопившихся к концу ХVIII в. К этому времени в науке прочно укоренилась мысль, что природа в целом существенно изменяется. Развитие природы от низшего к высшему поставило вопрос об источнике этого движения.Шеллинг исходит из положения, что абсолютное тождество, абсолютное "Я" в философии обладает бессознательным хотением и действованием, следствием которых является возникновение и развитие природы. Потенцирование (развитие природы от низшего к высшему) есть постепенное восхождение от бессознательного к сознательному. Но весь этот процесс рассматривается Шеллингом как диалектическое саморазвитие мирового духа. Все качества природы являются лишь ощущениями мирового духа, Абсолюта, его самосовершенствованием. Поэтому, по Шеллингу, природа есть всего лишь несозревшая разумность, а история природы есть лишь история мирового духа.Шеллинг пытается конструировать материю (природу) из движения мирового духа от бессознательного к сознательному. Многообразие видов в природе он объяснял тем, что мировой дух делает множество попыток создать совершенный организм. Низшие формы природы стоят от идеала далеко. Высшие – близко. Иначе говоря, природа стремится к идеалу, но поскольку она действует слепо, без разумно поставленной цели, она создает все новые и новые формы и виды живых существ. В этом проявляется "хотение" и "действование" мирового духа, стремящегося к преодолению материи и порождению мыслящего существа (человека).Считая сущностью материи ее протяженность, толкуя последнюю как способность образовывать пространственную трехмерность, Шеллинг выводит последнюю из магнетизма, электричества и химизма. Магнетизм он рассматривает как активность сил по прямой линии, на которой можно представить расположенными полюса магнита. Далее Шеллинг полагал, что взаимодействие электрических зарядов осуществляется под некоторым углом, отличным от 180. Это второе измерение материи – ширина. Химические взаимодействия – это все возможные направления. Они характеризуют собою высоту. Нет необходимости доказывать надуманность этой конструкции, которая, однако, имеет и нечто положительное, а именно: единство динамических и пространственных определенностей материи.Эта триада использовалась Шеллингом и для понимания развития природы. Переход материи с физической ступени существования понимался им как материализованное выражение "потенцирования", подъема на высшую ступень, которая, в свою очередь, характеризуется новой триадой: чувствительностью, раздражимостью и стремлением к воспроизведению.В натурфилософии Шеллинга мыслящий человек появляется лишь на высшей ступени развития природы. Это подрывало субъективный идеализм Фихте. Природа у Шеллинга выступала по отношению к Я как первичная объективная реальность. Абсолютное же Я, предшествующее природе, приобретает у него черты абсолютного духа. Так немецкая классическая философия переходит на позиции объективного идеализма. Впоследствии Шеллинг перешел на позиции философии откровения, которая не прибавила ее автору славы. Философия позднего Шеллинга. Основная проблема и одновременно главное противоречие философии позднего Шеллинга определяются прежде всего тем, что философ, с одной стороны, сохраняет верность идее Абсолюта, абсолютного тождества, более того, все решительнее и определеннее придает ей религиозное значение, а с другой стороны, остро пережинает несомненный для него разрыв между Абсолютом и действительностью. Это "отпадение от Абсолюта" характерно, согласно Шеллингу, для всей предшествующей философии нового времени независимо от того, шла ли она на такой разрыв сознательно или, напротив, сверх меры апеллировала к абсолютному и божественному. Поэтому, признавая заслуги выдающихся мыслителей нового времени перед культурой человечества, Шеллинг склонен считать, что целые века существовала лишь "негативная философия'. И только теперь стоит задача создать философию позитивную, обращенную не к отвлеченным сущностям, а к существованию, действительности вещей, событий, обстоятельств. Естественно, что на этом пути противостояние Гегелю, вознамерившемуся превратить все действительное в простое инобытие логического, выступило на первый план. Заслуга Гегеля, по Шеллингу, — в том, что он осознал логическую природу своей философской системы. "Однако этот отход в сферу чистого мышления, к чистому понятию, был связан — что становится очевидным с первых же страниц гегелевской «Логики» — с притязанием на то, что понятие есть все и ничего не оставляет вне себя", — говорил Шеллинг, отрицая тем самым всякую претензию гегельянства на роль не только негативной, но и позитивной философии. Абсолютному идеализму логицистского типа (в основном немецкого образца) в истории мысли противостоит, по Шеллингу, философия эмпиристской направленности, развитая главным образом англичанами и французами и ближе подошедшая к решению задач позитивной философии. Но и она требует как переосмысления, так и нового синтеза с идеями абсолюта. Читанный Шеллингом в зимнем семестре 1832-1833 гг. и летом 1833 г. курс «Положительная философия» дает ответ на вопрос, как должна строиться эта новая философия как система. Первую часть этой системы должно составить своего рода введение — с обоснованием самой идеи, сути "положительной философии", её отличия от других философских систем. Вторая часть системы — "философия мифологии", а третья — "философия откровения". Философия мифологии, согласно Шеллингу, имеет своим предметом не восхваление мифа и мифологического способа мышления, а их тщательное философское осмысление. Прежнюю рационалистическую философию Шеллинг не без оснований упрекает в том, что она отнесла миф и мифологию к канувшим в прошлое явлениям. Верно, что Прошлое (а его философ пытался постичь еще в «Мировых эпохах») тесно спаяно с мифотворчеством. Однако Настоящее и Будущее еще не раз почувствуют, — пророчествует Шеллинг, неувядающее значение мифов для человеческой жизни. Шеллинг последовательно рассматривает различные теоретические объяснения мифов — поэтические, религиозные и другие, достаточно конкретно и аргументирование опровергая эти мифологемы. Проект исследования, предлагаемый самим Шеллингом, и его основная идея таковы: "Мифология — исторически неизбежный момент в развитии сознания. В религии ей соответствует пантеизм-многобожие. Изначально, по мнению Шеллинга, человеческой природе присущ монотеизм (представление о едином Боге), но для того, чтобы такое представление укоренилось в сознании как нечто истинное, оно должно пройти через свое отрицание. Возникает триада: первобытный монотеизм — политеизм (мифология) — монотеизм христианства (откровение). Положительная философия в целом посвящена обоснованию и истолкованию монотеизма".

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)