АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понимание историко-философского процесса по Ясперсу

Читайте также:
  1. II звено эпидемического процесса – механизм передачи возбудителей.
  2. II. Принципы процесса
  3. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  4. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  5. VII. По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты
  6. Автоматизация процесса абсорбции.
  7. Автоматизация процесса стабилизации нефти.
  8. АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
  9. Алгоритмизация процесса разработки и принятия управленческого решения
  10. Анализ деятельности Финской спортивной федерации по модели процесса эффективности функционирования
  11. Анализ качества продукции и производственного процесса
  12. Анализ технологии законодательного процесса в Тюменской области.

В категориальном аппарате Ясперса важное место занимают категории

«историческое» и «историчное».

«Историчность» подобно трансцеденции недоступна четким определениям, ее смысл

устанавливается только в «озарении». «Исторична» экзистенциальная истина,

постигаемая с помощью «философской веры». «Исторична» духовная жизнь

человека, которая выражается в его эстетических, философских и других

взглядах. Именно мысли, чувства человека в конечном счете определяют ход

истории. Эта духовная деятельность человека рассматривается Ясперсом как

автономная по отношению к изменению производственной деятельности и

социальных условий. Поскольку в центре внимания Ясперса человек как субъект

истории, как ее творящая сила, как спонтанная деятельность духа, то такие

творения человека как традиции, мифы, легенды, возникающие помимо науки,

лучше выражают содержание истории, а именно ее историчности, чем научные

знания. Под «историческим» же понимается повторяемость событий, сходность

явлений и знание о прошлом, получаемое с помощью разума, науки, которое

признается менее важным и ценным для самосознания человека и его

деятельности. Доминирующее в массовом сознании ХХ века представление о том,

что изменяя условия своего существования, человек меняет себя сам, является с

точки зрения философа-экзистенциалиста иллюзией. Говоря короче,

экзистенциальное понятие историчности ставит под вопрос правомерность и

истинность идеи исторического творчества. В экзистенциальной философии

человек в его наличном бытии предстает как продукт исторического развития,

как само себя формирующее, но не как исторически творческое, т.е. созидающее

историю существо.

В сущности, здесь поднимается вопрос о соотношении научного и вне научного

знания в осознании прошлого. С точки зрения многих философов-марксистов,

отличавшихся своей приверженностью сциентизму (абсолютизации роли науки в

системе культуры, в идейной жизни общества), любые критические замечания по

поводу возможностей науки, любые сомнения в ее всесильности и могуществе

воспринимались как крамола, слабость и недомыслие идеологических оппонентов.

Даже сама философия (по одним трактовкам только марксистская. А по другим,

философия в целом возводилась, (а на самом деле низводилась) до уровня науки.

Поэтому и акцентирование неповторимости, самобытности деятельности человека

как субъекта истории, неподдающейся рациональному осмыслению, ранжированию,

жесткой классификации и типологизации рассматривалось как очередное

заблуждение иррационалиста, намеревающегося подорвать учение о неумолимом

действии объективных законов общественного развития, их полной познаваемости

и возможности однозначного использования для дальнейшей плодотворной

деятельности по преобразованию социальных отношений.

С точки зрения экзистенциализма историческое развитие не обладает ни целью,

ни смыслом. Экзистенциалистская позиция по своей сути не позволяет принять

идею поступательности, прогресса в истории. Но речь при этом идет не только о

возможных умозрительных спекуляциях, о смысле мировой истории, но и том, что

в силу такой установки в корне меняется социальное поведение отдельного

человека. Лишенными всякой ценности представляется ориентация на историческое

творчество, культурное созидание. Цивилизация рассматривается как декорация,

социальная общность как видимость.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)