АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Філософія прагматизму. Погляди Ч. Пірса та В. Джемса
Прагматизм-философское учение, возникшее в 70-х годах XIX века в США и получивший наибольшее распространение в первой половине XX века, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Прагматисты не склонны рассуждать о постижимости или непостижимости внутреннего смысла бытия. Они предпочитают думать о том, что ведет к успеху в жизни, а отсюда следует, что задача человека состоит в том, чтобы наилучшим способом устроиться в жизни, в мире, а задача философии - помочь ему в этом. Истина = полезность. Главный критерий чел деят-ти является успех, который абсолютизируется, превращаясь не только в единственный критерий истины, но в само содержание истины. Основные идеи прагматизма высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж.Дьюи и др. Функция мысли в прагматизме - не в познании как отражении объективной реальности, а в преодолении сомнения, что является препятствием для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения "проблематичной ситуации" (Дьюи). Философия прагматизма проявляет повышенный интерес к изучению поведения человека. С их точки зрения оно детерминировано верой, привычкой или убеждением. Универсальным способом изменения социума и человека является изменение привычек. Пирс рассматривал мышление как способ приспособления человека к действительности. Познание как отражение действительности, достижения истины ради истины он отрицает, трактуя его как приспособление к среде, нахождение оптимальных реакций для его контроля, удовлетворение потребностей человека. Человек, по мнению Пирса, производит совокупность привычек действовать согласно к определенной среде, и эти привычки основываются на вере. Вера в данном случае не является чисто религиозной, а скорее убеждением, доверием, которое человек испытывает к определенным идеям. Уильям Джемс предоставляет прагматизма социально-утилитарного окраску. Для него истина - не просто практичность, но прежде полезность идеи. Любая теоретическая проблема приобретает значение лишь через отношение к потребностям или интересов человека. Так, по его мнению, важна не идея Бога сама по себе, а последствия для человека зависимости от принятия или отрицания этой идеи. Если идея имеет практическое значение, то этим самым утверждается реальность ее объекта. Если верующему идея Бога помогает выжить, то это свидетельствует о ее истинности. Если для Пирса истинность идеи фактически совпадает с ее практичностью, то для Джемса истинными есть идеи, имеющие благоприятные (ожидаемые, предсказуемые) последствия, удобные, выгодные, пригодятся человеку.Джемс усилил аспект полезности (утилитарности) истины, который в Пирса только наметился. Прагматизм, по его мнению, в отличие от других философских концепций, не противопоставляет истину и благо, а объединяет их.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | Поиск по сайту:
|