АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шканд Гуманиг Визар

Читайте также:
  1. VII. Ял моменты.
  2. Аортальные пороки
  3. Брюшным отделом аорты
  4. В ОСИНОМУ ГНІЗДІ 7 страница
  5. В семантическом аспекте
  6. ВОГОНЬ ГОРИТЬ ЯСНО
  7. Глава 1. Введение
  8. ГЛАВА 21
  9. Глава 25 ВРИНДАВАН
  10. Глава 3
  11. Глава 9
  12. Деякі переваги спортивного взуття

Мардан-Фаррух Ормазддадан

(Разъяснение, развеивающее сомнения)

 

 

 

Предисловие

Глава 1. Введение

Глава 2. Почему Ариман напал на свет, имея с ним разную природу

Глава 3. Почему Ормазд не может исправить Аримана

Глава 4. Как звёзды стали распределителями добра от Ормазда и зла от Аримана

Глава 5. Доказательства существования Творца, исходящие из упорядоченности мироздания

Глава 6. Дальнейшие доказательства того же (ответ атеистам)

Глава 7. Доказательства существования Осквернителя, исходя из мер против него

Глава 8. Доказательства того же самого, исходящие из самого существования зла

Глава 9. Доказательства существования Врага до сотворения мира и его нападения на мир после

Глава 10. Доказательства невозможности единства доброго и злого начал

Глава 11. Непоследовательность тех, кто полагает, что добро и зло, чьи свойства несовместимы, исходят от Бога, со ссылками на различные писания

Глава 12. Другие несуразности суждений различных сект о Боге и истинное суждение о Нём и его Враге

Глава 13. Обсуждение воззрений по поводу сотворения мира и грехопадения Адама

Глава 14. Другие несуразные утверждения Ветхого Завета

Глава 15. Разбор утверждений христианства, показывающих его противоречивость, а также то, что оно косвенно признаёт самостоятельное существование Прародителя зла

Глава 16. О заблуждениях учения Мани

 

 

Предисловие

Зороастрийский трактат «Шканд гуманиг визар» («Разъяснения, развеивающие сомнения» был написан на пехлеви учёным зороастрийцем Мардан-Фаррухом Ормазд-даданом (Martānfarrux-i Ohrmazddātān).

О личности автора известно мало. Исходя из содержащихся в книге ссылок на другие зороастрийские тексты (например, на Денкард) и ряда прочих косвенных данных, он жил в IX в., в годы правления халифа аль-Мамуна (813-833 г. н. э.). Таким образом, «Шканд гуманиг визар» был написан в период кратковременного духовного подъёма зороастризма, который был незадолго до его резкого упадка, сопровождавшегося массовым насильственным обращением в ислам и миграцией части зороастрийцев в Индию.

Мардан-Фаррух не входил в высшее зороастрийское духовенство. Более того, как описывает он сам, в юности он пережил период скептицизма и духовных поисков, приводивших его во многие существовавшие тогда религиозные течения и секты, и лишь в зрелые годы он пришёл к осознанию того, что никакая другая религия не разрешает извечные духовные вопросы и сомнения так, как учение Заратуштры (то есть зороастризм). Не последнюю роль в этом духовном возрождении сыграли его учителя – выдающиеся зороастрийские учёные того времени, заслуги которых автор с благодарностью упоминает особо. Свой труд Мардан-Фаррух пишет как обобщение их учения именно для просвещения мирян, и, прежде всего тех из них, кого в силу недостаточности знаний в годину лихолетья арабского владычества и упадка традиционной жизни в Иране охватывают сомнения в истинности зороастризма и одолевает скептицизм. Пережив сомнения сам и сумев их преодолеть, автор стремится развеять сомнения у своих читателей.

Около 1100 г. в Индии «Шканд гуманиг визар» был переведён на санскрит Нерйосангом Дхавалом, в 19 в. и позже – на несколько европейских языков. Данное издание является первым русским переводом трактата и подготовлено с английского перевода Веста (E. W. West. Sikand-gûmânîk Vigâr, Pahlavi Texts, Part III. Volume 24 of the Sacred Books of the East).

В первой части книги Мардан-Фаррух излагает зороастрийскую точку зрения по некоторым богословским вопросам (главы 1-4 и 7-10), в частности, обосновывает зороастрийский дуализм, согласно которому от Бога исходит исключительно добро, в то время как источник зла с ним не имеет ничего общего. В остальных главах автор критически рассматривает основные принципы других учений своего времени. По его мнению, камнем преткновения многих известных ему религий является то, как и почему мудрый и всесильный Бог создал столь несовершенный мир, где он беспощаден и жесток к созданным им же самим существам.

Главы 5 и 6 посвящены разбору атеистического и софистского подходов. В главах 11 и 12 обсуждается, (помимо иудаизма), исламское вероучение, но само наименование этой религии не упоминается в явной форме, поскольку трактат писался в эпоху жёсткого мусульманского давления, и прямо выступать против ислама было смертельно опасно. Тем не менее, его критика догматов о боге как творце и добра, и зла и о его взаимоотношениях с сатаной, имеет прямое отношение к исламу, основой которого являются критикуемые догматы. 13-я и 14-я главы посвящены иудаизму, 15-я – христианству. Мардан-Фаррух, сравнив учение Заратуштры с авраамическими религиями, доказал его основополагающую истину, призывающую человека поклоняться Творцу, заботящемуся обо всех своих семи творениях. Не Творец (сам или через сатану) причиняет страдания своим творениям, как это приписывают богу иудеи, христиане и мусульмане, а Ариман. Последняя, 16-я глава, является критическим обзором пессимистических идей манихейства. Так в своём трактате автор показывает, что только принципы зороастризма приемлемы для справедливых и разумных людей.

Р. Ценер характеризует труд Мардан-Фарруха как «в своём роде наиболее интересную из всех зороастрийских книг, поскольку она представляет собой философское обоснование зороастрийского дуализма в более или менее последовательной форме и содержит подробную критику… ислама, иудаизма, христианства и соперничавшего с зороастризмом манихейства».

Как показала последующая история человечества, выявление несоответствий в идеологии атеизма, иудаизма, христианства и ислама, проделанное Мардан-Фаррухом для своих читателей более тысячи лет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день…


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)