|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 5. Доказательства существования Творца, исходящие из упорядоченности мирозданияДругой предмет, требующий рассмотрения – утверждения о несуществовании Бога и его Врага. Вывод, исходящий из знаний, подтверждённых мудростью и доводами о существовании Бога и его Врага заключается в том, что первое высочайшее знание, наиболее достойное осознания, касается познания Бога. Тот, кто не обрёл этого знания, не преуспеет и в знании всего остального. Познание Бога возможно благодаря нерушимому пониманию, искреннему разуму и прозорливой мудрости. Познание Бога не есть лишь то, что человек знает, что Бог существует. Ибо если кто-либо осведомлён о существовании чего-либо и не знает о природе этого, он размышляет о том, является ли это благим или дурным, полным знания или невежества, лекарством или ядом, холодным и ледяным или горячим и обжигающим, сухим или влажным, а если он не знает о его природе, его знание бесполезно, потому что хвалить или осуждать кого-либо или что-либо возможно не на основании существования чего-либо, а на основе знания его природы. Поэтому известно, что знание чего-либо приобретается тремя способами – познанием того, что очевидно, познанием того, что является подобным и познанием того, что это возможно и может существовать. Очевидное знание – это то, что один – это один, а дважды два – четыре. Ибо в пределах очевидного невозможно доказать, что было или будет такое время или место, где дважды два будет пять или три. Знания на основании подобия свидетельствуют на основании чего-либо явленного о чём-либо непроявленном и описывают что-либо невидимое на основании чего-либо видимого в образе доступного примера, помогающего восприятию и осознанию благодаря полному или частичному сходству. Полное подобие – это подобие человека в Парсе человеку из другой области. Сходство – например, сыра и белка яйца, а частичное сходство – например, сыра и мела. Здесь речь идёт о разных пределах сходства, поскольку сыр подобен мелу только белизной, а белок яйца – и белизной и тем, что это еда. И также существует то, что называют более похожим, чем прочее, и более похожим частично, чем другое частичное сходство. А говорить о том, что существует нечто большее, чем совершенное подобие не следует, поскольку совершенство не может стать ещё более совершенным. Об этом способе стоит рассказать подробнее. Понять неизвестное исходя из видимого – это уметь увидеть в вещи, сотворённой и сохраняемой, создавшего её и сохраняющего, ведь в безвестном тексте проявляется и сам писавший то, что написано. Их существование, хоть и не проявлено и невидимо, проявляется через то, что является явным и видимым. Сведения о том, что в пределах возможного, и может быть на самом деле, достоверны. Например, то, что некто говорит – «Я видел человека, который убил льва, или льва, который убил человека». А это, будучи возможным, может и быть на самом деле, а может быть и неправдой. Если это утверждение провозглашает человек, известный правдивостью и проверенный в надёжности, то это близко к истине. Если это провозглашает человек, запятнавший себя ложью и известный своей ненадёжностью, то сказанное им похоже на ложь. Следующий способ, находящийся в пределах очевидного, заключается в познании того, что не произошло и не является возможным. Например, когда говорят – «Можно поместить мир внутри яйца» или «слон может пройти сквозь игольное ушко», – таким образом, как если бы что-то из этого действительно становится больше или меньше, или его сущность – это нечто, не являющееся веществом. Бесконечная борьба, нечто существующее, что не находится во времени и пространстве или находится в пространстве, но безгранично, совершение пустых чудес и многое другое из описанных изречений и представлений – всё это ошибочно, ложно и невозможно. Знание о существовании Того, Кто является Всевышним Богом, помимо ощутимости природы и других доказательств, выводится по очевидности и сходству, так же очевидных для взгляда разума, как очевидно Его существование исходя из явлений создания, упорядочивания и процветания, которые согласно различными утверждениям являются свойствами вещей в мире и людей, чьи члены и способности, присущие им, являются свойствами тела и жизни, были созданы и взращены из Огня, Воды, Воздуха и Земли, являющиеся каждый в отдельности побудителем, столь искусным и благородным, для совершения своих деяний, что воздействие огня благодаря его качествам и благородству таково, что воздействие воды, воздуха и земли не заключается в том, чтобы побуждать неограниченное им. Также и воздействие воды благодаря её качествам таково, что воздействия воздуха, огня и земли ограничены ею. Также и касаемо воздуха – воздействия огня, воды и земля ограничены им. Также и касаемо земли – воздействия остальных заключаются в том, чтобы побуждать ограниченное ею. Но каждый в отдельности предназначен для своей работы – их деяния определены и отлажены Тем, кто есть мудрый и искусный Строитель и Отладчик. И это строение строится, подготавливается, обустраивается, налаживается, чтобы быть пригодным для соответствующих деяний. Также касаемо людей и других творений, что произрастают из этих стихий, чьё строение костей, жира, сухожилий, вен и кожи в каждой части не обладает сходством с другой, но предстаёт перед нами целокупно. Также и касаемо благородства и искусности внутренних органов, таких как печень, сердце, лёгкие, почки, желчный пузырь и другие органы, для каждого из которых явлено собственное предназначение. Они облагорожены и отлажены для собственной защиты теми свойствами, которыми обладают. Также и касаемо назначения глаз, ушей, носа, языка, рта, зубов, рук, ног и других внешних органов, чьи свойства различны. И это наглядно проявляется в них, когда один из этих органов выходит из строя, любой другой орган не способен к его работе, для которой тот был предусмотрен. И стоит только рассмотреть строение одного из органов тела как оно есть и понимаешь, сколь удивительно мудро оно устроено. Например, глаз, обладающий множеством частей разных названий и различных предназначений, таких как ресницы, веки, белок, глазное яблоко, радужная оболочка и зрачок. При этом белок – это жир, радужная оболочка – вода, так заключённая в оковы жира, что благодаря этому происходит вращение глаз в разные стороны, а зрачок, собственно зрящий, есть взгляд через воду. Радужная оболочка находится в оковах белка, как стоит вода в оковах жира, а зрачок находится в радужной оболочке, как взгляд в чистой воде или же в виде столба в блестящем зеркале. Белок расположен в глубине орбит по той причине, чтобы пыль, вертящаяся в воздухе, попадая на глаза, не погружалась в них, а застревала на веках глаза и не повредила зрение. Точно так же строение ушной раковины нешироко по той причине, чтобы вихри пыли и вредных крылатых существ не могли прямо попасть в ухо. И влага, выделяемая из организма, выделения из уха и яд вредных существ очевидным образом полезны. Если мы посмотрим на свойства тела и души – такие как обоняние, слух, зрение, вкус и осязание, служащие получению сведений живыми существами, также как и мудрость каждого рата, объявленная проницательной, знание, являющееся приобретателем, разум, взыскующий и передающий, понимание, которое является хранителем и защитником, сознание, которое является собственно очами души, фраваши, которая является собственно той сущностью, что поддерживает тело, бытие [аху], что является чистым, и других духовных сущностей, что поддерживают тело, каждый из которых имеет своё предназначение и обязанности, они совершенны для исполнения обязанностей, для которых они созданы. Что касается того, что не имеет предназначения, то это ни к чему не пригодно. Здесь изложены два довода, приведённые в книге Денкард, в том виде, как их разъяснил глубоко изучивший её человек на основании своего религиозного знания. Тот, чьё желание заключается в том, чтобы полностью понять несравненность Маздаяснийской Веры и изречений древних учителей, постигает её по подобным книгам и может понять в полной мере великолепие и истину Веры. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |