|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 16. О заблуждениях учения МаниЧто же касается заблуждений Мани, то здесь представлена только одна тысячная или десятитысячная часть; ибо у меня нет возможности описать здесь более полно заблуждения, пустословия и ложь Мани и манихейцев, для этого мне понадобилась бы более тяжкая и длительная работа. Вы, маздаяснийцы, заратуштрийцы, должны знать, что Мани утверждает изначальную неограниченность первоначал, промежуточное состояние их смешения, и окончательное разделение света от тьмы, которое в его изложении как раз более походит на отсутствие разделения. Также он утверждает, что земной мир был сформирован из телесных остатков Аримана, а тело – это творение Аримана. И это утверждение повторяется в том, что небо – из кожи, земли – из мяса, горы – из костей, а деревья – из волос дэва Куни. Дождь – это семя мазендеранских дэвов, прикованных к небесной сфере. Люди – это двуногие дэвы, а животные – четвероногие. Куни является полководцем войск Аримана, который будучи отторгнут его ногтями от Ормазда в первом сражении, проглотил свет, а во втором сражении Куни был схвачен им вместе с многими дэвами. И прикованный к небесной сфере, Куни был убит, и эти великолепные творения остались от него и были созданы из него. Солнце и луна были расположены в вышине на внешнем небе с тем, чтобы постепенно очищать и поднимать свет, проглоченный дэвами. Затем Ариман узнал своей проницательностью, что они быстро очистят и освободят этот свет. И чтобы замедлить быстрое освобождение света от тьмы, он создал этот, меньший мир, как то – людей, скот и другие живые существа, являющийся полным подобием большого мира с его телесными творениями. Он заточил жизнь и свет в теле и сделал их пленниками, чтобы свет, который устремляется к солнцу и луне, вновь истощался на совокупление и рождение живых существ, и их освобождение задерживалось. Дождь был семенем мазендеранских дэвов по той причине, что когда мазендеранские дэвы, проглотившие свет, были прикованы к небесной сфере, для того чтобы он вышел из них для возобновления соединения со светом Зурвана, Двенадцать Сиятельных явили похотливым мазендеранцам мужского пола дочерей Зурвана, когда видящих их мазендеранцев охватывает похоть, от них отделяется семя и свет, который заключён в их семени и изливается на землю. Из них вырастают деревья, кусты и злаки, и свет, что был в мазендеранцах, изливается в семени. Тот, что находится в земле, освобождается из земли благодаря деревьям. Также о различии сущности жизни и тела сказано, что жизнь ограничена и заключена в теле. И творцом и хранителем тел всех материальных творений является Ариман, по этой причине не следует рожать потомство, продолжать род и выращивать деревья и злаки – ибо это помогает Ариману распространять людей и животных, в результате чего истощается жизнь и свет в их телах. Также они непоследовательно говорят, что губителем творений всегда выступает Ариман; и по этой причине не следует убивать никакое живое творение, поскольку убийство есть дело Аримана. Также они говорят, что поскольку мир создан Ариманом и, в конце концов, победит бог, отделив жизнь из тел, этот земной мир в конце будет истощён и не восстановится заново; также что не произойдёт воскрешение мёртвых и конечного воплощения. Также они говорят, что эти два первоначала вечны и существуют постоянно как солнце и тень, и что между ними нет границы и пустого пространства. Теперь я расскажу, прежде всего, о невозможности того, чтобы нечто существующее было неограничено, за исключением только того, что я называю бесконечным, то есть пустого пространства и времени. Они в самом деле существуют для того, чтобы в них существовали конечные сущности и вещи. Также я скажу, что если говорить о единстве и двойственности, то иного единства, чем такое, что непрерывно охватывает нечто, не существует. Ибо единое – это именно одно, а не два, и двойственность – это именно присутствие некоего изначального и того, что отличается от первого. Если под единым не понимается ничего, кроме всеохватного единства, а двойственность не может иметь места, иначе как благодаря разделению единого, то единое – это то, что пребывает в единстве и неизменно пребывает в единстве. Единое и двойственное связаны с количеством и исчисляемостью; а что такое количество, исчисляемость, соединение и разделение, которые, как я уже сказал, не могут не иметь пределов, очевидно даже для среднего ума. Также я скажу, что неограниченное – это то, что не может быть охвачено пониманием. Если его невозможно охватить никаким пониманием, то очевидно, что невозможно охватить пониманием и бога. Это само по себе является свойством бога, также и злое первоначало не может быть полностью охвачено пониманием. Называть того, кто не может охватить своим пониманием свои собственные свойства, Всеблагим и Всеведающим странно, поскольку здесь описывается целое, а целое называется целым благодаря окружённости со всех сторон. Но то, что окружено со всех сторон – конечно и ограничено. Приличествует ли считать это богом, если известно, исходя из его окружённости, что оно ограничено? А если это не ограничено, то об этом ничего не известно. Первые знания мудреца обязаны его осмыслению собственных свойств, характера и меры, и называть того, кто не знает всех своих свойств, характера и меры мудрым и осведомлённым об иной сущности, по меньшей мере странно. Также я скажу, что поскольку неограниченное из-за неохваченности, неохватно для понимания, то это означает, что все его свойства могут быть мудрыми или быть невежественными; всё может быть светом или может быть тьмой, всё может быть живым или же может быть мёртвым, и никто того не знает. Также я задамся вопросом – свет и жизнь, которую я обрёл здесь, распределены благодаря самосущему Времени или же нет? Если они распределены благодаря самосущему Времени, это означает, что людям следует также признать, что как бы благодаря чьей-либо доле невозможно было распорядиться ими, это должно быть обеспечено распределением со стороны судьбы. Что касается того, что обеспечено распределением, если оно не едино, то это совершенно невозможно, а что касается единого распределения, то если нет объединителя, которым это единое объединено, оно не может быть установлено. И если распределение таково, что воспринимается как ограниченное, то источник, из которого исходит распределение, точно также, без сомнения, ограничен. Что касается того, что они говорят, что всё конечное распределение есть свидетельство о его источнике, то это означает, что если я обретаю свою определённую и ограниченную долю, то источник её не может существовать, иначе как будучи определённым, объединённым, а благодаря распределению ещё и ограниченным. Также я скажу, что неограниченное не может быть дано, поскольку доля распределяется из целого, а целое свидетельствует об ограниченности, как я показал выше. Поэтому что касается бытия и сущности источника, иначе, чем посредством подобия и схожести конечных результатов, я не могу постичь их. Чтобы не обреталось в конечном итоге, это, несомненно, также существует и в источнике. Из этого описания также следует, что если создание и ограничение достижимы в конечном итоге, то источник, из которого возникли результаты, без сомнения также ограничен. Также я скажу, что неограниченное является тем, чьё положение непоколебимо и чья сущность не имеет пределов, и нет никаких других положений или мест для отделённого от него. Это означает, что если два первоначала считаются неограниченными и беспредельными сущностями, то небо и земля, остатки тел, растения и животные, светила, язаты и Амешаспанды и многие другие образования, наделённые различными именами и отличающиеся друг от друга, не могут быть ограниченными. Что создало всех их и где пребывает оно, если два первоначала извечно пребывали в состоянии покоя? Если только их сущность, будучи неограниченной, на самом деле ограничена, а иначе как может существовать пространство для всего того, что было, есть и будет? Если неограниченная сущность может стать ограниченной, это безусловно означает, что она вообще может обратиться в ничто, и то, что они говорят о неизменности такой природы, по меньшей мере странно. Также нужно понимать, что неограниченное становится тем, что привело всё в возмущение, что не было определено этим изначально; ничто отличное от него не может существовать отдельно от него. Вне пределов неограниченности это невозможно осознать, или же получается, что глупец не знает того, о чём он постоянно говорит и делает утверждения и ведёт речь, и тем самым вводит в заблуждение тех, у кого знаний ещё меньше. Если же он необдуманно говорит то, что его сущность не ограничена, а его знания также не ограничены, и он посредством неограниченного знания знает то, что неограниченно, это странно вдвойне. Во-первых, что касается знания, невозможно полностью осознать ничего, кроме того, что познаётся посредством знания и может быть охвачено знанием, знание о чём-либо возникает благодаря полному осознанию некоей вещи. А полное осознание возникает благодаря полному охвату вещи знанием... (Далее текст рукописи прерывается)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |