|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Природа, мужчина и женщинаПУТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ другой стороны, если вы знаете это» не следует ли отсюда, что вы уже совершенны и вам не нужно больше улучшать себя? Это напоминает проблему, с которой в наши.дни столкнулись генетики. Не так давно я принимал участие во встрече, на которую генетики созвали философов и теологов^ «Смотрите сюда,-^- сказали они, ■■— нам нужна ваша помощь, Скоро мы ;, сможем: создавать людей: с любым характером. Скоро мы дадим вам музьпсантов, философов, ученых, святых, великих политиков—-кого вы захотите. Поэтому мы собрали вас, чтобы CTiptv сить,: какого рода люди больше всего-нужны человечеству в настоящее время?» Я ответил им: «Интересно, как мь1, генетически несовершенные люди, можем составить правильное представление о толх, какими должны бьпь генетически совершенные люди? У меня есть серьезные опасения, что наши представления о добродетеляхбудущих поколении окажутся несостоятельными. Мы можем попасть в ситуацию сродни той, которая возникла, когда мы столкнулись с экологическими проблемами,: выведя путем селекции но вьгй, высокоурожайный сорт пшеницы. Ведь всякий раз, когда мы: вмешиваемся в природу) чтобы создать более продуктивные растения или животных, нам приходится каким-гто образом расплачиваться за это. Поэтому я уверен, что люди, которьгхмы выведем в пробирках, будут несносными!»: Неужели вы не видите, какую опасность таит в себе нашествие д<юродетельньгх людей? Вы ведь знаете, что одно животное само до себе редко причиняет вред, но когда их собирается много, они ужасны. Воображаю себе миллионы надоедливых святых* от которых никому нет спасения, как; иногда людям нет спасения от полчищ муравьев или саранчи! Поэтому я сказал генетикам: .^Позаботьтесь о том, чтобы в будущем рождались самые разнообразные люди. Пожалуйста, не сводите нас путем искус-сгвешюга отбора к нескольким идеальным типам. Да и разве мы можем знать, какой тип будет идеальным через тридцать лет? Ведь мы незнаем, как к тому времени изменятся условия жизни и>стало быть, в каких людях человечество будет тогда нуждаться больше всего. В одно время нужны агрессивные ин- ВОЗДЕРЖИСЬ ОТСУЖЩШЯ дивидуалисгы, в другое — трудолюбивые коллективисты. То нам могут понадобиться экстраверты, умело манипулирующие окружающим миром, то—интроверты с интересом к психологическим исследованиям. Мы не можем знать этого наперед, но ясно одно: чем больше разных людей будет жить на земле, тем легче будет справиться с любой непредвиденной ситуацией». Итак, наша проблема возникла в генетике. В действительности мы никогда не знаем, как нам лучше изменять текущее состояние вещей, поскольку мир — это невероятно сложный организм со многими взаимосвязями. Та же проблема возникает в медицине, потому что тело также очень сложно. Если ваши представления о теле поверхностны, вы можете увидеть, что с ним что-то не так, и качать лечить только внешние проявления вместо того, чтобы бороться в их причиной. Предположим, у вас ветряная оспа —- болезнь, которую вызывают бактерии в крови и которая проявляется в виде зудящей сыпи по всему телу. Бы не должны устранять сыпь. Вам нужно лишь устранить бактерия. Но здесь вы сталкиваетесь с проблемой, потому что для устранения бактерий нужно ввести в организм другие бактерии. Ситуация напоминает Австралию, где все пошло вверх тормашками, когда туда завезли кроликов. Вы можете сказать: «Подождите минутку, причина ветряной оспы не в том, что в кровь проникли бактерии. Мы ведь знаем, что везде вокруг нас много бактерий. Причина ветряной оспы в том, что организм не смог противостоять одной конкретной разновидности бактерий. По какой-то причине снизилась сопротивляемость организма. Поэтому вместо антибиотиков нужно было принимать витамины». Итак, предположим, что вы будете укреплять сопротивляемость организма и он сможет противостоять всем известным видам бактерий. Но где гарантия, что не появится еще один, никому не известный вид, который облюбует как раз такую ситуацию! В медицине мы всегда видим человека разделенным на части. У нас есть специалисты по сердцу, по легким, по костям, по нервам и так далее, и каждый из них видит человека со своей фрагментарной точки зрения. Есть, правда, несколько специалистов по всему организму, но они в один голос утверждают, 9** ПУТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ ____________________________ что тело слишком сложно, чтобы его можно было понять одним умом. Но давайте предположим, что каким-то непостижимым образом нам все же удалось вылечить все болезни. Что мы тогда будем делать с перенаселенностью? Мы уже остановили холеру и чуму. Мы почти полностью победили туберкулез. Кажется, еще немного, и мы справимся с раком и недугами сердечно-сосудистой системы. От чего же тогда будут умирать люди? Они перестанут умирать; они будут продолжать жить. Людей появится на земле огромное количество, и поэтому придется что-то делать с рождаемостью — пилюли для всех! Но побочные эффекты от принятия этих пилюль? И что нам скажут мужчины и женщины, которым не разрешат рожать детей? И что мы будем делать, если дети все равно будут рождаться? Мы прикажем всем стать гомосексуалистами? Мы не знаем. То, что кажется нам хорошим сегодня или казалось таким вчера, завтра может оказаться катастрофой, как это было с ДДТ. По аналогии, то, что в древности считалось величайшими добродетелями в сфере морали и духовности, в настоящее время может оказаться злейшими пороками. Обратимся, например, к святой инквизиции. В свое время деятельность инквизиторов считалась среди католиков чем-то столь же уместным, как в наши дни практика психотерапии. По общему мнению, еретик был опасно больным человеком. Предполагалось, что, если он не изменит своих воззрений, ему можно только посочувствовать, потому что он будет в течение целой вечности подвергаться в преисподней изысканнейшим пыткам. Вообразите себе, что эта идея столь же общепринята, как в наши дни представление о раке или о шизофрении. По нашему мнению, чтобы излечить человека от болезни, все средства хороши: сложнейшие операции, круглосуточное просвечивание пораженных тканей в специальных рентгеновских установках, шоковая терапия, заточение людей в бесцветных, стерильно чистых коридорах психиатрических лечебниц. При этом больные не знают, кончится ли это когда-нибудь; они не понимают, что от них требуется, — и психиатры не понимают этого тоже. Получается кошмар в стиле Кафки. Мы считаем, Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |