АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Ознакомьтесь с высказыванием известного русского языковеда А

Читайте также:
  1. A. Минимальный запас для одной ТТ на один день работы - не менее 50 бутылок
  2. A. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  3. I. Задания для самостоятельной работы
  4. I. Задания для самостоятельной работы
  5. II. Время начала и окончания работы
  6. II. Порядок формирования экспертных групп, организация экспертизы заявленных на Конкурс проектов и регламент работы Конкурсной комиссии
  7. II. Различные задания, которые могут использоваться на семинарских занятиях для проверки индивидуальных знаний.
  8. II. СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  9. III. Задания для работы в малых группах.
  10. III. Задания для самостоятельной работы
  11. III. ОФОРМЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  12. P-N переход принцип работы полупроводникового диода.

Задание 1. Ознакомьтесь с высказыванием известного русского языковеда А. М. Пешковского, который был не только крупным исследователем в области русского языка, но и образцовым стилистом: «…Правильную позицию … мы займем только в том случае, если будем исходить из положения, что стиль – искусство. А во всяком искусстве есть и теория и практика. В отношении всякого искусства можно категорически отстаивать следующие основные положения: 1) чем менее одарено данное лицо в области данного искусства, тем более нуждается оно для производства равного с одаренным лицом художественного эффекта в помощи теории; 2 ) как бы ни было одарено данное лицо, знание теории ему никогда и ни в каком случае не повредит, а, напротив, еще более повысит качественно его художественную продукцию; 3) как бы ни было одарено или бездарно данное лицо, знание теории во всяком случае всегда и везде сбережет определенное количество времени как и в овладении теми или иными художественными средствами, так и в последующем применении их» (Цит. по: А. К. Панфилов. Лекции по стилистике русского языка. М., 1972. С. 13–14).

С этими словами автор обращается к учителю-словеснику. Можно ли высказанное отнести к работе журналиста?

 

Задание 2. Единой классификации функциональных стилей в науке о языке нет. Познакомьтесь с классификацией стилей, предложенной В. В. Виноградовым. «При выделении таких общественных функций языка, как общение, сообщение и воздействие, могли бы быть в общем плане структуры языка разграничены такие стили: обиходно-бытовой стиль (функция общения); обиходно-деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения); публицистический и художественно-беллетристический (функция воздействия) (В. В. Виноградов. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1968. С. 6).

Какие классификации стилей представлены в учебных пособиях по современному русскому языку? (См.: А. В. Дудников. Современный русский язык. М., 1990; Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 1999; Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык. М., 1991).

 

Задание 3. Прочитайте положение: «Каждый стиль речи характеризуется определенными языковыми признаками: 1) использованием присущей только ему специфической лексики; 2) наличием характерных морфологических форм (причастных, деепричастных, использованием абстрактных имен существительных, употреблением тех или иных словообразующих и формообразующих суффиксов и т. д.); 3) употреблением тех или иных синтаксических конструкций» (Л. К. Панфилов. Лекции по стилистике русского языка. М., 1972. С. 16). Подберите примеры контекстов разных функциональных стилей. Сравните их, охарактеризовав языковые особенности (на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях).

 

Задание 4. Прочитайте положение: «Не все слова закрепляются за определенным стилем речи. В русском языке имеется большая группа слов, употребляющихся во всех стилях речи без исключения и характерных как для устной, так и для письменной речи. Такие слова образуют как бы фон, на котором выделяется стилистически окрашенная лексика» (Л. А. Введенская и др. Современный русский литературный язык. Ростов-на-Дону, 1983. С. 129). Как называют такие слова с точки зрения стилистической?

 

Задание 5. Ознакомьтесь с положением: «Целый ряд слов снабжен в толковых словарях пометами «высокое», «книжное», с одной стороны, и «разговорное», «просторечное» – с другой. Эти пометы указывают на то, что употребление соответствующих слов обусловлено определенным типом речи – разговаривая, например, в неофициальной обстановке о бытовых вещах, мы редко употребляем «высокие» слова, и, напротив, слова, отмеченные как «разговорные» и тем более «просторечные», были бы, как правило, неуместны в официальной обстановке, в публичном выступлении и т. п.».

Дайте лексическую характеристику каждому функциональному стилю, используя учебное пособие: Д. Н. Шмелев. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. С. 152–153).

 

Задание 6. Прочитайте положение: «При помощи слов говорящие не только называют различные предметы и явления, но также выражают определенное отношение к этим предметам и явлениям» (Д. Н. Шмелев. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. С. 163).

При помощи какой лексики можно передать оценочность, эмоциональность, экспрессию? Как различает понятия «эмоционально-оценочная» и «экспрессивно-оценочная лексика» Д. Н. Шмелев в книге «Современный русский язык. Лексика» (М., 1977. С. 163–166)? Приведите примеры эмоциональной и экспрессивной лексики, используя толковые словари русского языка.

 

Задание 7. Объясните положение «Часто пометы оценочного типа совмещены с пометами чисто стилистического характера…

… Однако при всем этом нельзя сомневаться в том, что собственно стилистическая прикрепленность слов (к сниженным или высоким слоям лексики) и их экспрессивная направленность представляют две различные характеристики».

Подкрепите данные утверждения примерами, используя учебное пособие Д. Н. Шмелева «Современный русский язык. Лексика» (М., 1977. С. 166) и толковые словари русского языка.

 

Задание 8. Прочитайте положение: «Закрепленность слов за тем или иным стилем приводит к тому, что использование их в другом стиле речи, в ином, необычном окружении делает более яркой, усиливает их стилистическую окраску. В связи с этим в пределах другого стиля они могут употребляться только в стилистических целях» (Л. А. Введенская и др. Современный русский литературный язык. Ростов-на-Дону. 1983. С. 138).

Примером этого может служить появление в текстах СМИ элементов разговорной речи, связанное с решением каких-либо стилистических задач (правда, иногда – неоправданное).

Приведите примеры газетных текстов, где смешение стилистически контрастных слов может быть оправдано.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)