АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ: ПЕРЕГОВОРЫ В СИТУАЦИИ ОСТРОГО КОНФЛИКТА

Читайте также:
  1. II. Аварийные ситуации в атомной энергетике, производственные вредности
  2. Абхазы и южные осетины в Грузии: семена конфликта
  3. Анализ геополитической ситуации.
  4. Анализ конкретной ситуации студентом
  5. Анализ конфликтной педагогической ситуации
  6. АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ № 1
  7. Анализ предпроектной ситуации
  8. Анализ ситуации
  9. Анализ ситуации прикосновения человека (в электрических сетях с изолированной нейтралью)
  10. Анализ ситуации прикосновения человека (в электрической сети с глухозаземленной нейтралью)
  11. Архитектура внутреннего ролевого конфликта
  12. Благополучность ситуации

Ситуация острого конфликта — это встреча людей, которая грозит кончиться для одного из них (а может, и для обоих) физи­ческим насилием или смертью. В таких ситуациях переговоры сводятся к «сверхжесткому» воздействию на противника, в ко­тором решающее слово принадлежит кулаку, ножу или писто­лету. Но если оставить в стороне безмолвно совершаемые напа­дения на человека, то и в остром конфликте дело не обходится без каких-то реплик вроде: «Кошелек или жизнь!» Как действо­вать в ситуации острого конфликта, когда нападающий на вас противник ведет с вами «переговоры», используя подобную «сверхжесткую» ультимативную тактику?

Конечно, если у вас есть возможность противопоставить силе нападающего собственную физическую силу или силу оружия, вы можете вступить с ним в борьбу. Если же вы, трезво оценив ваши шансы на сопротивление, поймете, что они близки к ну­лю, то можно пуститься в бегство. Но что делать, когда нет воз­можности ни для борьбы, ни для бегства?

Единственное, что остается, — это искать выход в переговорах, несмотря на всю мало перспективность переговоров под дулом пистолета. Естественно, что вы вправе применять здесь лю­бые средства, чтобы спасти себя от расправы или гибели. Глав­ное — не падать духом. Даже в самой критической ситуация «возможны варианты», и следует проявить изобретательность, чтобы найти наиболее подходящие из них. Рассмотрим некото­рые тактические средства, способные помочь выходу из ситуа­ции острого конфликта. «ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОВУШКА» Первая задача, которую вам необходимо решить, состоит в том, чтобы сформировать переговорный процесс. Для этого необходимо заставить нападающего перейти от предъявления вам своих требо­ваний к выслушиванию ваших ответов. Короче, надо добиться, что­бы он нас слушал и отвечал на ваши слова. Это почти наверняка удастся вам сделать, если вы дадите ему понять, что владеете важ­ной для него информацией. Не имеет значения, так ли это на самом деле. Важно лишь, чтобы он поверил, что это так. Тогда у вас появит­ся возможность по крайней мере хоть как-то затянуть время перего­воров, а время в данном случае есть ваш ресурс: может случиться, что оно сработает на вас и произойдет нечто такое, что вас выручит.

«ЛАКОМЫЙ КУСОК» Быть может, вы сумеете предложить противнику что-нибудь такое, что представляет для него больший интерес, чем немедленная расправа с вами. Этот «лакомый кусок» должен быть достаточ­но соблазнительным, чтобы ради получения его ваш противник вступил в какое-тo соглашение с вами. Такая тактика часто обыг­рывается в детективных романах и кинофильмах: герой, попав в руки врага, заявляет, что, скажем, он (враг) получит искомые им материалы или сокровища, только при определенных условиях {ра­зумеется, предполагающих освобождение героя). Хорошо, если ваше обещание «лакомого куска» будет подкреплено какими-то ар­гументами {«Ключ от квартиры, где деньги лежат»; карта «острова Сокровищ», указывающая место, где они зарыты).

Иногда — главным образом, в криминальных конфликтах — встречается и другая разновидность тактики «лакомого куска»: в качестве средства воздействия на противника герой использует угрозу его неотвратимого наказания — скажем, уголовного пресле­дования или опубликования компрометирующих сведений («отвра­тительный кусок»).

Забавную модель описанной тактики демонстрирует Остап Бендер. Выручая мнимого слепого Паниковского, «великий комбинатор» при­меняет для разгона свидетелей его преступления «политику кнута и пряника» (т. е. «отвратительного» и «лакомого» куска).

- Простите, мадам, это не вы потеряли на углу талон на повидло? Скорей бегите, он еще там лежит... Пусти, тебе говорят, лишенец!

... Остап призвал граждан к спокойствию, вынул из кармана запис­ную книжку и, посмотрев на Паниковского, властно произнес:

— Попрошу свидетелей указать фамилии и адреса. Свидетели, за­писывайтесь!

Казалось бы, граждане, проявившие такую активность в поимке Паниковского, не замедлят уличить преступника своими показаниями. На самом же деле при слове «свидетели» все правдолюбцы поскучнели, глупо засуетились и стали пятиться.

Когда вам нечем заинтересовать напавшего на вас – нет ни лакомого пряника, ни грозного кнута, то есть еще возможность блефа. Блеф, конечно, может быть разоблачен. Но иногда и он спо­собен произвести на противника впечатление.

«СРЫВ» СЦЕНАРИЯ» Это тактика, могущая дать хороший эффект не только в усло­виях острого конфликта, но и в иных конфликтных ситуациях. Многие из приведенных выше приемов являются фактически ее частными случаями. Опишем эту тактику на примере, взятом из книги Б. Леви «Искусство быть другим».

Предположим, что темной ночью в глухом переулке к вам прибли­жается с явно агрессивными намерениями внушительного вида верзила. У вас есть все основания ожидать нападения. Может быть, он вас ог­рабит, изобьет или убьет. Силы ваши явно неравны. Надеяться на помощь бесполезно. Но — есть одно обстоятельство, которое вы, быть может, сумеете как-то использовать. Дело в том, что люди всегда — за исключением случаев, когда они находятся в невменяемом состоянии, — сначала создают сце­нарий, по которому они будут действовать, а потом уже действуют. Поднимая трубку телефона, держат в уме примерный сценарий раз­говора. Идя на прием к врачу, соображают, как опишут ему свой недуг и что следует ожидать от врача. Отправляясь на вечеринку, в библиотеку, в музей, заранее составляют какой-то сценарий свое­го поведения там и более или менее последовательно осуществляют его. Сценарии поведения обычно многовариантны, они могут быть набросаны в очень общих чертах и в дальнейшем сильно изменяться в зависимости от обстоятельств, но они есть, хотя человек далеко не всегда даже замечает, как и когда они складываются в его голове.

Отсюда следует, что человек, если он не киллер, совершающий запланированное убийство, и не обезумел от ярости или от пьян­ства, просто так без подготовки бить и грабить не будет. Хулиган подходит к жертве и сначала обращается к ней с какими-то слова­ми. Например, говорит: «Дай закурить», а если при этом хочет снять у нее часы, то интересуется, который час. Он может сказать и что-нибудь иное: о погоде, о вашей внешности, о том, что ему не нравится ваш нос или ваши очки. Может и просто как бы нечаянно толкнуть вас, потом толкнуть еще раз, а потом уже бить. Но так или иначе, сначала создается сценарий битья или ограбления, а по­том уже бьют или грабят. Хулигану надо своего «клиента» ввести в роль избиваемого, а себя — в роль избивающего, и только после этого он приступает к его избиению. Так же в крыловской басне поступает волк, который, прежде чем наброситься на ягнен­ка, создает для себя повод сделать это и вводит ягненка в роль жер­твы, а себя — в роль осуществителя справедливого возмездия:

«Как смеешь ты своим нечистым рылом

Мутить питье мое с песком и илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!» Не просто так, а — «за дерзость»!

Сценарий, который присутствует в голове у движущегося вам навстречу верзилы, может быть примерно таков: «Я говорю: "Дай закурить» — этот интеллигентик ответит что-то в смысле "да" или "нет» — я расценю это как дерзость и в наказание за нее хорошень­ко врежу ему…». Тут возможны, например, такие варианты:

— Дай закурить!

— Не дам!

— Не дашь?! Ах ты... (бьет.)

Вариант 2

— Дай закурить!

— У меня нет (кончились, не курю и т. д.).

— Врешь.

— Не вру.

— Покажи карман.

— Не покажу.

— Ах, ты не покажешь!... (Бьет.)

Вариант 3

— Дай закурить!

— Пожалуйста.

— Ты чего такую дрянь даешь.

— Пожалуйста, вот другие.

— А эти тоже блевотина!

— Да что вы, какая блевотина?

— Такая же, как и ты! (Бьет.)

Итак, что бы вы ни сказали, поливариантный сценарий вашего обидчика предусматривает приведение этого к одному и тому же знаменателю. Ваша задача – сорвать сценарий. Для этого нужно, во-первых, понять, каков он, и, во-вторых, не принять предложенную вам роль, перехватить инициативу, сбить противника с толку и навязать ему свой сценарий. Это можно сделать многим и способами. Проще всего путем со­вершенно неожиданной реплики переключить внимание против­ника на его собственную персону.

Например:

— Дай закурить!

— А что у вас с ухом? (Сценарий сорван! Ваш ответ в него никак не входит. Это вполне может поставить вашего оппонента в тупик.)

— Что-что? (Теперь инициатива перешла к вам. Вы имеете шанс навязать верзиле свой сценарий.)

— Да вот здесь... Ну-ка дай посмотрю! (Если он послушно подстав­ляет нам свое ухо, у вас появляется выбор между мощным ударом по уху или же развитием вашего сценария. Предположим, что вы выби­раете второе.)

— Да у тебя рак!

— Чего?

— Что такое рак, знаешь?

— Ну. А ты врач, что ли?

— Врач. Операцию тебе придется делать. Знаешь, от чего бывает рак? Курить надо меньше!

Что будет дальше — другой вопрос. Но на данный момент ситуация резко переменилась: сценарий противника сорван и инициатива в ваших руках.

Возможны и другие варианты срыва сценария.

— Милицейский: «Дай закурить» — Ваши документы!» — «Какие еще документы?» — «Ваши документы!» (Решительным тоном и доста­вая нечто похожее то ли на милицейский свисток, толи на пистолет...)

«Сумасшедший»: «Дай закурить!» — «Мой дядя самых честных пра­вил, когда не в шутку занемог» (с выражением, встав в эффектную ак­терскую позу).

Итак, ваш шанс в ситуации острого конфликта — в мгновенном «прочтении» сценария противника и немедленной импровизации своего варианта «переговоров». Тактика «срыва сценария» может быть весьма эффективной, если вы сумеете точно сориентировать­ся в обстановке и безошибочно найти и осуществить тот вариант дей­ствий, против которого противник не сможет устоять. Но, разуме­ется, успех вам не гарантирован даже в том случае, если тактика сработала. Лучше не упускать из виду руки противника и быть гото­вым к активной обороне или побегу... Не стоит терять бдительности!

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)