|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Махапралая: другая дилемма для плюрализмаВ обеих школах шайва-сиддханты махапралая считается конечным состоянием существования. Поскольку творение является исходящим дыханием Шивы, то возвращение в Него - вдох. Мы предпочитаем смотреть на это, как на священное возвращение обратно, как на растворение, но не как на разрушение, которым махапралая не является. Обе школы соглашаются с тем, что после махапралайи существует лишь Шива, лишь Он один. Один-без-второго. Взгляд на махапралаю наших священных текстов создает для школы Мейкандара определенные трудности. Если есть лишь один Шива, тогда что же случилось с миром? Что стало с душой, чем она стала? Тирумулар утверждает, что душа и мир вернулись к своему источнику. Они стали Шивой. По этому вопросу вроде бы и нет определенной доктрины, что отражено комментаторами Мейкандара. Неофициально те, кто поддерживает плюрализм, скажут, что мир и души "прильнули к Стопам Шивы и остаются там до следующего цикла космического творения, когда они снова выходят наружу". Если их спросить, переживает ли мир растворение, они ответят: "Вообще-то нет. Однако мир и душа сведены к форме своего семени; тогда они существуют не как вещь, а как потенциал. Они предельно близки к Шиве, настолько, что для всех практических целей и проявлений существует лишь Шива, но на самом деле все три сущности сохраняют в Нем свое отдельное существование". Что же тогда происходит с индивидуальной душой, которая уже прошла свой путь развития к Стопам Шивы во время прредыдущего космического цикла? Развивается ли они снова дальше? Проявляет ли она свой потенциал и остается у Стоп Шивы во время следующего цикла, тогда как менее развитые души отправляются в океан майи и кармы? Каким образом после растворения остается память о предыдущем существовании, предыдущий опыт и уроки? Сохраняются ли эти записи как-то в то время, как все остальное теряется? Это трудные вопросы для плюралистов и в их системе ответы на них определены нечетко. Некоторые теоретизируют, что в конце своего развития все души должны сформировать одну просветленную душу, которая вечно живет в общении с Шивой, теряя таким образом свою персональную идентичность, в то же время становясь отличными от бесчисленного количества других уникальных душ. Это не является официальным взглядом школы Мейкандара, но такая точка зрения упоминается при отсутствии официальной доктрины. Ясно, что доктрина вечно отделенного от Шивы существования души болезненно разбивается о камни махапралайи. Даже Арулнанди, самый уважаемый комментатор Мейкандара, признает полноту махапралайи и поэтому выходит за пределы плюрализма, когда пишет в "Шиваджняна-сиддхиар": Лишь Один остается в конце времени. Невозможно, чтобы двое других (пашу, души и пашам, оковы) также остались на своих местах.
22. Важнейшая строфа из "Тирумантирама" Плюралисты, пытающиеся привлечь Риши Тирумулара на свою сторону, осознавая его многие смелые утверждения о единстве дживы и Шивы, заявляют: "Основополагающей строфой в "Тирумантираме" является строфа 115". Они предлагают следующий перевод: Из трех сущностей, Пати, пашу и пашам (Бога, душ и уз), пашу и пашам безначальны так же, как Пати. Если Пати находится вблизи пашу и пашам, которые не могут повлиять на Пати, тогда пашу (или пашупатам) и пашам (узы анава, карма и майя) исчезнут. Если мы примем эту строфу так, как она написана, то увидим, что Тирумулар говорит человечеству о том, что он открыл безначальность души и мира, которые прекращают свое существование, когда вступают в контакт с Шивой. Они исчезают или погружаются в Него. Монисты считают, что эта строфа прекрасно согласуется с монистическим взглядом, согласно которому суть души и мира не имеет начала и вечна, как Сам Шива, в то время, как у индивидуального тела души есть начало и будет конец. К сожалению плюралисты говорят, Тирумулар имел в виду совсем не то, что сказал. Нам объясняют, что когда Тирумулар использовал слово пашу в первой половине 115-й строфы, то он имел в виду скованную душу, однако "в последней половине этой строфы оно используется для выражения скованного состояния. Не сама душа исчезает, но ее скованное состояние". Если бы Тирумулар имел в виду, что исчезает не душа, он бы так и сказал. Однако он не сделал этого ни в этой, ни в какой-либо из 3047 строф своего трактата. Вместо этого он сказал, что когда душа и мир приближаются к Шиве, то они исчезают. Остается лишь Он Сам. Плюралисты удивительно часто ссылаются на 115-ю строфу, так как верят, будто она поддерживает их интерпретацию, однако, они лишь делают ударение лишь на первых двух строках строфы, состоящей из четырех строк. В этих строках риши Тирумулар говорит, что души и мир безначальны, как и Бог. Плюралисты не идут дальше и не цитируют третью и четвертую строки, где Тирумулар разбивает всю надежду на вечное раздельное существование души и Вселенной, говоря нам, что душа и мир полностью исчезают, когда они приближаются к Пати, к Шиве. Эта строфа дает живой пример того, что называется "двуполярным" взглядом на Бога и раскрывает ограничения как строгих монистов (которые должны отрицать и отбрасывать первую половину эзотерической строфы Тирумулара), так и плюралистический взгляд (в соответствии с которым нужно отвергать вторую половину). Лишь монистический теизм может полностью принять это мистическое и глубокое утверждение, не встречаясь с противоречием и не прибегая к изменению смысла. Один знаменитый плюралист Южной Индии, понимая силу, с которой монизм представлен в "Тирумантираме", обеспокоился и начал критиковать свой собственный священный текст. Он предложил "отбросить его прочь", так как он "определенно является загрязненным озером, из которого нельзя пить". Это крайняя реакция, но она показывает, как некоторые плюралисты пытаются отделаться от того, что не соответствует их собственной точке зрения. Авторитет Тирумулара в шайва-сиддханте непоколебим. Калаипулавар К. Наваратнам пишет: "Можно сказать, что святой Тирумулар является отцом агамического шиваизма в Южной Индии". Тиру А.В. Субраманья Аияр утверждает: "Святой Тирумулар считается величайшим Учителем и Гуру в Тамил-Наду. а святой Таюманавар, который с уважением говорит о нем, как о Тхава-раджа-йоге, прослеживает от него свое духовное происхождение". Пусть итоговым руководством будут слова самого Тирумулара: Душа, которая в естественном состоянии была формой Шивы, стала ограниченной и обусловленной своей первоначальной анава-малой. Когда эта мала перестала скрывать душу, душа приняла свою изначальную форму Шивы. Из Пустоты вышла душа. В Пустоту она возвращается. Однако это не будет снова Пустота. В этой Пустоте, обессиленная, она умрет. Эта судьба ждет Хару и Брахму, которые не выживут в огне санхары. (429) Давным давно Он создал семь миров. Во время оно Он сотворил небесную бесконечность. В незапамятные времена Он породил бесчисленное количество душ. В древности Он создал все - Сам, Изначальный Бог, несотворенный. (446)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |