|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОЯВЛЕНИЕ, ПРИТЯЖЕНИЕ, УСВОЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОАбсолют и в проявленном и в непроявленном состоянии является разумностью. Именно проявление этой разумности можно назвать светом, жизнью и любовью. Более плотная форма разума есть свет. И как солнце является источником не только луны, планет, звезд, но и огня, пламени, жара и всех прочих аспектов света, так и высший Дух является источником всех аспектов проявления. Солнце – это средоточие всепроникающего сияния. Свет, который был распространен повсеместно, начал функционировать в одной точке, благодаря чему он стал более пылающим, более мощным, чем сияние, остававшееся в пространстве. Опять же, этот свет действует в Луне, а различные его потоки действуют в планетах и звездах. Вот точная картина происхождения творения. Всепроникающий свет разума сначала сам себя сконцентрировал, став духом всей вселенной, и оттуда он начал проявляться. Так всеведущий дух, сосредоточив себя в одной точке, стал источником как видимого, так и невидимого проявления. Поэтому мудрецы во все времена поклонялись солнцу как символу Бога, хотя солнце является лишь внешним символом Бога. Внимательное изучение зарождения солнца и его воздействия на все в жизни поможет нам понять божественный Дух. Тепло, газовое и электрическое освещение, горение каменного угля, костра, пламени свечи или масляного светильника – эти различные проявления света находят свой источник в солнце; именно солнце проявляет себя во всех этих различных формах, хотя в основном мы привыкли считать солнце отделенным от всех этих аспектов света. Так же и высший Дух проявлен во всех формах, всех вещах и живых существах, в видимом и невидимом мирах и все-таки стоит в отдалении от них, как солнце отдалено от прочих форм света. В Коране сказано: "Бог есть свет небес и земли", – и в действительности все формы, какими бы плотными они ни были, являются до определенной степени сиянием того духа, который есть свет всего. Различные цвета являются различными степенями того же самого света. Высший Дух, источник всех вещей, имеет два аспекта: слышимый и видимый. В слышимом аспекте Дух есть Слово, – так в Библии зовется звук; индусы называют его нада. В своем физическом аспекте высший Дух является светом; в более тонком аспекте – светом разума, а в более плотном – свечением всех предметов и вещей. Проявление – это феномен света, распространяющегося в трех направлениях; это и составляет подлинный смысл Троицы. Одно направление образует видящий свет, другое – видимый свет, а третье – свет, показывающий вещи. Иными словами, глаза, которые видят, объект, который видим, и свет, дающий глазам возможность видеть объекты, представляют собой один и тот же свет, действующий в трех направлениях. В Коране есть сура, гласящая: "Я создал твой свет, и твоим светом я сотворил вселенную". Иначе говоря, всепроникающий Дух говорит своей централизованной части: "Сначала я сделал тебя, а из тебя я сотворил всю вселенную". Это ключ к творению. Процесс проявления подобен испусканию лучей солнцем. Почему солнце посылает свои лучи? Потому что такова его природа. Тот же ответ следует дать и на вопрос, почему высший Дух проявляется. Такова его природа. Как только всепроникающий свет собрался в точку и образовалось солнце, оно начало посылать лучи. Так же и всеведущий свет начал испускать свои лучи, едва только собрался в одной точке; и как многочисленны солнечные лучи, так же многочисленны лучи духа разумности, другими словами, Бога, Истинного Я. Каждый такой луч – это душа. Как лучи – это проявление солнца, так люди – это проявление Бога. Лучи проникают далеко, но все-таки сохраняют свою связь с солнцем. По мере продвижения лучи разума встречают на пути разные планы, первый из которых – ангелический. Второй – это план джиннов, а третий – физический. Разве эти лучи покинули совершенный Дух для того, чтобы прийти на ангельский план, или же они покинули ангельский план для того, чтобы придти на план джиннов, покинули ли они план джиннов для того, чтобы придти на физический план? Нет, они прошли через все три плана, а проходя, получили от каждого из них все, что могли получить, познали все, что должны были познать, и собрали все, что должно было быть собрано. И они все еще существуют на каждом из трех планов, хотя и не знают об этом. Они осознают только свое пребывание на том плане, где этот луч открыл свои глаза. Иначе говоря, сидя в этой комнате, мы видим лишь то, что находится у нас перед глазами, а не то, что находится у нас за спиной. Так и каждая душа оставила позади себя ангельский план и план джиннов, но перед глазами у нее есть только этот физический план. Поэтому она сознает лишь физический план и не сознает те планы, от которых она отвернула свои глаза, хотя даже после проявления на земле она сохраняет связь с высшими сферами. Она живет во всех сферах, но знает большей частью только одну из них и не подозревает о тех, к которым повернута спиной. Так душа, отрешенная от небесного блаженства, познает тяготы и ограничения земного существования. Адам не был изгнан из садов Эдема; он просто отвернулся от них, и это сделало его изгнанником небес. Души, полностью открывшие глаза на ангелическом плане и привлеченные им, остались там; обитателей этого уровня бытия мы называем ангелами. Души, чьи глаза не открылись полностью на этом плане, но только прошли сквозь него, и если их привлек план джиннов, они остались там. Души, продолжившие путь к проявлению и добравшиеся до физического плана, влекомые своей судьбой, открыли глаза здесь и стали людьми, то есть обрели самое пробужденное состояние из всех. Об этих планах иногда говорят так, будто они представляют из себя то или иное место. В действительности они являются состояниями, хотя то, что мы зовем местом, тоже есть состояние. Только жесткость физических явлений позволяет нам считать этот план местом, но на самом деле он является состоянием. Вот почему те, кто понял это, зовут наш мир иллюзией. Человек, переехавший из Америки в Европу, а из Европы – на Восток, привез с собой в Европу что-то от Америки, а потом взял с собой на Восток что-то от Европы. Так и всякая душа, пришедшая на землю, приносит с собой нечто от ангельского плана и нечто от плана джиннов, и в ее жизни на физическом плане проявлено то, что она принесла с тех двух других планов существования. Невинность, любовь к красоте, глубокая симпатия, любовь к песням, стремление к уединению, любовь к гармонии – все это признаки ангельского плана. Изобретательность, созидательный гений, интеллектуальность, склонность к размышлению, к законности и справедливости, поэзия и наука принадлежат плану джиннов. Поэтому мы и говорим о тех, в ком замечаем эти черты, что "это ангельская душа" или "это гений". Душа носит внешние одежды и внутренние одежды; это они придают душе облик человеческого существа, принадлежащего к физическому плану. Один покров скрывается под другим. Может показаться, что одеяние плана джиннов должно быть меньшего размера, чем на физическом плане, а одеяние ангельского плана – еще меньше, поскольку оно надето под одеяние плана джиннов. Но это не обязательно так. Чтобы быть видимым для нашего человеческого глаза, нечто должно иметь определенную частоту вибрации. Вибрация одеяния плана джиннов настолько тонка, что наши физические глаза не могут ее увидеть, хотя одеяние этого плана настолько же внутреннее, насколько и внешнее. Его размеры не обязательно должны быть такими же маленькими, как наше физическое тело; в действительности они несравнимо шире. То же самое с одеянием, которое душа приняла на ангелическом плане, и оно не обязательно такое маленькое, что не в состоянии укрыть два других одеяния, описанных прежде, но наоборот, оно даже шире и тоньше. Однако глаза этого плана не могут увидеть его; он вибрирует слишком быстро, а мы способны видеть лишь вещи согласно с их частотой вибраций. Но если какие-то вещи невидимы, то это не значит, что они невидимы по своей природе, это означает только, что они таковы для нашего взгляда. До тех пор, пока мы зависимы от наших физических глаз, для того чтобы видеть, естественно, мы называем невидимым то, что глаза не могут видеть. Это незримо только потому, что мы не можем видеть это как форму, поэтому не будет преувеличением сказать, что человек, поскольку его душа прошла через оба этих плана, является в то же время и джинном и ангелом. Он не знает этого, но проявляет качества этих двух планов. Качество любви в человеке, чувство прекрасного, радость, вдохновенный порыв – все эти тенденции, кроме всего прочего невинность человеческой натуры, приходят с ангелического плана. Чистота в лице новорожденного доказывает нам, что его душа только что прибыла с ангелического плана. Улыбка младенца, его дружелюбие, его готовность ощущать все вещи прекрасными, его любовь к жизни – все это признаки ангелических сфер. Пробыв на земле подольше, душа утрачивает ангелические качества и принимает новые, тогда как младенец проявляет ангелические качества, ребенок постарше демонстрирует качества джинна: он стремится узнать все о названиях и формах, он постоянно с громадным любопытством задает матери и окружающим вопросы обо всем, что видит. Когда человек прошел и эту стадию, он кажется наполненным несчастьями, заботами и беспомощностью. В некоторых людях мы видим преобладание ангельских качеств; они добры, безгрешны, невинны, способны к прощению, чистосердечны, праведны, добродетельны, любители красоты и всегда стремятся к высшему вдохновению. Внимательно изучив человеческую природу, мы бы нашли великое множество примеров ангелического естества. В то же время на земле немало поэтов, композиторов, интеллектуалов, писателей и изобретателей, в которых сильны качества джиннов. Зачем души приходят на землю? Для чего было необходимо творение? Какова цель этого проявления? На все эти вопросы можно ответить одним словом: удовлетворение – удовлетворение Бога. Почему без этого Бог не будет удовлетворен? Потому что Бог – Единосущий, а главное желание сущего – начать осознавать свое существо. Это сознание испытывает жизнь по различным каналам, во множестве имен и форм, и в человеке это осознание бытия достигает своей высшей точки. Проще говоря, именно через человека Бог испытывает жизнь в ее высшем совершенстве. Если кто-либо спросит, какова обязанность человека перед лицом этой цели? Ответом будет: самая священная его обязанность – достичь совершенного сознания, которое является его дхармой, его подлинной религией. Для того чтобы исполнить свой долг, ему, может быть, придется бороться с самим собой, пройти через страдания и боль, через испытания и искусы, но, принеся множество жертв, практикуя отречение, он достигнет того сознания, которое является богосознанием и в котором пребывает все совершенство. Как мы уже видели, при внимательном изучении человеческой природы найдется немало людей с ангелической природой, а также те, кто демонстрирует джиннические качества; однако большинство людей демонстрирует человеческие качества. Эти качества тоже могут быть разделены на три класса: собственно человеческие качества, животные и демонические, в зависимости от частоты вибраций и ритма. Интенсивный ритм производит демоническое качество, средний показывает животное качество, а спокойный ритм показывает человеческие качества. Характер этих ритмов может быть описан следующим образом: человеческое качество подвижно, животное качество неровно, а демоническое качество – это зигзаг. Науке известно явление материальной гравитации, которое заставляет все, что принадлежит земной тверди, притягиваться к ней. Но совершенно таким же образом все то, что принадлежит духу, притягивается к духу. Поэтому человека тянет и вверх и вниз, причем гораздо сильнее, чем любое другое земное существо, поскольку он из всех наиболее близок к духу. С одной стороны, земля требует его тело, с другой – дух взывает к его душе. Если человек позволяет победить земному притяжению, тело приковывает его душу к земле; если он отдается на волю притяжения духа, душа увлекает его тело к духу. Таким образом человек оказывается объектом влияния закона притяжения как со стороны неба, так и со стороны земли. Закон притяжения похож на тот закон, что управляет отношениями солнца и его лучей. Луч никогда не покидает солнца; его тенденция заставляет его исходить, затем отдаляться, а потом возвращаться обратно к солнцу, вливаться в него. Таково и устремление души. Как бы ни зависело тело человека от земной тверди, как бы ни был его разум связан со сферой интеллекта, душа имеет постоянное стремление отдаляться от своего земного происхождения. Но поскольку физическое проявление говорит громче всего и разум производит собственный звук, кроткий зов души остается неслышимым. Как мы уже видели, душа, проходя через разные планы существования, заимствует с каждого из них все, что принадлежит этому плану: качества, наклонности, идеи, мысли, чувства, впечатления, а также плоть, кожу, кости, кровь. Но все, что душа собрала в странствии, она должна вернуть, когда выполнит свою работу, потому что все ее приобретения давались ей на время и с определенной целью. Когда эта цель достигнута и приходит время, каждый план требует вернуть ему то, что душа у него одолжила. Душе не остается ничего другого, как вернуть это назад. Этот процесс называется ассимиляцией. Поскольку человек рождается жадным и эгоистичным, он охотно и с энтузиазмом принимает то, что ему дается, но отдает это назад с недовольством, называя это смертью. Итак, ассимиляция означает возвращение земле той физической материи, которую душа использовала на физическом плане. Тело ассимилируется, поглощается землей, и душа оказывается свободной от той ноши, которую она на себе несла, и начинает испытывать большую свободу и легкость. Так что смерть – это просто освобождение души от ограничений и из величайшего плена. Смерть не что иное, как снятие с души одной ее одежды и возвращение этого покрова тому плану, с которого он был взят, так как душа не может взять с собой на высший план оболочку низшего плана. Душа освобождается, когда по собственной воле или по принуждению сбрасывает этот более тяжелый и плотный покров; и это освобождает душу от дальнейшего путешествия. После пребывания на очередном уровне путь должен возобновиться, поэтому душа снова должна вернуть свое одеяние и очиститься от него для того, чтобы идти дальше. Если бы люди знали это, они бы иначе смотрели на жизнь. Они бы поняли смысл морали, что мы не можем оставить себе то, что нам в действительности не принадлежит. Изучив эту философию, мы приходим к выводу, что даже наше тело не принадлежит нам. Это заимствованная собственность, и в свой день и час эту собственность надлежит вернуть. Вот почему мудрецы отрекаются от тела прежде, чем будут вынуждены отдать его. Все духовные практики, даваемые учителями, практикуются для этой цели: что уже сегодня мы должны отказываться от своего тела, чтобы мы не испытывали боли при потере того, что мы считаем самым драгоценным. Это знание проливает свет на вопрос смерти. Смерть в действительности не смерть; она только переходная фаза, она просто перемена, подобная перемене одежды. Порой мы хотим узнать, становимся ли мы меньше, умирая. Но это не так. Умирая, мы становимся больше, а не меньше. Едва только одеяние физического плана сброшено, душа испытывает величайшую свободу, величайшее освобождение, потому что ограничения физического тела еще более велики. Физическое тело тяжело давит на душу, и в тот день, когда эта ноша удалена, душа испытывает облегчение; ее способности, стремления, вдохновение, силы – все проявляется с большей свободой. Так что смерть – это не потеря. Что приводит нас к смерти? Либо тело, слишком ослабевшее, чтобы как следует служить душе, либо душа, исполнившая свое предназначение на этом плане и не нуждающаяся больше в теле. Тело вцепляется в душу, а душа держит тело, таково положение. Если тело становится слишком немощным, оно естественно теряет захват души, пока наконец оно не будет терять его более и более и не сможет дальше удерживать душу. Душа, в свою очередь, держит тело до тех пор, пока оно ей для чего-либо нужно; когда душа не видит дальнейшей цели, тогда она ослабляет хватку удерживающую тело. И так постепенно тело отталкивает руки души. Так протекает процесс умирания, противоположный процессу рождения. Человеческие тела – это глина, необходимая, чтобы сделать тело для души. Душа стучится в двери физического плана, и тело дается ей. Символом этой философской идеи является Купидон. Жизнь на плане джиннов длиннее, чем на физическом плане. Ее можно назвать жизнью после смерти. Но и там наступает время, когда необходимо вернуть назад плану джиннов все, что было с него позаимствовано, так как это больше не принадлежит душе. Так что никто не может захватить с собой что-либо от субстанции другого плана; каждому плану свойственна собственная субстанция, которая должна быть ему возвращена. Для души это единственный способ освободиться от ограничений того плана, дабы подняться над ним. Поднимаясь еще выше, душа оказывается вынуждена отказаться даже от ангельских качеств. Они должны ассимилироваться на ангелическом плане, перед тем как душа растворится в великом Океане, высшем Духе. Это растворение называют слиянием с подлинным Я. Этот процесс может научить нас одной очень важной вещи: каждая душа, движущаяся от источника к проявлению, делится тем, что она несет от источника, со встречными душами, а те, в свою очередь, отдают ей то, что они собрали. Этот обмен служит причиной различных состояний жизни, в которые тот или иной человек оказывается помещен, приходя на землю. Один умен – второй недалек; один рождается в богатой семье – второй в нищете; один здоров – второй болен; у одного есть великая цель – второй не знает, чем ему заняться. Все это предопределено. Чем? Тем, что фактически душа, идущая от источника, уже собрала все на своем пути от душ, возвращающихся к источнику. На планах, через которые проходит душа, происходит принятие и отдача, и это происходит между теми душами, которые идут от источника к проявлению, и душами, возвращающимися от проявления к источнику. Подобно тому, как путешественники, один из которых движется из Азии в Америку, а другой из Америки в Азию, могут встретиться в Европе и обменяться деньгами или мыслями, уносят с собой сомнения, знания, счастье или несчастье друг друга, так и наши души получают опыт жизни на земле. Одна душа, часто даже не зная об этом, получает маршрут, который ведет ее к богатству и успеху, а другая берет курс к неудачам и ошибкам. Все зависит от первоначально заданного направления. Хафиз поэтически объяснил эту идею, сказав, что у каждого свое вино и любовь каждого соответствует вину, которым он владеет. Будь это вино счастья, радости или вино печали, нищеты, вино храбрости или страха, доверия или недоверия, веры или неверия, человек действует, опьяненный этим вином, показывая действие этого вина миру. В том обмене, который происходит между душами, идущими от источника к проявлению и возвращающимися назад от проявления к источнику, одна приобретает вино эгоизма, а вторая – вино бескорыстия. Персидский поэт Бедиль сказал: "Перед рассветом пролилось вино – вино, взятое из глаз возлюбленного". Под рассветом подразумевается рождение, то время, когда душа начинает путешествие с ангелического плана, а глаза возлюбленного означают этот самый обманчивый мир. Первая чаша вина, выпитая душой, предопределяет ее дальнейшую жизнь. Многие верят, что человек, достигший более высокого уровня развития, обогащается знаниями. Конечно, более высокое развитие само по себе есть знание; но знание, которое человек получает из земных источников, это не та монета, что имеет хождение на других планах. Человек копит монеты земного плана, такие же мелкие и ограниченные, как и этот мир. Мне забавно бывает видеть человека, который приходит ко мне и говорит: "Я прочитал так много книг по оккультной науке; думаю, я совершенно готов к посвящению". Представьте себе, каким образом чтение книг по оккультизму может приблизить человека к духовности? Язык той страны отличается, интеллектуальное знание не имеет там хождения; познание там состоит в забывании того, что мы выучили тут. Вопрос духовного достижения – нечто совсем иное, и мы с ним имеем дело с совершенно другой точки зрения. Состояние души можно сравнить с зеркалом. Оно отражает предмет, расположенный перед ним, но отражение не гравируется на зеркале, предмет занимает его лишь на то время, на которое он заслоняет зеркало. Таким же образом душа заслонена своим опытом; иными словами, наш опыт может обманывать душу, он может закрывать ее и даже упрятать ее, но не может проникнуть в нее. Так же и то, что мы называем индивидуальностью, есть только временное состояние, и как только душа пробуждается, она больше не придает такого большого значения индивидуальности, которая есть нечто, сделанное из одеяний, заимствованных с различных планов. Это что-то вроде куклы, сшитой из лоскутков. Когда мы понимаем это, то отдаем все свое внимание душе – душе, которая реальна, которая пришла от реальности и ищет реальности. Наконец, последний вопрос: в чем может быть причина сотворения человека? Что-нибудь достигается этим? Да, осуществление достигается проживанием жизни. Это божественное осуществление, когда опыт привел душу на ту высоту, на которой она становится уже не только индивидуальной душой, но начинает осознавать все планы бытия, не только источник, но и все области ограничений. И когда все вдохновение и все силы, дремавшие в человеке, оказываются в его распоряжении, тогда это осуществление называется совершенством. Об этом совершенстве и говорил Иисус Христос: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |