АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кризисы внимания и пути их преодоления

Читайте также:
  1. II. Диагностика памяти и внимания
  2. Борьба с отвлечением внимания
  3. В центре внимания - Америка
  4. ВНИМАНИЯ, ЭМОЦИЙ.
  5. Все жаждут внимания
  6. Делание фронтальной пластины. Делание смещенной точки внимания. Делание задней пластины
  7. Для скорейшего преодоления кризиса Федеральная резервная система должна прекратить работу.
  8. Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания.
  9. Если он — предмет внимания сестры жены
  10. Жестокость школы: «тихие» кризисы и искажение хода развития
  11. Задание 1. Концентрация и устойчивость внимания.
  12. Задание 2. Способность внимания к переключению и распределению.

Под вниманием понимается направленность психичеси деятельности человека и сосредоточенность ее на объем имеющем для личности определенную значимость. Чтой внимание экскурсантов было обращено только на матери! экскурсии, экскурсовод должен правильно организовать] мыслительную деятельность. Но устойчивое внимание у эк курсантов возникает лишь тогда, когда объекты показа рассказ, связанный с ними, обладают какой-либо новизне содержательностью, доступностью, а тема экскурсии — акт альностью. Большое количество даже интересной информ ции приводит к ослаблению внимания, к появлению так зываемых кризисов внимания, с которыми экскурсовод Д жен научиться бороться.

Но когда, с какой периодичностью, через сколько мин после начала рассказа экскурсовода наступают кризисы мания? Подобных научных исследований, связанных с пр ведением экскурсий, не известно. Но каждый экскурсовод своей практике сталкивается с проблемой преодоления кр зисов внимания. Их периодичность и длительность могут э висеть от множества причин: устаревших сведений, сообШ8 мых экскурсоводом, которые у всех уже «на слуху»; недост точной образности речи или эмоциональности экскурсово/ отсутствия ярко выраженного показа, плохой связи его с те стом; особенностей группы, не распознанных экскурсов дом, и др.

Ориентировочные сведения о времени наступления к! зисов внимания можно почерпнуть из работ по методике ционной пропаганды. Исследователи особенностей выстуй


Методическая часть 97

ния ораторов перед аудиторией определили, что первый кри­зис внимания слушателей наступает на 14 — 18 минуте, вто­рой - через 11 — 14 минут после первого, третий — через 9 -11 минут, четвертый — через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4 — 5 минут. Первые цифры показывают время наступления кризисов вни­мания у молодежной аудитории, вторые - у взрослых слуша­телей (Малышев, 1980). Эти сведения в качестве приближен­ных можно использовать и экскурсоводам, без сомнения, от­носящимся к категории ораторов. Но их работа резко услож­нена внешними раздражителями в сравнении, например, с выступлением лектора в помещении.

В экскурсии меняются экскурсионные объекты, внешний фон, что положительно сказывается на внимании экскурсан­тов. Но если изложение материала происходит непрерывно более 10—15 минут около одного экскурсионного объекта или по ходу движения автобуса без существенных изменений окружающей обстановки, когда отсутствует зрительный ряд, то наступление кризисов внимания — процесс объективный. И следует ожидать первые проявления кризиса внимания уже через 4 — 5 минут после начала рассказа у объекта, на что будут указывать участившиеся обращения экскурсантов друг к Другу с вопросами, постепенно теряющееся внимание к рас­сказу, что можно заметить по выражению глаз; некоторые экскурсанты могут даже отойти от группы для самостоятель­ного знакомства с объектом.

Для того чтобы преодолеть кризисы внимания и удер­жать его у экскурсантов на достаточно высоком уровне, экс­курсоводу необходимо заранее продумать психолого-педаго­гические приемы активизации деятельности группы. Реко­мендуются следующие методические способы поддержания внимания у экскурсантов.

К первым и основным следует отнести показ экскурсион­ных объектов.

Согласно методическим указаниям по проведению город- обзорной автобусной трехчасовой экскурсии, в нее мо- быть включено до 30 основных объектов показа. Это зна­чит, что в среднем одному объекту будет соответствовать рас­сказ, по длительности равный 4 минутам. С учетом выше-пРиведенных рассуждений о кризисах внимания, 4 — 5 ми-

'Ю886 Долженко


98_______________________________________ Экскурсионное дед

нут рассказа, соответствующих одному показу, следует при нять за средний ориентировочный норматив при работе на, экскурсией.

Но напомним: чтобы показ играл роль эффективного cpei ства активизации внимания экскурсантов, он должен отли чаться конкретностью, точностью, образностью, быть актив ным, логически последовательным, являться очередной сту пенькой в раскрытии содержания темы. И нельзя забыват об опережающей роли показа, что представляет собой стер жень экскурсионной методики, выражающийся в словах «от показа — к рассказу».

Другим из рекомендуемых средств преодоления кризисе внимания у экскурсантов является использование нагляЬ ных пособий из «портфеля экскурсовода». Их применени особенно важно на участках маршрута, где объектов показя недостаточно и экскурсовод говорит непрерывно более 10] 15 минут. В это время и следует использовать наглядные по собия. Они могут присутствовать практически на всех типа экскурсий.

Появление наглядного образа приковывает внимание эк(курсантов и повышает интерес к рассказу. Происходит пере ключение слухового восприятия на зрительное, создаете определенная разгрузка напряжения, что также положительн сказывается на активном восприятии материала экскурсии

В Ростове-на-Дону, например, хорошо разработан «пор1! фель экскурсовода» на маршруте в станицу Вешенскую, гд жил и творил великий писатель современности М.А. Шоло хов. Путь от Ростова до Вешенской не близок, почти 400 Путевая информация построена так, что связывает событи романов писателя с населенными пунктами, которые ветре чаются на пути. Для оживления рассказа, лучшего его во приятия активно используются репродукции рисунков худо$ ников, иллюстрировавших произведения М.А. Шолохова фотографии актеров, игравших в художественных кинофил* мах «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Кроме того, турв стов знакомят с казачьими песнями — важной частью кул! туры донских казаков.

С целью преодоления кризисов внимания в экскурсиой ный текст рекомендуется включать яркие факты, впечатли ющие эпизоды, выгодно окрашивающие ту или иную час!


мето дическая часть



экскурсии. Хороший эффект дает включение в рассказ раз­личного цифрового материала, поданного в сравнении. д,д. Малышев (1980) описывает в качестве положительного призера следующий образец преподнесения цифрового мате­риала в обзорной экскурсии по Новосибирску: «Отмечая, что Новосибирск — город-миллионер, экскурсовод сказала: "Кие­ву для того, чтобы достичь населения в один миллион чело­век, понадобилось 900 лет, Москве — 750, Нью-Йорку — 200, Чикаго — 85, а Новосибирску — лишь 69 лет"». Подобное сравнение звучит выразительно и хорошо воспринимается экс­курсантами >>.

Используемые для удержания внимания экскурсантов яркие факты, конкретные примеры должны логично вписы­ваться в структуру экскурсии, не быть оторванными от темы или одной из ее подтем. Если же факты избыточны, а тем более слабо связаны с темой экскурсии, не соответствуют ее задачам, они могут даже погасить интерес к ней. Это обяза­тельно следует учитывать при работе над текстом экскурсии.

Хороший результат в борьбе с кризисами внимания дают шутки, юмор в рассказе. Юмор снимает умственное и физи­ческое напряжение у экскурсантов, дает разрядку, отдых, всегда вызывает положительные эмоции у слушателей. Цен­ность юмора заключается еще и в том, что он создает атмос­феру душевной близости и взаимногр доверия между экскур­соводом и группой, а это дает возможность вызвать желае­мую реакцию экскурсантов на утверждаемые экскурсоводом положения.

Однако следует помнить, что экскурсовод не должен стре­миться специально рассмешить аудиторию, используя для этого различного рода шутки, никак не соприкасающиеся с темой и со всем ходом экскурсии. Недопустимо шутить при­митивно, невпопад. Применяя юмор для активизации внима­ния группы, экскурсовод должен всегда учитывать такие важ-ie требования к нему, как строгое чувство меры, такт и вЫсокий художественный вкус.

Удачными приемами организации внимания экскурсан-

являются вопросно-ответный метод изложения матери­на и риторические вопросы, описанные в разделе «Особые Методические приемы проведения экскурсий». Они дают воз­можность поддерживать внимание аудитории на должном уровне.



Экскурсионное дел


Но все же основным средством борьбы с кризисами вщ мания на экскурсиях является хорошо продуманный показ точный, конкретный, достаточный.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)