|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экскурсий в православных храмахВ 90-е годы 20-го столетия в России вместе с переменаа в политической и экономической жизни страны произыш серьезные изменения в общественном сознании по отнош нию к церкви. Религия вновь становится весомой обществе: ной силой, способной влиять на политику, экономику, нра ственность. Реставрируются и строятся новые церковные зд ния, резко увеличивается число прихожан в храмах, раст< интерес к религии среди различных слоев общества. Одной из форм утоления жажды знаний по истории таинствам религии являются экскурсии в храмы. В настою щее время преобладающее большинство из них организуете для школьников и студентов. Проведением экскурсий заН1 маются зачастую школьные учителя, многие из которых иМ< ют отрывочные сведения о религии и не владеют методико проведения экскурсий на религиозные темы. Это связано тем, что пока еще нет широких возможностей где-либо с не познакомиться, так как отсутствуют методические пособия развитая система подготовки экскурсоводов, владеющих н* выками проведения экскурсий на религиозные темы. Практическая часть 189 Экскурсионная методика складывалась в России на протяжении длительного времени. В 1916 г. в журнале «Русский экскурсант» была опубликована первая классификация экскурсий, включающая восемь ее типов и краткие методические указания по их проведению. Но в классификации отсутствовал тип экскурсий на религиозные темы, что легко можно понять. В те времена практически все граждане страны являлись прихожанами различных приходов. В школах учащимся преподавался закон Божий. Население России имело достаточно полное представление об истории религии, о святых, церковной атрибутике, церковных таинствах и праздниках. В различных епархиях и монастырях существовали паломнические службы. Занимались они организацией паломничеств, но не экскурсиями по храмам, в которых не было потребности. В 1918 г. Совет" Народных Комиссаров принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Его председатель В.И. Ленин по отношению к религии взял на вооружение известное высказывание К. Маркса «Религия — опиум для народа». Партия большевиков объявила войну религии, и на протяжении более 70 лет декрет 1918 г. служил основой для законодательных актов, определяющих отношение советской власти к религиозным объединениям и носителям веры. Кто мог осмелиться организовывать экскурсии в храмы, которые повсеместно разрушались, превращались в складские помещения?! Поэтому теоретики экскурсионного дела советских времен выделяли 8 типов тематических экскурсий: исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, среди которых не было и не могло быть экскурсий на религиозные темы. В настоящее время назрела необходимость рассмотреть такие экскурсии как самостоятельный предмет исследования в связи с их реальным существованием в практике экскурсионного дела и ярко выраженными отличиями от тематических экскурсий других типов. 190______________________________________ Экскурсионное дело Цели экскурсий на религиозные темы Подготовка экскурсии по храму, как и любой другой экскурсии, начинается с определения цели. Цель - это то, к чему стремится экскурсовод при проведении экскурсии, идеальное, мысленное предвосхищение результатов его просветительской деятельности. Цель определяет выбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, подбор литературных источников и текстов для цитирования. Четко сформулированная цель оказывает определяющее влияние на все содержание экскурсии. В теории советского экскурсоведения указывалось несколько основных целей, которые должны были достигаться при проведении экскурсий: воспитание любви и уважения к Советской Родине, трудовое воспитание, воспитание в духе интернационализма, уважения к другим народам, эстетическое воспитание. Среди основных целей фигурировало и атеистическое воспитание. В экскурсиях по православному храму не потеряли своей значимости такие цели, как воспитание любви и уважения к своей Родине, что значительно шире и историчнее, чем только к Советской Родине; эстетическое воспитание. Но можно указать и другие цели, свойственные экскурсиям по храмам. Назовем некоторые из них: • показ роли Русской православной церкви в истории Рос • ознакомление с нравственно-этическими основами право • объяснение смысла обрядов и традиций Русской право Принятие христианства по византийскому обряду (православия) произошло на Руси в 988 г. Князь Владимир приказал уничтожить всех языческих идолов и исповедовать новую веру. Это была одна из основных вех в культурно-историческом и духовном развитии народов Российского государства. Многие известные литературные шедевры принадлежа! перу церковных авторов. Усилиями священнослужителей создавались учебные заведения и библиотеки. Православная религия всегда составляла важнейший элемент культуры; непосредственно участвовала в формировании российской цивилизации. Именно православие сыграло важнейшую роль i Практическая часть ' 191 объединении русских земель вокруг Москвы, формировании Московского, а затем и Российского государства. Военно-политические последствия выбора веры оказались чрезвычайно велики. В годину суровых испытаний, выпавших на долю Советского Союза в период Великой Отечественной войны, от помощи православных священников не отказывались даже партийные и государственные деятели страны. Примером этого могут служить контакты митрополита Илии с И.В. Сталиным. В 1941 г. в самом начале войны митрополит Гор Ливанских Илия (Салиб) имел видение Божией Матери, которая объявила ему, что Ленинград будет спасен, если Казанскую икону Божией Матери с крестным ходом обнесут вокруг города. Митрополит связался с представителями русской церкви и с советским правительством. Терять Сталину было нечего, и он дал разрешение на этот крестный ход митрополитам Сергию и Алексию. Казанскую икону вынесли из собора и пронесли по осажденному городу, укрепив тем самым боевой дух защитников Ленинграда. И город выстоял. Чудотворная икона была отправлена в Сталинград, где перед нею непрерывно служились молебны и панихиды. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей второй мировой войне. Казанская Богородица помогла советским войскам и при штурме Кенигсберга. В 1947 г. И.В. Сталин пригласил митрополита Гор Ливанских Илию в Россию для вручения ему Сталинской премии за помощь России во время войны. Но от премии Илия отказался, сказав, что монаху деньги не нужны, и сам внес 200 тысяч долларов на помощь детям-сиротам (Орехов, 2000). В настоящее время, в период перевода российской экономики на рельсы рыночных отношений, особый интерес представляет вопрос о роли религиозного фактора в этом процессе. «Историческая эволюция различных способов производства, обмена, всех сфер экономики тесно связана с историей религии. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственно-экономическую деятельность людей, санкционируя божественным авторитетом отношения собственности, владения, определенный тип имущественных отношений людей, благослов- 192______________________________________ Экскурсионное дело ляя одни виды экономической деятельности и негативно относясь к другим» (Мчедлов, Филимонов, 1999). Со времени принятия христианства на Руси Русская православная церковь вместе с властями активно участвовала в решении экономических проблем государства. Особая роль в экономической жизни страны принадлежала православным монастырям. Они наряду с религиозной, а также благотворительной деятельностью являлись центрами торговой и промышленной жизни того или иного края. Роль православия в экономическом становлении современной России — крайне актуальная подтема в экскурсиях по храмам, которая с большим интересом воспринимается слушателями и значительно расширяет сферу познавательного интереса к вопросам религии. Примеров позитивного влияния православной церкви на судьбы России бесконечное множество, и в правильно подготовленных экскурсиях по храмам можно сформировать у слушателей верное понимание неразрывности связи истории Отечества с Верой народа. Объекты показа, характерные для православных, храмов Экскурсия по православному храму включает в себя множество объектов показа, в том числе колокольню, захоронения в церковной ограде, святые источники, если таковые имеются. Основные объекты показа — это иконы, представляющие собой живописные изображения, как правило, на дереве Иисуса Христа, Богоматери и святых. Иконописный канон устанавливает черты святых, детали сюжета и атрибуты мученической кончины. Помимо писанных красками, бывают иконы резные и отлитые из металлов. Иконостас — отделяющая алтарь от центральной части храма стена, на которой в несколько рядов помещены иконы. Слева и справа находятся дьяконские врата, в центре 1 Царские врата, на которых изображены Благовещение и четыре евангелиста, сверху - икона Тайной Вечери. В первой ярусе слева от Царских врат расположена икона Матери Бо-жией, справа — Спасителя, затем храмовая икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен престол храма. Во втором ярусе размещаются иконы двунадеся- Практическая часть 193 тых праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков.. Распятие — большой деревянный крест с рельефным изображением распятого Господа. Крест укрепляется на подставке в виде горы Голгофы, на которой изображен череп Адама. Мощевик — особый ларец, в нем под стеклом хранятся частицы мощей — тел святых христианской церкви, оставшихся нетленными после их кончины. Гроб Господень — большого размера гроб под сенью, которому поклоняются верующие в память крестной смерти Христа. В нем находится плащаница. Плащаница — большой плат, на котором изображено тело умершего Христа. Плащаница выносится накануне Пасхи для поклонения и целования верующими. Потир (Святая Чаша) — один из священных богослужебных сосудов жертвенника алтаря. Он используется в главном таинстве христианской церкви евхаристии — из него причащают верующих. Потиры имеют форму кубка.. Престол — особо освященный четырехугольный стол, находящийся посредине алтаря. Он украшен двумя одеждами, нижней из белого полотна и верхней из более дорогой ткани, чаще всего из парчи. Их цвет зависит от праздника. На престоле находятся антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица. Антиминс — освященный архиереем шелковый плат, в который вшиты частицы мощей святого. Хоругвь — знамя Христово, знамя церкви. Их ввел Константин Великий, заменив на воинских знаменах крестом орла и монограммой Христа изображение императора. Купель — металлический сосуд с водой, в который во время таинства крещения погружают младенца. По форме он напоминает чашу, на нем изображен крест, и к нему крепится подсвечник для трех свечей. Фреска — живописное изображение красками, разведенными на воде, по сырой штукатурке на стенах, потолке и сводах храмов. Сюжетами фресок часто являются события Ветхого либо Нового Заветов. Солея — небольшое огороженное возвышение перед алтарем. Средняя часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. Это место причащения, оглашения проповедей. Экскурсионное дело Панихидный стол — большой прямоугольный подсвечник для множества свечей, на котором изображена гора Голгофа с распятием и фигурами предстоящих Матери Божией и апостола Иоанна. Единственный в храме подсвечник, где ставятся свечи за усопших, перед ним совершается служба об упокоении. Экскурсоводу необходимо хорошо знать предназначение всех вышеперечисленных церковных предметов, а также таких атрибутов, как паникадило, рака, дароносица, дарохранительница и ряда других, упоминания которых постоянно присутствуют в экскурсиях по храмам.
Большие возможности для организации экскурсий сложились в соборах России, имеющих долгую историю существования. В качестве примера назовем основные объекты показа в экскурсиях по Ростовскому Кафедральному Собору Рождества Пресвятой Богородицы, являющемуся основным храмом Ростово-Новочеркасской епархии и одним из крупнейших соборов на Юге России. Пр актическая часть_______________________________________ 195 Основные объекты показа в экскурсии по Ростовскому Кафедральному Собору Рождества Пресвятой Богородицы I. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Притвор собора 3. Молитва «Господи, вниду в дом твой...» (начертана на стене). 4. Молитва «Отче наш» (начертана на стене). 5. Молитва «Символ веры» (начертана на стене). 6. Фреска «Беседа Христа с самаритянкой». 7. Фреска «Побиение камнями блудницы». 8. Фреска «Лепта вдовицы». 9. Фреска «Блудный сын». 10. Икона старца Павла Таганрогского. Центральная часть собора Фрески на барабане главного купола (11 - 14): II. «Рождество Пресвятой Богородицы»; 12. «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; 13. «Благовещение Пресвятой Богородицы»; 14. «Успение Пресвятой Богородицы». 15. Иконостас, солея, амвон. 16. Распятие. 17. Мощевик. 18. Гроб Господень. 19. Фрески Константина и Елены. 20. Хоругви. 21. Фрески Владимира и Ольги. 22. Икона Димитрия Ростовского. 23. Икона Николая Угодника. 24. Икона Сергия Радонежского. 25. Икона Серафима Саровского. 26. Икона Донской Матери Божией. 27. Икона Казанской Матери Божией. 28. Икона Владимирской Матери Божией. 29. Икона Пантелеймона. 30. Икона Митрофания Воронежского. 31. Панихидный стол. 196___________________ '__________________ Экскурсионное дело Приведенные объекты показа являются основой для разработки экскурсий, имеющих любую из названных ранее целей. В малых церквях условия для проведения экскурсий скромнее, чем в крупных, с длительной историей соборах. Но и в них достаточно возможностей для проведения экскурсий, имеющих целью показ роли Русской православной церкви в истории России. О маршруте экскурсии Маршрут экскурсии определяется ее целью и связан с последовательностью показа объектов. Следует стремиться к сохранению библейской очередности событий при осмотре икон с библейским сюжетом. Так, например, рассказ у иконы Рождества Христова должен следовать после ознакомления с иконой Благовещения. Затем можно переходить к иконам, отображающим земную жизнь Христа. В экскурсиях по православному храму должна быть показана взаимосвязь исторических личностей, святых и святынь с историей церкви и страны. Например, от иконы святого князя Дмитрия Донского следует переходить к иконе святого преподобного Сергия Радонежского, благословившего князя Дмитрия на Куликовскую битву, и далее к образу Донской Матери Божией, просиявшему на Куликовом поле. После рассказа о Дмитриевских субботах (дни поминовения павших воинов князя Дмитрия) можно переходить к панихидному столу. Такая последовательность показа экскурсионных объектов делает более ощутимой взаимосвязь истории страны и истории церкви, ее обрядов. Требования к экскурсоводу При организации экскурсий по православным храмам большую трудность представляют подбор и подготовка экскурсоводов. За годы безверия из нашей жизни ушли знания таинств и обрядов православной церкви, понимание языка молитвы. Закон Божий и история церкви давно исключены из программ учебных заведений. Знаниями, достаточными для всестороннего раскрытия темы экскурсии, как правило, обладает только экскурсовод, получивший определенное духов- Практическая часть 197 ное образование и закончивший духовную семинарию, епархиальное училище или хотя бы катехизаторские курсы. Следует избегать привлечения к работе в качестве экскурсоводов адептов различных сект. Присущие им фанатичность и тенденциозность изложения материала отвращают слушателей и могут привести к конфликтной ситуации и даже срыву экскурсии. Экскурсовод должен хорошо разбираться в смысле церковнославянских слов и богословских терминов, использование которых совершенно необходимо в экскурсиях. Не всегда бывает достаточно простого перевода слова с церковнославянского на современный язык. Часто за ним стоит понятие, смысл которого утрачен за годы атеизма. Например, плащаница — это полотнище, но такое полотнище, в которое было обернуто тело Господа перед погребением. На ней чудесным образом отобразилось тело Христа. Плащаница является великой христианской святыней. Прямой перевод слова «плащаница» не раскрывает всего смысла символа. Объяснение смысла церковно-богословских терминов дает полноту и образность восприятия духа православия. При подготовке текста экскурсии экскурсоводу следует использовать как церковные источники - Священное Писание, творения отцов Церкви, жития святых, так и светские — исторические, искусствоведческие. Настольной книгой экскурсовода, проводящего экскурсии в православных храмах, должен стать труд митрополита Димитрия Ростовского «Четьи Минеи». Эта книга предназначена верующим для чтения на каждый день. В ней помещены описания жития святых, выдержки из Священного Писания, множество поучений и статей духовного содержания. Правила поведения в храме • Перед входом в храм все мужчины обязаны снять голов • Экскурсовод должен подчеркнуть, что наложение крес • Определенные требования предъявляются к поведению 198______________________________________ Экскурсионное дело вания к экскурсоводу. Его благочестивое поведение, благопристойный внешний вид являются необходимым условием при проведении экскурсии в храме. Поведение группы в храме не должно оскорблять религиозных чувств верующих, что лежит на ответственности экскурсовода. Ему надлежит мягко корректировать поведение группы. • Экскурсионную группу нельзя располагать спиной к • Прикладываться к иконам следует ненакрашенными гу • Фото- и видеосъемка в храмах позволительны только с Использованная литература Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1974. Бурмистрова Н.Д. Требования к методической разработке экскурсии: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1979. Введенская ЛЛ., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. Минск: Изд-во «Университетское», 1988. Дмитриев Э.Г. Особенности подготовки и проведения обзорных (многоплановых) экскурсий. М.: ЦРИБ «Турист», 1975. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1985. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. М.: Профиздат, 1976. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения: Учёб, пособие. М.: ЦРИБ «Турист», 1985. Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. М.: ЦРИБ «Турист», 1986. Малышев А.А. Методические рекомендации по использованию элементов психологии в экскурсиях. М.: ЦРИБ «Турист», 1980. Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Религиозный фактор в формировании экономики // Вестник Российской академии наук, 1996. Т. 66. № 9. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М.: Знание, 1973. Орехов Д. Святые иконы России. СПб.: Изд. дом «Невский проспект», 2000. Савина Н.В. Зкскурсоведение: Учебно-практическое пособие. Минск, 2001. Сичинава В.А. Экскурсионная работа: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. Тарзавина А.В. Городская обзорная экскурсия: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1975. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. М.: Просвещение, 1980. Приложения Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.029 сек.) |