|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проведение пробной экскурсии и ее утверждение)Пробная экскурсия — завершающий и самый эмоционаЛ! насыщенный этап работы по созданию новой экскурсии, нее приглашаются руководители туристско-экскурсионной орт низации, члены творческой группы, экскурсоводы, научные | ботники и специалисты, которые должны дать заключение поводу качества ее подготовки. Пробную экскурсию обычно проводит руководитель ческой группы или один из ее членов. Приглашенным на пробную экскурсию выдается картЧ ка прослушивания экскурсии, с помощью ответов на вопр°с Методическая часть 79 которой и будет дана оценка ее качества. Ниже приводится образец такой карточки. Туристско-экскурсионные организации могут взять его за основу разработки своего варианта. Карточка прослушивания экскурсии 1. Название экскурсии. 2. Вид экскурсии. 3. Продолжительность экскурсии. 4. Содержание экскурсии: соответствие поставленной цели, 5. Методика проведения экскурсии: структура экскурсии (вступ
6. Техника проведения экскурсии: выбор места для осмотра 7. Культура речи экскурсовода: грамотность, точность, логич 8. Выводы по прослушиванию: соответствие содержания экс 9. Советы экскурсоводу. По окончании экскурсии проводится ее обсуждение, дается оценка качеству содержания, технике проведения, культуре речи и прочему, выявляются недочеты. Среди них чаще Других отмечаются: недостаточно выраженный и запоминающийся показ, преобладание в экскурсии формальных логических переходов, неубедительная информативная часть вступления, слабая связь с современностью и др. После обсуждения экскурсии творческой группе дается время на ее доработку и затем устраивается повторная сдача. При положительной оценке комиссии руководителем туристс-ко-экскурсионного учреждения издается распоряжение о при- экскурсии и включении ее в план работы организации. Экскурсионное дел ' 4. Проведение экскурсии, Как уже было подчеркнуто, экскурсия характеризуется тем, что всегда представляет собой синтез показа достопримечательностей, памятных мест с рассказом об их роли в ис тории, культуре, экономике края, о месте в природном раз нообразии. Эти два главных составляющих элемента экскур сии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наличие тех или иных объектов показа определяет содержание рассказа, сш же рассказ непременно предполагает наличие определенны объектов Показа. Однако необходимо помнить, что на перво место в экскурсии выдвигается показ. Он ведется по опр'ед* ленному плану в соответствии с технологической картой экс курсии. Осмотр сопровождается рассказом, включающим себя анализ объектов, необходимые пояснения, выводы. Средства наглядности, занимающие ведущее место в эк(курсии, В.А. Сичинава (1981) подразделяет на три группы: ■S подлинные экскурсионные объекты по маршруту экску! сии; S дополнительный иллюстративный материал (нагля^ ные пособия из «портфеля экскурсовода»); S словесно-образная наглядность, достигаемая ярки| описанием событий и полностью обусловленная талантом эк(курсовода. 4.1. Показ экскурсионных объектов Методы показа объектов не просты, и их выбор находи! ся в прямой зависимости от способа передвижения экскурсВ онной группы, состава участников, познавательной ценно* ти, известности, выразительности, степени сохранности объев тов и др. В технологии показа следует выделить две составные сти. Первая часть представляет собой краткое словесное о сание внешних сторон экскурсионного объекта для привлй чения к нему внимания экскурсантов, создания его зритеЛ^ ного образа с целью вычленения объекта из окружающей ере ды. Она включает в себя: 1) указание на местоположей^ объекта, которое может сопровождаться жестом руки ва», «справа», «между двух девятиэтажных зданий старйЧ ный особняк...» и т.д.), и 2) характеристику внешних Методическая часть 81 фических черт объекта (высота, цвет, число различных деталей, этажность здания, форма окон, наличие крыльца, надписи на стенах и т.п.). Наш автобус поворачивает направо на Буденновский проспект, и на углу проспекта и улицы Большой Садовой в правые окна автобуса вы видите трехэтажное желтое здание с колоннами, по карни-3У которого размещено известное выражение «Искусство принадлежит народу». В этом здании с 1970 года размещается Ростовская ГосУдарственная консерватория имени Сергея Васильевича Рахманинова, о чем и свидетельствует надпись, сделанная золотыми бук-^Ми на фасаде справа. Слева, сразу за пятиэтажным зданием вы видите одноэтажнй светло-желтый дом, в котором сегодня размещается магазин игр) шек «Катюша». Мраморная мемориальная доска, расположение между левыми вторым и третьим окнами, гласит, что в нем яЯ великий русский физиолог Иван Петрович Павлов. Перед нами памятник «Освободителям Ростова» известного Светского скульптора Евгения Викторовича Вучетича, автора мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде. На высоком гранит-Ком постаменте он расположил сложную скульптурную композицию, в центре которой всадник в буденовке с поднятой вверх саб-£еи, слева от всадника полулежащий матрос, приготовившийся Росить гранату в сторону врага, справа солдат с ружьем, идущий взором. 84 ________________________________ Экскурсионное дел Вторая, содержательная, часть показа подразумевает пользование так называемых методических приемов показа предварительного осмотра, зрительной реконструкции, лока лизации событий, сравнения и др. В теоретическом и прак тическом плане они были хорошо разработаны рядом автс ров под руководством Б.В. Емельянова. О приеме предварительного осмотра Б.В. Емельяно. (1976) пишет: «Он используется, когда экскурсанты находятс у памятника и уже увидели его. Экскурсовод называет па мятник. Например: «Перед вами знаменитая Царь-пушка» Он как бы приглашает экскурсантов быстро окинуть взгля дом объект, познакомиться с его общим видом, выявить наи более запоминающиеся детали. Для тех, кто видит памятнш впервые, прием предварительного осмотра дает возможносп совместить свое представление о памятнике, составленное н основе изображений его на иллюстрациях, в книгах или т открытках, с тем, что он наблюдает перед собой. Предвари тельный осмотр даже в тех случаях, когда это экскурсиоц ный объект, занимающий значительную площадь, продолжа ется не более полутора-двух минут. Перед его началом экс курсантам могут быть даны советы, которые направят их внй мание на те или иные детали объекта». Прием зрительной реконструкции — это восстановлена! первоначального облика частично сохранившегося объекта Данный прием широко используется в экскурсиях, в кото рых ведется показ памятников архитектуры и сооружение прошлого. Многие из них утратили свой первоначальный вид были перестроены и в своем нынешнем состоянии выглядя не столь выразительно, как прежде. В большинстве случай изменилось и их окружение. Провести зрительную реконструкцию экскурсоводу поМ<] гают уцелевшие части, фрагменты зданий и сооружений Опираясь на зрительные впечатления, он словесно восстань ливает осматриваемый объект. Кроме вербальной реконстру!* ции экскурсовод может предпринять попытку воссоздан объект с помощью наглядных пособий из «портфеля экскуй совода»: фотографий объекта прошлых лет, репродукций гр&' вюр, картин, схем. Прием зрительной реконструкции применяется при п| казе памятных мест, где происходили военные события (1 родинское сражение, Куликовская битва и другие более 86 Экскурсионное Методический экскурсионный прием локализации собы тий оказывает на экскурсантов сильное эмоциональное вой действие, вызывает чувство сопричастности к рассматриваемым событиям. Не случайно это нашло отражение в профессиональном экскурсионном термине «власть места». Прием зрительного сравнения — это прием, с помощь^ которого осуществляется сравнение показываемого объекта с другими объектами. Сравнение может проводиться как по сходству, так и ш контрасту. Оно может быть зрительным, словесным и даже мысленным, когда объект, например здание, сравнивается ся строением, находящимся в другом городе, но всем известным. Сравнение должно быть выразительным, только тогда оно окажется эффективным и запомнится экскурсантам. Применение приема сравнения позволяет слушателям koi кретно представить, например, размеры объекта, форму, цвет сократить в рассказе число цифр, что делает его более доступным для восприятия. Сравнение — универсальное средство познания, К.Д. Ушщ ский считал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять Я ни от чего отличить (если бы такой предмет был возможен) то мы не могли бы сказать о нем ни одного слова». Показ наглядных пособий из «портфеля экскурсовода* это методический прием, с помощью которого происходит восполнение в экскурсиях недостающего зрительного ряда. На глядные пособия не подменяют экскурсионные объекты, оня являются дополнительным источником знаний, помогающий воссоздать эпоху, историческую обстановку, конкретное бытие. Часто показ наглядных пособий сочетается с такими методическими приемами, как зрительная реконструкция! локализация событий. Так, например, рассказывая в Ростове-на-Дону о шедевр конструктивизма, созданном в нашей стране, — здании драм* тического театра имени Максима Горького, макет которой находится в постоянной экспозиции Британского музея, эк* курсоводы используют его фотографии, сделанные после oi крытия театра в 1935 г. Во время войны здание было сильб' разрушено и позднее восстановлено в измененном, не сто-Щ величавом, как ранее, виде. И какой бы талантливой ни бъщ Методическая часть 87 словесная реконструкция, без использования наглядных пособий невозможно ощутить всей красоты довоенного здания, величия таланта его создателей академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха. Такие наглядные пособия, как палеонтологические образцы, удобно использовать при проведении географических экскурсий. Чтобы показать, какая фауна указывает нам на возраст геологических пород, ее нужно отобрать из обнажения, но в ходе экскурсии это не всегда удается сделать. Лучше образцы отобрать заранее и составить из них материал для показа. Методический прием показа объекта с установленной на нем мемориальной доской часто применяется в экскурсиях. Вначале показывается и анализируется объект. В качестве дополнительных средств может использоваться метод зрительной реконструкции, если экскурсионный объект претерпел сильные изменения. И только позже указывается, что в память о конкретных событиях здесь была установлена мемориальная доска. Мнения о том, читать или не читать то, что написано на доске, у разных методистов экскурсионного Дела расходятся. Экскурсоводу следует в каждом конкретном случае принимать собственное решение. Показ объекта по ходу движения автобуса. Автобусные экскурсии — самый распространенный тип экскурсий в настоящее время. Экскурсовод должен показывать объекты по ходу движения и так, чтобы они запечатлелись в сознании экскурсантов. Это непростая задача. Поэтому при показе ряда объектов, которые в поле зрения экскурсионной группы оказываются на считанные секунды, необходимо заранее готовить экскурсантов к их зрительному восприятию. Об объекте бедует давать общие сведения прежде, чем его увидят экскурсанты. Необходимо сориентировать их, в окружении чего будет виден объект, какие у него наиболее характерные чер-ты. Наблюдается как бы нарушение общих закономерностей проведения экскурсии — от показа к рассказу. Но это частей случай в экскурсионной практике, и экскурсовод должен в совершенстве владеть соответствующими навыками. Панорамный показ — методический прием, с помощью к°торого осуществляется общее знакомство экскурсантов со значительным количеством экскурсионных объектов с определенной точки. Панорамный показ особенно часто приме- 88________________________________,_______ Экскурсионное дел] няется в природоведческих экскурсиях. Например, в гора! маршруты специально планируются так, чтобы они заканчм вались в точке, откуда открывается завораживающая пано| рама цепи горных вершин. В городах нередко в качестве панорамной точки используются колокольни церквей. Движение вблизи объекта как методический прием ас пользуется во время осмотра архитектурных ансамблей, пл< щадей, различных природных комплексов. Этот прием го зволяет экскурсантам познакомиться с наиболее характе] ными чертами всего рассматриваемого объекта, что невозмоя но сделать из одной точки. Показ, как считают методист экскурсионного дела, во время обхода объекта должен прев лировать над рассказом. Экскурсовод дает лишь кратку информацию о составных частях объекта показа. Движеня вблизи объекта создает у экскурсантов эффект присутствии помогающий лучше ощутить колорит эпохи. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |