АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Люди, обладавшие космическим сознанием 5 страница

Читайте также:
  1. XXXVIII 1 страница
  2. XXXVIII 2 страница
  3. XXXVIII 2 страница
  4. XXXVIII 3 страница
  5. XXXVIII 3 страница
  6. XXXVIII 4 страница
  7. XXXVIII 4 страница
  8. XXXVIII 5 страница
  9. XXXVIII 5 страница
  10. XXXVIII 6 страница
  11. XXXVIII 6 страница
  12. XXXVIII 7 страница

Они спросят тебя о духе. Скажи им: «дух приходит только по зову Господа моего, а вам мало дано знать о сем». Если бы мы хотели, мы отняли бы то, чем мы вдохновили тебя, и у тебя не было бы защиты против нас, кроме милости Господа твоего, поистине, велика милость Его к тебе [153:10].

Магомет говорит о «духе», приходящем к нему «Гаврииле» — «космическом сознании», почти в тех же выражениях, как Иисус: «Ветер дует, куда он хочет, и ты слышишь его, но ты не знаешь, откуда он приходит и куда он идет: так бывает и с рожденными отдуха» [17:3:8].

 

Мы нисходим только по зову Господа твоего: Ему довлеет то, что было до нас, и то, что перед нами, и что между будущим и прошедшим: ибо не забывает Господь твой — Господь неба и земли и того, что между ними. Итак, повинуйся Ему, служи Ему и укрепись в этой службе

«Мы нисходим». Пальмер говорит: «Из разных объяснений самое общепринятое среди мусульманских комментаторов, что это слова ангела Гавриила в ответ на жалобы Магомета на слишком большой промежуток между периодами откровения». Сравните с главою о Бэконе, сонет 33, и комментариями к этому сонету.

 

[153:31-32].

Истинно, приходит час, я почти указал его, час, когда каждая душа получит воздаяние за труды свои [153:35].

Слова «Я почти указал его» относятся, по-видимому, к ощущению, почти или даже совершенно общему у всех одаренных космическим сознанием, что близок, неотвратим час, когда всему человечеству будет дано космическое сознание, которое каждый будет в состоянии вызывать в себе волевым усилием. Уитмен говорит: «Я дарую всем людям вход в сокровищницу вселенной». Оба эти предложения верны в двух значениях: 1) новая способность будет всеобщей и 2) люди, одаренные ею, будут передавать ее избранным и способным к ее восприятию.

 

Жизнь мира сего — только игра; но убежище, воистину, в будущем мире, и там — жизнь. Если бы только знали они это! [153:243]

Различие между сознательной и космически-сознательной жизнью.

Кто хочет в будущей жизни иметь пахоту — для того мы увеличим ее, а кто хочет увеличить пахоту в этой жизни, тому мы дадим ее, но не дадим пахоты в жизни будущей [153:207].

Жизнь мира сего — только игра; но если вы боитесь и веруете в Бога, Он даст вам вашу долю [153:232].

И каждая душа придет, а с нею гонитель и свидетель! Ты не внял этому, и мы сняли покров с тебя и ныне ясно зрение твое! [153:243]

И рай приблизится к благочестивым и будет недалеко от них [153:243].

Это то, что обещается каждому из вас, кто часто обращается к Богу и блюдет заповеди Его и кто втайне боится Милосердного и обращает раскаивающееся сердце. С миром войди в него: это день вечности! [153:244]

Богач уже единственно потому, что он богач, не может войти в космическое сознание. А если он войдет, то покинет свое богатство, как Гаутама. Если человек думает лишь о богатстве, то, конечно, космического сознания у него не будет.

Ничтожество самосознания сравнительно с космически-сознательной жизнью

 

«Сняли покров» — говорится об озарении Магомета. Он «видел, как разверзлись небеса» [15:1:10].

 

«Уже приблизилось Царство Божие» [16:21:31]. «Царствие Божие внутри вас» [16:17:21].

Озарение — космический разум — сияние Брамы — царствие Божие — здесь называется «день вечности», ибо войти в него — значит войти в бессмертие — вечность.

 

И внемли дню, когда глашатай закричит вблизи: — «день»; когда они услышат крик истины — тот день — день появления [153:244].

Внезапность и неожиданность появления космического сознания указываются в описаниях всех, кто испытал появление озарения. «Тот день — день освобождения — вы не знаете, в каком месте он придет. Он придет, но вы не знаете, когда он придет. Быть может, вы тогда будете говорить проповедь. Внезапно расторгнутся ваши узы. В темницу вашу сойдет Он, и с тех пор вы навсегда сделаетесь свободны. Быть может, вы в это время будете пахать, боронить, быть может, вы будете в это время на конюшне, рядом с вашей лошадью, быть может, это случится с вами в вихре светской жизни, во время визитов, в гостиной. Где? Кто знает где? Но в предначертанное время Он, конечно, придет» 161:231].

Знайте: жизнь мира сего лишь иг- Ничтожество сознательной жизни, ра, украшения и нечто для хвастовства между вами, а размножение детей — все равно что трава, взошедшая от дождя: рост ее приятен неверным, но она иссохнет и ты увидишь ее пожелтелую и она обратится в прах [153:268].

Воистину, мы установили это в Ночь Могущества. А что даст тебе знание, какова Ночь Могущества? Ночь Могущества — лучше, чем тысяча месяцев! С соизволения Божия, ангелы и духи нисходят во время ее по повелению Его. И когда мы сказали тебе: «Это» — Коран. «Ночь Могущества «Воистину, твой Господь объем- лучше, чем тысяча месяцев». Бёме, лет людей», и мы послали виде- рассказывая о своем озарении, го-ние, которое мы показали тебе ворит [40:15]: «Дверь раскрылась только, как причину восстания передо мной на четверть часа, и за людей, и ты видел тоже дерево это время я узнал больше, чем если проклятия, но это только усилит бы я годы учился в университете», их восстание [153:337].

 

В этом случае мы имеем, кажется, подлинный рассказ, где налицо все основные элементы, указывающие, что мы имеем дело со случаем космического сознания:

 

а) субъективный свет;

б) нравственный подъем;

в) умственное озарение;

г) ощущение бессмертия;

д) определенность, внезапность и неожиданность появления нового состояния;

е) предварительный умственный и физический облик человека;

ж) возраст, когда произошло озарение, — сорок лет, несколько позднее среднего, но все еще соответствующий расцвету сил;

з) увеличение очарования личности: Магомет был способен приобретать и удерживать преданных последователей.

Данте 1265-1321

Б

альзак [9:241 и 263] совершенно определенно говорит, что Данте был «специалист». Бальзак так называл людей, обладающих космическим сознанием. Он, вероятно, очень хорошо знал Данте и, конечно, не мог ошибиться, ибо Бальзак сам был «специалист». Музыкант знает о другом человеке, музыкант он или нет. Художник знает художника. Зрячий, живущий в стране, где много слепых, знает, кто зрячий. Человек, одаренный космическим сознанием, знает, кто из его знакомых одарен космическим сознанием и кто нет, знает это либо лично, либо по его произведениям. Следовательно, мы можем отнестись с доверием к словам Бальзака, что Данте обладал космическим сознанием. Но все-таки попробуем самостоятельно увидеть это.

Внешняя жизнь и личность Данте почти совершенно неизвестны. Однако характер его произведений указывает на то же самое, о чем говорит Боккаччо [81:809], каким был Данте в молодости:

«Охвачен сладостью понимания сущности вещей, сокрытой в небесах. Это было самое большое удовольствие его жизни, он всецело предался ему. Ему ясны были все вопросы философии; его острый интеллект свободно чувствовал себя в самых глубинах теологии. Он так далеко ушел в этом направлении, что, невзирая на холод, жару, голод, бдение и иные телесные лишения, он упорным трудом добился познания сущности Божества и других отдельных Разумов — добился понимания всего, что доступно человеческому уму».

Леонардо Бруни говорит о Данте, что:

«Изучение философии, теологии, астрологии, арифметики и геометрии, чтение истории, ознакомление со множеством интересных книг и упорная работа дали ему знание, которое он украсил и выразил в своих стихах».

Из всего этого можно вывести, что Данте был по природе вдумчив, трудолюбив, серьезен. В данном случае можно сказать, что такая жизнь или выработала высший поэтический гений в границах самосознания, или, как мы думаем, привела Данте к космическому сознанию. Во всяком случае, в молодости Данте был, кажется, таким, какими обыкновенно бывают люди, доходящие до космического сознания.

 

II

 

Боккаччо так описывает наружность Данте [111:200]:

«Он был среднего роста. В зрелом возрасте он сделался слегка сутуловат. Он всегда одевался прилично, сообразно своему возрасту. У него было длинное лицо, орлиный нос, довольно большие глаза, крупные челюсти. Нижняя губа выдавалась вперед. У него была темная кожа, густые черные курчавые волосы. Данте был всегда

 

печален и задумчив... Всюду он держал себя со спокойным достоинством. Во всех отношениях он был любезнее и вежливее, чем кто-либо».

Чарльз Нортон так описывает гипсовую маску, снятую с Данте после смерти [111:204]:

«Это одно из самых патетических лиц, которое когда-либо видел глаз человеческий. В нем выразилась борьба между сильной натурой и жестокой судьбой. Борьба между идеей его жизни и проведением ее в жизнь. Сила — самая выдающаяся из черт его лица. Она видна в широком лбу, мужественном носе, твердых губах, тяжелой челюсти и широком подбородке. Впечатление силы, получающееся от главных черт лица, еще углубляется силой линий выражения. Взор печален и суров, почти грозен. Брови презрительно приподнялись. Лоб сморщен как бы от тяжелой думы. Но не потерялись, а лишь скрыты под этим следы нежности, утонченности и самообладания. Все это сочеталось в выражении несказанного достоинства и печали. Здесь нет ни слабостей, ни ошибок. Это — сильная крепость сильной души. Крепость, опирающаяся на совесть и непреклонную волю. Удары врагов обрушились на нее снаружи и изнутри, но она стоит сильная и непоколебимая против всех нападений до самого конца».

ш

Вот что говорит наиболее авторитетное лицо об уме и произведениях Данте:

 

Дантовское описание ада, чистилища и рая — не сон, не выдумка: это яркое воплощение глубокой философии [179:104].

Пусть археологи следят за ходом развития идей Данте. Мы укажем лишь, что у Данте с детства постоянно были сновидения и видения [179:109].

Конечно, это правильно относительно всякой книги, продиктованной космическим сознанием.

 

Критик Данте, не зная о существовании космического сознания, принужден был объяснить характер Данте и его произведений так, как мы объясняем их.

 

Он сам указывает в конце «Новой жизни», что «Божественная комедия» пришла к нему в видении, когда он размышлял о смерти, вспоминая о Беатриче.

 

Кан-Гранде пишет, что цель всего труда Данте — побудить живущих в этой жизни оставить существование и привести их в состояние счастья [179:110].

Кажется, что главная цель жизни каждого, обладающего космическим сознанием, — привить его человечеству. Такие люди чувствуют в себе силу сделать это.

 

IV

 

«Божественная комедия» Данте строго параллельна «Комедии человеческой» Бальзака и «Листьям травы» Уитмена в том смысле, что все они являются картинами мира с точки зрения их авторов.

Жизнь грешников описана в «Аду»; в «Чистилище» человеческий дух очищается и делается достойным небес [71:1]. Здесь он говорит о тех, кто борется, чтобы добиться озарения, кто старается вести добрую жизнь, несмотря на дурную наследственность, ошибки, скверные привычки, дурную среду и другие неблагоприятные обстоятельства. Этим людям уже недалеко до озарения.

«Рай» Данте — это новый мир «космического сознания», это — «Царствие Божие», это — «нирвана».

Беатриче — «осчастливливающая» — это «космическое сознание». В самом деле, ведь лишь оно делает человека счастливым. Быть может, имя это было навеяно Данте красотой девушки, которую так звали, и если это так, то совпадение замечательно.

Смысл, придаваемый нами, правилен. Это видно из сотен страниц. Возьмите хотя бы следующее место. Вергилий говорит Данте: «Я могу тебе сказать лишь то, что доступно разуму, что свыше этого — тебе скажет Беатриче» [71:114]. Что, кроме космического сознания, выше разума — самосознания?

Данте блуждает по сознательному миру («Аду» и «Чистилищу»). Его ведет Вергилий. Данте выбрал его в проводники как образец человеческого разума, потому что он был его умственным руководителем до момента «озарения». Вергилий не обладает «космическим сознанием», вследствие этого он не может войти в «Рай». Беатриче («космическое сознание») ведет туда Данте.

«Новая жизнь» была опубликована впервые в 1309 году, когда Данте было 44 года. Он окончил «Божественную комедию» в 1321 году. Время действия совпадает с концом марта и началом апреля 1300 года [81:815], когда Данте было тридцать пять лет. Почти наверно можно сказать, что это было время его «озарения». Оно произошло с ним в характерное время года, в характерную пору его жизни. Кажется, ничто не говорит против этого предположения. Еще более ранняя книга, «Новая жизнь», писалась, вероятно, вплоть до весны 1300 г., когда с ним совершилось озарение, после которого он написал свое большое творение — «Божественную комедию».

V

 

«Новая жизнь» [68] кончается так:

«После этого сонета мне явилось дивное видение. Оно заставило меня решить не говорить более об этой благословенной (Беатриче), пока я не буду достоин говорить о ней. Она знает, я стараюсь достичь этого. Если Тому, Кто дает всему жизнь, будет угодно продлить мою жизнь на несколько лет, я надеюсь, я скажу о ней то, что никогда еще не было сказано ни об одной женщине».

VI

Проследим за Данте в «Чистилище», когда он приближается к божественной стране. За момент до озарения Данте «космическим сознанием» Вергилий говорит ему:

Здесь два интересных пункта: 1) В мо«Не жди от меня более ни ело- мент прихода космического сознания ва, ни знака. Ты свободен, все мерила обыкновенного сознания прям и здрав в твоей свобод- перестают действовать. Выражение ной воле: было бы неправиль- Уитмена: «Перед ним появляется друно не действовать согласно ей. roe, его поворачивают назад и оно Итак, тебя я короную над са- уведено» [193:153]. Человек, обладамим тобой» [71:176]. ющий космическим сознанием, в ду-

ховных делах не следует указаниям других людей или какого-либо бога. В его душе высочайший идеал, он стремится к

нему и повинуется лишь ему. 2) «Другой» — это раздвоение личности: «тебя над самим тобою». Сравните с выражением Уитмена «Я тот другой»; с шекспировским [176:62] — «тебя я восхваляю за себя». Выражение апостола Павла: «если человек родится снова». Внутри старого человека рождается новая личность, и, родясь, она ведет собственную жизнь.

Вергилий удаляется. Сознательный ум отказывается от своего господства в пользу высшего начала. Данте подходит к Беатриче — «космическому сознанию».

 

«Передо мной показалась женщина, одетая в огонь. Я обернулся налево, доверчиво (как дитя бежит к матери, когда оно испугано), чтобы сказать Вергилию: «Во мне трепещет вся кровь, я узнаю признаки древнего пламени», но Вергилий оставил нас» [71:191].

«Я подался вперед и увидел Беатриче. Под вуалью за потоком она, казалось, превосходит свое прежнее существо. Она была больше других, находившихся здесь» [71:198].

Космическое чувство, облеченное в субъективный свет. Перед ощущением нового чувства Вергилий — тип человека, не имеющего этого чувства, — покидает Данте. Не то чтобы наше обычное сознание покидало нас, нет, но оно перестает руководить нами: зрение — приобретает иное зрение, слух — иной слух и голос — иной голос [193:342]. Новый мир все еще не открылся. Он далек. Все же его великолепие далеко превосходит старый мир, доступный простому сознанию.

 

«Вода Леты уничтожает память о грехе», — отмечает Нортон.

«Когда я приблизился к благословенному берегу, прекрасная женщина (природа?) раскрыла свои объятья, взяла меня за голову и погрузила меня туда, где мне надлежало выпить воды» [71:199].

 

«Величие жизни в вечном свете! Кто побледнел так под парнасской сенью или пил столько из потоков Парнаса, что его ум способен был бы представить тебя так, как там ты показалась свободно в гармонии небес?» [71:201]

Величайший поэт, пока он остается лишь просто сознательным человеком, не в состоянии изобразить новый мир. Космическое сознание говорит устами Уитмена: «Я не появляюсь в закрытой комнате или школе» [193:75].

Беатриче говорит ему: «Ты вечно б Рима, где Христос Римлянин» [71:.

Беатриче говорит ему: «Я желаю, чтобы отныне ты был свободен от страха и стыда» [71:211].

•шь со мною, гражданин того ]•

Вместе с космическим сознанием не могут существовать ни страх, ни стыд.

 

VII

Теперь рассмотрим, что говорит Данте, когда на него снизошло космическое сознание.

 

Апостол Павел слышал «неизреченные глаголы», а Уитмен, когда тщился передать «то лучшее, что он видел, — онемел».

«Слава приводящего все в движение проникает всю вселенную. В одном месте она светит менее, в другом — более. Я был на небе, где она светом сильнее. Я видел

там то, что человек, оттуда нисходящий, не знает, как рассказать, и не может сказать» [72:1].

 

«Внезапно показалось, что день прибавлен был ко дню, как будто Тот, кто мог свершить все это, возвел на небеса еще другое солнце» [72:4].

«В одно мгновение другое солнце несказанной силы ошеломляет меня своим блеском до обморочного состояния» [192:207].

 

Это, конечно, субъективный свет, виденный Магометом, ап. Павлом и другими, при появлении космического сознания.

«Стояла Беатриче, вперя свой взор Главк — рулевой корабля Ар-на вечные колеса, и на нее я устре- го — превратился в бога, мил свой взор, вперенный ранее наверх. Поглядев на нее, я внутренне сделался таким, как Главк после того, как он вкусил траву, приобщившую его к божествам моря».

«Превращение человеческой природы невозможно выразить словами. Пусть тот, кому милосердие даст впоследствии это превращение, пока удовлетворится примером». Примером Главка.

«Если я под конец сделался тем, чем ты Если бы я продолжал меня сделала, о любовь, управляющая быть только человеком, небесами, то ты знаешь, кто возвысил меня своим светом».

 

Желание, направленное к Богу, ведет человека от простого сознания к космическому, и это изменение сознания, раз оно произошло, становится вечным.

Когда в Данте пробудилось чувство космического сознания, когда он вошел в новый Космос, первое, что его поразило (как это поражает и должно поражать всякого пробуждающегося к космическому сознанию), было видение «вечных колес» — «цепи причинности» — порядка природы — видение, невыразимое человеческими словами. Его новая личность — Беатриче — смотрела на это раскрытие вселенной. Созерцание, восхищение космическим видением перевоплотило его в бога. Это видение порядка вселенной приходит внезапно, оно освещает мир, как молния освещает природу, но оно не кратковременно, как молния: оно остается вечно. Это явление и дало автору термин «космическое сознание». Сравните описание Данте с описанием озарения Гаутамы в Маха-Вагга [163:208]: «В течение первой стражи ночи он сосредоточил свой ум на причинности; во вторую стражу ночи он делал то же самое». Как уже указано, этот отчет является одним из самых ранних и наиболее достоверных отчетов об озарении Будды.

 

После озарения Данте написал «Божественную комедию». В ней можно видеть то выражение, которое Данте мог придать космическому видению. Следовательно, ее надо рассматривать как выражение, параллельное Корану, Упанишадам, Сутрам, «Человеческой комедии», «Листьям травы», шекспировской драме и сонетам, трудам Бёме и «К демократии».

 

Суммируем — в случае Данте мы имеем:

 

а) быстроту, характеризующую появление космического ства;

б) характерный возраст Данте и время года;

в) сильно выраженный субъективньгй свет;

г) озарение умственных способностей;

д) подъем нравственного чувства;

е) чувство бессмертия;

ж) уничтожение чувства греха, стыда и страха смерти.

 

Варфоломей Лас-Казас 1474-1566

Л

ас-Казас был одним из самых замечательных людей шестнадцатого столетия [128:206]. Оком прозрения он предвидел и словами пророка он предсказал, что возмездие падет на Испанию за ужасы, которые она творила над несчастными туземцами [119:706].

Лас-Казас родился в Севилье в 1474 году в одной из самых благородных испанских фамилий. Его семья была французского происхождения, род велся от лиможских виконтов. Его род еще до тринадцатого века играл выдающуюся роль в отвоевании Севильи от мавров, при Фердинанде III Кастильском, в 1252 году. Начиная с того времени, род Лас-Казасов постоянно занимал ответственные должности. Непобедимое мужество и безупречная честность были основными чертами Лас-Казасов. По рождению и воспитанию Варфоломей Лас-Казас был аристократ до мозга костей [89:437].

В1502 году Лас-Казас отправился в Вест-Индию и поселился там в своем поместье.

Сначала он, кажется, был занят тем, чем и другие, — наживой. Около 1510 года он был рукоположен в священники. Он занимал сразу три или четыре должности и был способный, деловой человек, усердный и точный историк, великий преобразователь, большой филантроп и выдающееся духовное лицо [98:2].

Он был красноречив, проницателен, благочестив, храбр, и на него можно было положиться [98:3].

Его жизнь не укладывается в рамки биографии: чтобы написать его биографию — надо писать историю. Его жизнь дает, пожалуй, единственный пример человека, который не завоевывал, не открывал, не изобретал, но, исключительно благодаря своему благодушию и доброте, сделался настолько выдающейся личностью, что большая часть испанской истории тех времен не может быть понятна, если не описать его деяний, трудов — ибо они являются основными линиями истории тех времен. Его по заслугам назвали «великим апостолом Индии» [98:289].

Это было лицо необъятных способностей и силы воли. В каком бы веке он ни жил, несомненно, Лас-Казас был бы одним из самых выдающихся людей. Как деловой человек, он отличался необычайными административными способностями. Он был великий дипломат, красноречивый проповедник, человек титанической энергии, горячий, но сдержанный и необычайно упорный. Человек горячей, нежной души, спокойный, остроумный, он не знал, что такое страх, и не был способен ко лжи. У него было много врагов, много непорядочных врагов, но ни один из них не был в состоянии обвинить его более, чем лишь в горячности характера. Его гнев доходил до исступления, и, правда, у него было достаточно причин для гнева. Он всегда называл вещи своими именами и говорил в глаза правду [89:439].

Примерно около 1510 года положение индейцев сделалось ужасающим. Жизнь индейца ни в грош не ставилась. Было выгоднее заставлять индейца работать до смерти, затем выбрасывать его труп и мертвого заменять живым, чем заботиться о том, чтобы он не умер от непосильной работы. Временами индейцы восставали. Восстания подавлялись немилосердно: бунтовщиков «убивали сотнями, сжигали заживо, сажали на кол, травили собаками» [89:443].

Лас-Казас по природе был очень разносторонний человек, смотревший на жизнь со многих точек зрения. При иных обстоятельствах он, весьма вероятно, не сделался бы филантропом, хотя, конечно, он, во всяком случае, работал бы лишь на почетном, благородном поле деятельности. Духовная сторона вещей смолоду его не интересовала. Его умственные и духовные способности развивались постепенно, из года в год подымаясь все выше и выше. Сначала, как и все, он был рабовладельцем, не видя в этом никакого зла. Однако его добрая, нежная натура проявилась и в этом. Его обращение с рабами было таким, что все рабы любили его. Нельзя было не обратить внимание на его наружность. Индейцы, бежавшие при одном лишь виде белого человека, скоро увидели в нем своего друга, на которого всегда можно было вполне положиться [89:448].

В 1512-1513 годах Веласкес завоевал Кубу и обратил туземцев в рабство. Лас-Казас, бывший вместе с Веласкесом, получил от него половину большой индейской деревни и обосновался на этом острове.

Теперь мы приближаемся к факту, доказывающему, что Лас-Казас представляет собою крайне яркий пример космического сознания: он обладал чрезвычайной физической и умственной силой вплоть до глубокой старости, его нравственная природа была удивительно высока. Он отличался личным магнетизмом и высочайшими духовными качествами.

В круг обязанностей Лас-Казаса входило совершение литургии и чтение проповедей. Обдумывая проповедь, которую он должен был сказать в День св. Пятидесятницы (1514 г.), он открыл Библию, и взор его упал на тридцать четвертую главу Экклезиаста:

«Всевышний не любит приношений злых, и грешник не может удовлетворить Его множеством жертвоприношений.

Хлеб нуждающихся — жизнь их, и кто обманом отымает хлеб от нуждающихся — убийца.

Кто отымает от ближнего своего его пищу — убивает его, и тот, кто обсчитывает своего рабочего в заработной плате, тот проливает кровь его».

Когда он прочел эти слова, казалось, что свет небесный озарил Лас-Казаса. Глаза его прозрели, и он увидел, что рабство — система неправильная в своем основании [89:450].

В это время Лас-Казасу было около сорока лет. Фиске рассказывает далее, как после этого Лас-Казас жил еще 52 года и умер в Мадриде, после кратковременной болезни, на девяносто втором году жизни. В течение всей своей долгой деятельной жизни Лас-Казас был болен лишь один раз, когда получил известие о разорении колоний на Жемчужном берегу. До самой смерти зрение его не ослабло, его природные силы не уменьшились [89:481]. В заключение Фиске говорит:

«Когда думаешь о такой жизни, как жизнь Лас-Казаса, всякая похвала кажется малой и пошлой. Историк может только почтительно склониться перед личностью, которая во многих отношениях является самой прекрасной и возвышенной в христианских летописях, начиная с апостольского века. Когда изредка, на пространстве столетий, благость Божия дает миру такую вечную жизнь, то память о ней должна быть дорога человечеству, как нечто драгоценное и святое. Мысли, слова и деяния такого человека бессмертны. Влияние их постоянно растет. Они цветут и приносят плоды вечно» [89:482].

Большинство сочинений Лас-Казаса были коротки, касались текущих событий. Единственно, где можно было бы найти подлинные указания на случившееся с ним озарение, — это в истории Вест-Индии, но, к сожалению, она не была напечатана.

Перед смертью он оставил ее в монастыре св. Григория в Вальядо-лиде и завещал, чтобы она не была напечатана в течение сорока лет, чтобы в течение этого срока никто ни из духовных, ни из мирян не видел ее. Королевская академия истории просмотрела первый том с тем, чтобы напечатать весь труд, но, как говорит Нава-ретт, нескромный и фантастический стиль сочинения, а равно и то, что почти все факты были уже известны из других источников, заставили Академию отказаться от мысли издавать это сочинение. Мне кажется, что это решение неправильно: что ни говори, Лас-Казас —один из величайших писателей Испании. Он значителен уже тем, что видел великие истины, когда никто еще не замечал их, и мужественно провозглашал их всему миру. Эти истины рассеяны по всей его истории и в других сочинениях. Однако, это не те места, которые помещены у Герраро [128:212].

Из вышеприведенной заметки Фиске ясно, что сочинения Лас-Казаса имеют свойства, характеризующие космическое сознание, как то: мужество, оригинальность, отсутствие условностей, проницательность и сострадание. Несомненно, если их исследовать, в них можно было бы найти прямые указания на то, что автор их обладал космическим сознанием.

Суммируем — Лас-Казас, по-видимому, обладал космическим сознанием, потому что:

а) он был необычайно здоров и силен; это встречается исключительно редко;

 

б) его вид обращал на себя внимание. Индейцы и другие любили Лас-Казаса;

в) его умственные способности развивались и после того, когда обычно их развитие останавливается;

г) в сорокалетнем возрасте с ним произошла внезапная глубокая перемена — в том возрасте, когда человек просто сознательный уже неспособен к дальнейшему нравственному изменению;

д) его умственные, а особенно нравственные качества гораздо выше того, что может быть достигнуто человеком просто сознательным;

е) по-видимому, у него было явление субъективного света перед проповедью в День св. Пятидесятницы в 1514 году. Если бы было возможно доказать, что свет этот был того же характера, что и озаривший ап. Павла, Магомета и других, тогда вне всякого сомнения оказалось бы, что Лас-Казас обладал космическим чувством. Не надо забывать, что вероятный субъективный свет непосредственно предшествовал духовному возрождению Лас-Казаса, что этот свет мог озарить его в типичное для космического света время — в конце мая или начале июня.

 

Хуан Иепес 1542-1591

Д

вадцать четвертого июня 1542 года в Фонтимбере, в Старой Кастилии, родился Хуан Иепес. Еще ребенком он потерял отца и мать, которые ничего не оставили ему. Он учился в иезуитской коллегии. На двадцать первом году жизни он стал монахом карме-литского ордена в Медине. Его религиозная ревность постоянно возрастала. Когда он прибыл в Саламанку, чтобы изучать высшие науки, он вел крайне суровый образ жизни. Двадцати одного года он был возведен в сан священника. Между тридцатым и тридцать третьим годом жизни у него был период «смущения ума, угрызения совести и отвращения к молитве... дьяволы смущали его... самой ужасной мукой для него было сомнение и чувство внутренней пустоты, в них он видел разверстый ад, готовый поглотить его» [31:552].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.)