|
|||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прибавление 2 страница
От этого великого неизвестного, нераскрытого гения, имя которого неведомо истории наук, Бэкон научился языкам, астрономии, математике, экспериментальной науке — Бэкон обязан ему всеми своими знаниями. По сравнению с этим наставником Петром, все студенты, профессора, писатели, мыслители и преподаватели университетов были тупы, умственно неуклюжи, глупы (сравните ап. Павла, Бэкона, Бёме, Магомета: все свидетельствуют, что при появлении космического сознания мудрость самосознания превращается в прах). Глубокое уважение Бэкона по отношению к неизвестному наставнику должно было вывести его из неизвестности, но, кажется, этого Петра невозможно отождествить ни с одним из бесчисленных ученых того же имени, которых мы находим в бывших тогда списках [58:14 и далее].
Глава 8
Блез Паскаль 1623-1672
.1. Храно — в этом отношении его можно сравнить с Бэконом. Говорят, что хотя родители хотели задержать такое преждевременное развитие ребенка, однако «десяти лет он предложил теорию учения о звуке более современную, чем существовавшая в его время. Двенадцати лет он составил геометрию на основании собственных размышлений. Пятнадцати лет он написал трактат о сечениях конуса — Декарт отказался поверить, что трактат этот мог быть написан таким молодым человеком» [88:329]. У Паскаля здоровье было слабое. Вероятно, он был совершенно нравственный человек, любивший однако веселье и общественные удовольствия его времени и страны. На протяжении всей своей жизни он показал необычайную честность и пылкость ума, которыми всегда наделены лица, достигающие космического сознания. В ноябре 1654 года, когда Паскалю был тридцать один год и шесть месяцев, случилось нечто, коренным образом изменившее его жизнь. С этого времени он удалился от мира, сделался очень религиозен и благотворителен. Впрочем, начиная с этого времени суще
ствует мало данных о Паскале, так как он начал вести непривычно замкнутый образ жизни. Как ни был ясен ум Паскаля до ноября 1654 года, однако после этого он стал еще блистательнее. Через год он начал свои «Провинциальные письма», а затем «Мысли». Оба эти труда («Мысли» являются лишь заметками для книги, но не книгой) указывают на чрезвычайные умственные способности Паскаля. Можно смело сказать, что до ноября 1654 г. он не был бы в состоянии написать ни «Провинциальных писем», ни «Мыслей». Через несколько дней после смерти Паскаля слуга случайно нащупал в его фуфайке что-то твердое, толстое. Он распорол ее по шву и нашел в ней сложенный пергамент, а в нем — бумагу. Они были написаны рукой Паскаля — мы приводим здесь эту запись. Слута передал сестре Паскаля, г-же Перье, свою находку, а та показала ее своим знакомым. Они увидели, что запись была сделана в двух экземплярах, что Паскаль, видно, крайне бережно и старательно хранил ее. Он перекладывал ее из одежды в одежду. Очевидно, эти документы в его глазах имели большой смысл. Через некоторое
время после смерти г-жи Перье — она умерла через двадцать пять лет после брата — ее дети передали документы монаху, близкому другу их семьи. Он скопировал документы и написал к ним несколько страниц пояснений, Маргарита Перье прибавила к ним еще несколько страниц. Теперь потеряны и пергамент, и комментарии к нему. Но бумага, написанная Паскалем, до сих пор хранится в Парижской национальной библиотеке. Кондорсе назвал этот документ «таинственным амулетом Паскаля» [112а: 156]. Вот его перевод: «В лето благости Божией 1654 ноября 23 в день св. Климента, папы и мученика. Приблизительно с половины одиннадцатого вечера до половины первого по полуночи ОГОНЬ. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, не философов и не мудрых. Уверенность, радость, уверенность, чувство, радость, мир. Бог Иисус Христос, мой Бог и твой Бог. Твой Бог будет моим Богом. Позабыт мир и все, исключая Бога. Его можно обрести только путями, указанными в Евангелии. Возвышенность человеческой души. Отец первый, мир не знает тебя, но я познал тебя. Радость, радость, радость и слезы радости. Я отделился. Они оставили мне источник живой воды. Бог мой, не покидай меня. Не оставь меня навеки разлученным с тобой. Эта жизнь вечная, пусть они познают тебя, единого истинного Бога и посланного тобою. ИИСУС ХРИСТОС — ИИСУС ХРИСТОС. Я отделил себя от Него. Я убежал, отрекся, распял Его. Не оставь меня навеки разлученным с Ним. Спастись можно только через учение Евангельское. ПОЛНОЕ СЛАДОСТНОЕ ПРИМИРЕНИЕ. Полное подчинение Иисусу Христу и моему УПРАВИТЕЛЮ. Постоянная радость во время всей моей земной жизни. Я не забуду, чему ты учил меня. Аминь». Лелит дает точную копию амулета, его слова и их расположение.
L'an de grace 1654 Lundy 23e novbre jour de St Clement Pape et m. et autres au martirologe Romain veille de St. Crisogone m. et autres, etc.. Depuis environ dix heures et demi du soir jusques environ minuit et demi _________ FEU_____________ Dieu d'Abraham. Dieu d'Isaac. Dieu de Jacob non des philosophes et des savans
Certitude joye certitude, sentiment, veue joye paix. Dieu de Jésus Christ Deum meum et Deum vestrum Jeh. 20.17.
Ton Dieu sera mon Dieu. Ruth. Oubly du monde et de tout hormis Dieu Il ne se trouve que par les voyes enseignées dans l'Evangile. Grandeur de l'ame humaine. Pere juste, le monde ne t'a point connu, mais je t'ai connu. Jeh. 17 Joye, joye, joye, et pleurs de joye____ Je m'en suis sépare________________. Dereliquerunt me fontem aqua viva__ mon Dieu me quitterez vous________ que je n'en sois pas sépare éternellement. Cette est la vie éternelle qu'ils te connaissent Seul vray Dieu et celuy que tu as envoyé Jésus christ_____________________ Jésus christ_____________________ Je m'en suis sépare je l'ay fuy renonce, crucife. que je n'en sois jamais sépare_______ II ne se conserve que par les voyes ensignees dans l'Evangile Renonciation totale et douce_______ %AL// Soumission totale a Jésus christ et a mon Directeur, éternellement en joye pour un jour d'exercice sur la terre non obliviscar sermones tuos. Amen.
Едва ли у кого-либо из тех, кто прочел нашу книгу до этого места, будет хоть малейшее сомнение относительно смысла слов этого амулета. Очевидно, субъективный свет был ярко выражен в этом случае. Немедленно за ним последовало ощущение освобождения, спасения, радости, довольства и глубокой благодарности, чувство величия человеческой души, восторг чувства Бога. Оглядываясь назад, Паскаль видит, как бесплодна была его жизнь и ее задачи до сих пор. Затем он чувствует, что это — примирение с космосом и что его дальнейшая жизнь должна быть постоянной радостью. Слова амулета, забота и тайна, с которыми он хранился, его дата по отношению к возрасту Паскаля, изумительная сила интеллекта Паскаля и его характер до этой даты (насколько он нам известен), затем перелом в жизни Паскаля, единовременный с датой амулета, нравственная высота и умственное просветление, начиная с момента перелома, сверх того субъективный свет, который, кажется, был ярче и дольше обычного, хотя в случае Хуана Иепеса, говорят, он длился целую ночь... [112:108] Если сопоставить все это, то становится ясно, что у Паскаля было космическое сознание. Действительно, о Паскале говорили, что он помешан, — но ведь то же самое говорили едва ли не о всех озаренных. Слова амулета доказывают, что они были написаны немедленно после озарения, — по-видимому, в ту же ночь, перед тем, как идти спать. Естественно, что текст до некоторой степени непоследователен. В словах сквозит радость, торжество, просветление, а не болезнь. Человек, написавший их, только что ощутил Славу Брамы и видел брамическое сияние. Это — все.
Глава 9
Бенедикт Спиноза 1632-1677
Л. тугальского еврея и принадлежал к иудейскому вероисповеданию до двадцати четырех лет, когда он был «торжественно отсечен от царства Израильского» [87Ь:400]. Спиноза был превосходный латинист, восторженный последователь Декарта, хотя через пять лет сосредоточенной умственной работы после своего отлучения он перестал быть последователем Декарта. Нам нечего говорить о величии Спинозы, оно должна быть известно всякому образованному человеку. Мало кому из современников удавалось создать такую школу, как Спинозе. Гёте, Кольридж, Новалис, Гегель, Лессинг, Гердер, Шеллинг, Шлейермахер и много других выдающихся людей были последователями Спинозы. Таким образом, правильно утверждение, что «можно допустить, что Спиноза был основателем современной философии» [133:372]. То, что у Спинозы было космическое сознание, нельзя доказать таким путем, как это сделано в случае X. Иепеса и других: у нас нет подробностей, касающихся озарения Спинозы. Мы можем лишь привести некоторые факты и предоставить читателю судить самому. Сначала рассмотрим его философию, а затем его жизнь. И та, и другая почти неизбежно приводят нас к одинаковому выводу. Спиноза «не мог допустить, чтобы грех и зло представляли собою какую-нибудь положительную реальность, еще менее он мог допустить, что что-либо может случиться против воли Божией. Нет, это только неточное, человеческое выражение, что человек может погрешить против Бога или оскорбить Его» [133:47]. Далее: «Вселенная управляется божественными законами; эти законы, в противоположение законам человеческим, неизменны, ненарушимы и самодовлеющи, а не орудие для достижения какой-нибудь данной цели. Любовь Бога — единственное истинное благо человека. Мы можем освободиться от всех страстей, исключая любовь, ибо вследствие слабости нашей природы мы не в состоянии существовать без наслаждения чем-либо, что могло бы укрепить нас нашим союзом с ним. Только познание Бога даст нам возможность подчинить гибельные страсти. Это знание, будучи источником всякого знания, является наиболее совершенным из всех. Ввиду того, что всякое знание исходит из знания о Боге, мы можем лучше знать Бога, чем самих себя. Это знание со временем приводит к любви Бога, то есть к союзу души с ним. Союз души с Богом есть ее второе рождение, и в нем заключается бессмертие и свобода человека» [133:86]. Если последнюю фразу понять буквально, то вопрос разрешен, ибо союз души с Богом — это озарение, второе рождение, а в нем — бессмертие и свобода. Далее Спиноза говорит: «Любовь к вечному и бесконечному питает разум чистой радостью. Она совершенно свободна от печали. Этого следует горячо желать и упорно думать об этом» [ 133:116]. Это брамичес-кое блаженство, радость, которую неустанно восхваляют Уитмен, Карпентер, Иепес и другие. Далее Спиноза говорит, что главное благо должно быть известного характера, «какого именно — мы укажем это в надлежащем месте, а именно что благо это состоит в знании союза, существующего между умом и всей природой» [113:180]. Но такое знание возможно лишь при озарении, и им обладают все, кто приобрел космическое сознание [193:25]. Итак, Спиноза, вместо того, чтобы, как все, искать искусственное объяснение соответствия этих двух, по-видимому, настолько различных предметов, как тело и дух, смело говорит, что «они суть одна и та же вещь и различаются лишь по виду». Уитмен и все прочие, каждый по-своему, говорят то же самое: «Просил ли кто-нибудь, увидеть душу? Увидеть ваше собственное телосложение, вид и т. д.». Спиноза много раз классифицирует виды нашего знания таким образом, что делает необходимым включение такого рода зрения, которое в нашей книге называется интуицией — созерцательным проникновением: этот род мышления принадлежит исключительно космически-сознательному уму. Спиноза говорит, что «мы можем изучать предметы (1) понаслышке или через авторитеты; (2) путем опытов; (3) рассуждением; (4) непосредственным и полным постижением». Далее он говорит, что этот последний способ познания «от соответственной идеи абсолютной природы какого-либо атрибута Божия переходит в соответственное знание природы вещей». То есть человек входит в сознательное отношение с Богом (во время озарения) и вследствие этого соприкосновения он получает знание природы вещей, соответственное силе этого соприкосновения. Сомнительно, чтобы просто сознательный ум мог пользоваться языком такого рода, ибо обыкновенному человеку ничто не кажется более нелепым, чем желание получить знание посредством интуиции, а между тем нет ничего более положительного, чем то, что это знание приобретается лишь интуицией. Очень характерно тоже следующее: «Знать Бога — другими словами, знать порядок природы и видеть закономерность вселенной — высочайшая функция ума. Знание, как совершенная форма нормальной деятельности ума, прекрасно для знания, как такового, а не как средство для достижения чего-либо» [113:241]. Если этими словами Спиноза хочет выразить то же самое, что Бальзак сказал про «специализм», который «один лишь может объяснить Бога», то Спиноза был «специалист». Когда он говорит, что «ясное точное интуитивное знание порождает любовь к достигнутому нами неизменному вечному существованию» [ 133:268 ], он намекает на существование у него космического сознания и указывает, что каждый может достичь его. В равной мере характерна также следующая выдержка: «При точном знании разум знает себя под видом вечности, то есть при каждом таком действии разум вечен и он сознает себя вечным. Вечность эта — не продолжение существования во времени после распадения тела, вечность эта — и не предсуществование, ибо вечность — величина совершенно не соизмеримая со временем. С вечностью сопряжено состояние или качество совершенства, называемое интеллектуальной любовью Бога» [ 133:269]. Спиноза, как и Уитмен, учил, что «на самом деле зла не существует» [ 193:22]. Спиноза говорит: «Совершенство вещей может быть познано только из их собственной природы и силы. Вещи не могут быть ни более, ни менее совершенными в самих себе, потому что они восхищают человека или ему противны или потому что они удобны или вредны для человека. Если бы меня кто-нибудь спросил, отчего Бог не сотворил людей так, чтобы ими управлял лишь разум, я ответил бы: лишь потому, что у Него не было недостатка в веществе для сотворения всего, начиная с низшего и до самого совершенного. Или еще точнее: потому что законы Его собственной природы так обширны, что их было достаточно для сотворения всего, что могло быть задумано Бесконечным Разумом» [133:328]. Под конец Спиноза суммирует все так: «Я кончил все, что я хотел объяснить о силе разума, его свободе и о его господстве над чувствами. Из того, что было сказано, мы видим, как велика сила мудрого человека, насколько он превосходит невежественного, управляемого лишь слепыми желаниями. Это происходит оттого, что невежественный человек никогда не наслаждается душевным покоем, его всегда волнуют всякие внешние причины; он и живет невежественно, то есть не зная ни Бога, ни сущности вещей. Такой человек, только лишь он перестал страдать, перестает и существовать. С другой стороны, мудрый человек, поскольку он мудр, едва ли когда-либо волнуется: он сознает, что существует некоторая вечная необходимость в его существовании, в существовании Бога и предметов, его душа непрестанно, вечно наслаждается истинным спокойствием. Если указанный мною путь достижения этого очень труден, все же его возможно найти. Конечно, он должен быть труден, так как его редко находят. В самом деле, если бы путь спасения был под рукой, если бы его можно было отыскать без большого труда, тогда разве было бы возможно, что им стали бы пренебрегать почти все? Но все благородное настолько же трудно, насколько оно редко встречается» [170а:283]. Теперь несколько слов о характеристике личности Спинозы. Иван Колерус, лютеранский священник в Гааге, хорошо знал Спинозу, когда тот жил там. Характеристика Спинозы составлена главным образом на основании данных Колеруса. «Спиноза был среднего роста. Черты его лица были хороши. Кожа темная. Черные курчавые волосы. Длинные черные брови. Его наружность сразу выдавала его происхождение от португальских евреев. Одевался он очень плохо, не лучше последнего нищего» [133:394]. Спиноза и на самом деле был крайне беден. Подобно Торо, Уитмену, Карпентеру и другим людям этого класса, Спиноза предпочитал бедность. Он кое-как влачил свое существование, зарабатывая шлифовкой стекол для телескопов. Знакомые много раз ему предлагали денег, но он всегда отказывался от них до тех пор, пока де Фрис, при жизни которого Спиноза не хотел взять денег, умирая, не завещал своему брату платить Спинозе столько, чтобы Спиноза мог жить как хотел. Брат покойного хотел платить Спинозе пятьсот флоринов в год, но тот не желал брать больше трехсот флоринов (на русские деньги около пятисот рублей) [87Ь:401 ]. Спиноза жил невероятно просто. Он никогда не был женат. Большую часть жизни он прожил у чужих. Последние годы он жил один, сам покупал, что нужно, жил очень уединенно. Почти невероятно, до чего он был воздержан всю свою жизнь. Нельзя сказать, чтобы он был беден до того, что не мог позволить себе чего-либо. У него были друзья, по-всякому желавшие помочь ему, но он был умерен по природе и был вполне удовлетворен очень малым. Кроме того, ему была неприятна мысль, что кто-либо мог подумать, что он живет за чужой счет. После Спинозы осталось много счетов, по которым видно, как экономно и расчетливо он хозяйничал. По счетам видно, что он питался лишь молочным супом с маслом, что стоило ему десять копеек, и брал еще пива на пятачок. Иной день он ел только кашу с изюмом, что стоило ему около пятнадцати копеек. За месяц он выпивал, самое большее, лишь полторы бутылки вина. Хотя Спинозу часто приглашали обедать, он предпочитал есть дома свое, чем кормиться за чужой счет, за чужим столом [133:393].
Спиноза говорил очень ласково и легко. Он прекрасно знал, как подавлять свои страсти. Он никогда не был ни слишком весел, ни слишком грустен. Он был очень вежлив, услужлив, часто разговаривал со своей квартирной хозяйкой и домашними; если кто-либо из них был болен или печален, он всегда умел утешить их. Дети под его влиянием ходили в церковь, были послушны и чувствовали свой долг по отношению к родителям. Как-то раз квартирная хозяйка спросила его, может ли она быть спасена в той религии, которую она исповедует? Спиноза ответил: «Ваша религия хороша, вам нечего искать другой религии. Несомненно, вы будете спасены в вашей религии, живя благочестиво, спокойно и просто». Спиноза никому не мешал, когда был дома. Он почти всегда тихо сидел в своей комнате. Устав от философских размышлений, он спускался вниз и для отдыха говорил о чем угодно, что могло дать тему для обыкновенного разговора, даже о пустяках. Иногда он находил удовольствие куря трубку [133:395]. Спиноза никогда не был крепок здоровьем. Чахотка уже много лет разрушала его. В начале 1677 года Спиноза почувствовал, что он тяжко болен. В субботу 20 февраля он послал в Амстердам за своим другом доктором Мейе-ром. На следующий день его домашние, не предвидя близкой развязки, ушли к вечерне. Когда они вернулись из церкви, Спиноза уже умер. Он отошел в три часа пополудни. Один лишь д-р Мейер присутствовал при последних минутах жизни Спинозы [87Ь:403]. Спиноза умер, когда ему было сорок четыре года и три месяца. Остается доказать, что Спиноза по своей жизни и учениям близко подходит к людям, обладающим космическим сознанием. «Первым откликом на сочинения Спинозы была буря возражений, проникнутых негодованием» [ 133:349]. Человека, которого Но-валис правильно называл «опьяненным Богом», провозгласили «богохульным, безбожным обманщиком». Книги Спинозы получили прозвище «губящие душу сочинения Спинозы» [ 133:349]. Целых сто лет после смерти Спинозы его мало читали. Потом его стали читать все больше и больше. Теперь Спиноза занимает то место, которое он по праву должен занимать, — место одного из величайших духовных вождей человечества. Полковник Джеймс Гардинер 1688-1745
одился 10 января 1688 года. В молодости три раза дрался на дуэли. Поступил в армию молодым, храбро сражался. Был очень свободен в обращении с женщинами. Не был религиозен, но временами невыразимо страдал от угрызений совести, так как считал свою жизнь дурной. В середине июля 1719 года, когда ему было тридцать один год и шесть месяцев от роду, с ним вот что случилось: «Он провел вечер в веселой компании, и ему предстояло свидание с замужней женщиной в полночь. Компания разошлась в одиннадцать вечера, а он, чтобы убить время, принялся читать случайно оказавшуюся у него книгу религиозного содержания — «Христианский воин, или Небо, взятое приступом» — Фомы Уитсона. Увидав по заголовку, что, быть может, книжка каким-нибудь духовным образом трактует о военном деле, он решил прочесть ее внимательно. Книга была у него в руках, когда вдруг он увидал, что она осветилась. Подумав, не случилось ли что-нибудь со свечой, он поднял глаза и увидел, к крайнему своему удивлению, в воздухе перед собой изображение распятого Иисуса Христа во Славе Его. Он услышал голос, или что-то тождественное голосу, выразившее идею: «ЗГрешник, не Ж ли шктраЬал за тебя и как платишь ты Л1не за ^ои страоания?» Он смертельно перепугался и долгое время лежал в кресле без чувств. Прямым результатом этого происшествия было знание или, скорее, видение «величия и благости Божией» [107:286]. Гардинер жил после этого еще двадцать шесть лет, и жизнь его была вполне порядочна. «Новый человек» был настолько чист и благочестив, насколько «старый» был распутен и безбожен [107:71]. Сведенборг 1688-1772
омимо озарения, Сведенборг был одним из выдающихся людей своего времени: крупный мыслитель, писатель, ученый и инженер. В 1743 году, когда Сведенборгу было пятьдесят четыре года, с ним случилась какая-то перемена. Это не было помешательство, потому что он не был болен: он поддерживал старые знакомства и заводил новые и, очевидно, никто не подозревал его в безумии. Подлинный рассказ Сведенборга об озарении очень характерен. Он сообщил своему другу, Робсаму, что Бог явился ему и сказал: «Я ЗГоспооъ 3£о&, ЗГворец и Искупитель мира. Я избрал тебя, чтобы раскрыть Ьрховный смысл Священного Писания. Я сам ЬуЬу оиктовать тебе, что писать» [87а:759]. Все изучавшие Сведенборга единодушны, что у него было озарение и что, даже не принимая во внимание его видения дьяволов и ангелов, после озарения у него было духовное прозрение, далеко превышавшее прозрение большинства людей. Хотя Сведенборг и был духовидец, однако он жил самой реальной жизнью [87а:96]. Что касается видений Сведенборга, в них не было большой разницы с видениями Блейка, Бёме, Данте и других. Не надо забывать, что такие люди видят невидимое нами и непередаваемое человеческим языком. Если они пользуются человеческим языком, чтобы сообщить нам об этом невидимом мире, очевидно, они исполь-
зуют слова, употребляя их в чужом смысле. Вследствие этого, как бы ни старались такие толкователи невидимого быть общепонятыми, мы всегда понимаем их не так, как следует, отчего и происходит такое ужасное кажущееся разногласие, путаница в объяснениях слов Иисуса Христа, ап. Павла, Будды... Несмотря на все это, эти люди дают нам нечто, чего не в состоянии дать ни философия, ни наука. Многое указывает на принадлежность Сведенборга к людям, обладавшим космическим сознанием. «Он не был женат, был в высшей степени скромен и мягок в обращении. Привычки у него были просты — он питался только лишь хлебом, молоком и овощами [87а:98]. Кто бы ни соприкоснулся с ним, уже начинал чувствовать к нему уважение, доверие и любовь» [87а:759]. Хотя было много людей, с недоверием относившихся к видениям Сведенборга, однако все настолько уважали его, что никогда не высказывали в его присутствии каких-нибудь легкомысленных замечаний по поводу этих видений. Основа учения Сведенборга та же, что и у других больших пророков, а именно что Бог собой представляет бесконечную любовь, что проявление Бога — Его форма — бесконечная мудрость и что Божественная любовь — это сама по себе существующая жизнь вселенной [87а:759]. Сведенборг не подходит под норму космического сознания, особенно по возрасту — во время озарения ему было 54 года. Несмотря на это, приходится причислить Сведенборга к числу людей, обладавших космическим сознанием, ибо ничем иным нельзя объяснить жизнь и произведения Сведенборга.
Уильям Вордсворт 1770-1850
минуты вдохновения этот писатель доходит почти до космического сознания. Это видно из нижеприводимого отрывка, где сначала он говорит о «благословенном настроении».
В котором бремя сокровенности, В котором тяжесть и томящий груз Со всей этой вселенной непонятной Спадает: при этом тихом и благословенном Настроеньи привязанности нежно нас ведут До той поры, пока дыханье в этом бренном теле И кровообращенье почти не прекратятся... И мы заснули в теле, и ожила душа. Между тем сила гармонии И глубокая сила веселья Успокоили глаз наш. Теперь мы им видим внутри жизнь вещей [198:187]. Этот отрывок ясно указывает на успокоение, приближающуюся радость и озарение — рассвет невзошедшего солнца космического сознания. Нигде нет указания, что для Вордсворта взошло солнце космического сознания — вернее, что оно не взошло. В следующем стихе выражается обычное сомнение:
«Но не пустая ли все это вера?» То есть можно ли положиться на это откровение? Лица, видевшие хоть мельком Славу Брамы, никогда не задают таких вопросов. Далее в той же поэме он описывает состояние, которое можно назвать сумерками космического сознания.
...Я ощутил Присутствие возвышенной идеи, Что радостно меня волнует Возвышенное чувство чего-то Гораздо глубже слитого, Живущего в сияньи заходящих солнц, И в круче океана, и в воздухе живом, И в синем небе, и в разуме людей — Движение и дух, что побуждает Все мыслящие вещи, все предметы мысли И протекает через все предметы [198:189].
Глава 13
Чарльз Финней 1792-1875
сиянием Брамы. Здесь наблюдались не сильно выраженный субъективный свет, явственно выраженный подъем нравственного чувства и, вероятно, некоторое умственное озарение. Случай не полный. Финней не видел самого главного — космического видения, не достаточно поразительно и то, что ему пришлось увидеть. Как был бы он поражен, если бы узнал, что, несмотря на ощущение божественного присутствия, он был лишь на пороге еще более великого откровения, скрытого от него чувствами. Различие ясно видно из сравнения книг Финнея со сделавшими эпоху в развитии человечества книгами Сутр, Кораном, «Божественной комедией», произведениями Шекспира и т. д., написанными людьми, видевшими брамический блеск. Озарение Ч. Финнея случилось в октябре 1821 г. Он так описывает свое «обращение»: «Подъем души был так велик, что я бросился из конторы в заднюю комнату, чтобы молиться. Ни огня, ни света там не было, тем не менее мне показалось, что там совершенно светло. Когда я вошел и закрыл за собой дверь, мне показалось, что я лицом к лицу встретил Иисуса Христа. Мне даже в голову не пришло, что, быть может, это какое-нибудь душевное состояние, — я ясно видел Его, как мог бы видеть всякого человека. Он ничего не сказал, а лишь так поглядел на меня, что я сразу припал к Его ногам. С тех пор я всегда смотрел на это явление как на самое необычайное состояние мысли, ибо мне тогда казалось, что Он стоит передо мной, а я припал к Его ногам и излил перед Ним всю мою душу. Я громко, как дитя, рыдал и поведал Ему все, что мог только сказать, — у меня горло сдавило судорогой. Должно быть, я пробыл в этом состоянии немало времени. Ум мой был так поглощен, что я совсем забыл, что я тогда говорил. Но я знаю, что лишь только я пришел в себя, вернулся в контору. Брошенное в камин топливо уже почти сгорело. Я уже собрался сесть у камина, как вдруг получил крещение от Духа Святого. Я этого не ожидал, никогда не думал об этом, даже не помню, было ли что подобное с кем-либо. Дух Святой снизошел на меня так, что прошел через меня, мое тело и душу. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |