АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Текстах А.С.Пушкина»

Читайте также:
  1. Задание 4. Укажите грамматические особенности научного стиля в следующих текстах.
  2. Особливості словозміни займенників, їх уживання у професійних текстах.
  3. У різних контекстах кілька разів з тим, щоб ваша позиція запам'яталася і закріпилася.
  4. Факторы адресата в текстах современной рекламы.

Цели: обратить внимание учащихся на фонетическую организацию пушкинских текстов как значимый элемент стиля писателя, работать над развитием навыков лингвостилистического анализа и языкового чутья.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Благозвучие (или эвфония)

а) Учитель предлагает учащимся сформулировать определение благозвучия. После обсуждения записывается следующее: «Благозвучие – отсутствие неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, обеспечивает приятное для слуха и легкое для восприятия звучание текста.

 

б) Требовательность Пушкина к благозвучию своих произведений.

Элементы сопоставительного анализа:

- в «Кавказском пленнике» строки: «Немного радостных ночей

Судьба на долю ей послала»

после авторских изменений получили вид: «Немного радостных ей дней

Судьба на долю ниспослала.».

- Что вызвало возмущение поэта?

(Сочетание «ей дней», слова режут слух, отвлекают внимание, рифмуясь между собой)

- По поводу строк в «Бахчисарайском фонтане» «Но кто с тобою,

Грузинка, равен красотою?»

Пушкин писал П.А.Вяземскому: «Нет ничего легче поставить: «равны, грузинка, красотою». Почему же второй вариант не принят Пушкиным?

(Неблагозвучно сочетание «гр-кр» и «инка» - «кр»)

- В черновых вариантах «Станционного смотрителя» читаем: «Бывало, какой бы барин сердитый ни был …»

Пушкин, исправляет это на «Бывало, барин, какой бы …» Что таким образом устраняется? (Неблагозвучное сочетание «бы-ба»).

 

II. Звукозапись.

(Искусная фонетическая организация речи)

 

а) Обратим внимание на повтор звуков в следующих отрывках:

- Тих а укр а инская н о чь

Прозр а чно небо. Зв е зды блещут

Св о ей дрем о ты прев о змочь

Не х о чет в о здух …

Ребята отмечают повтор гласных звуков как пример ассонанса.

- Учитель предлагает заняться словесным рисованием: создать пейзаж, который представляется при чтении этих строк. Звуки ׀а׀ и ׀о׀ символизируют тихое, спокойное, устоявшееся, убаюкивающее, округлое, без острых углов.

- Сравним наши словесные пейзажи с картиной А.Куинджи «Ночь над Днепром». Какие звуки вы взяли бы, чтобы передать мелодии этого пейзажа?

 

б) Какие звуки повторяются в следующих строках?

- Пи р ует Пет р. И горд, и ясен.

И славы полон взо р его,

И ца р ский пи р его прек р асен…

- Повтор звука ׀р׀ – пример аллитерации

- А какие ассоциации вызывает у вас звук ׀р׀?

(Дрожащий, упругий, г р ом, г р охот, р аскат, то р жество)

- Вспомним отличие сцены «Полтавского боя» в поэме «Полтава» от исторических описаний битвы. (Фрагменты зачитываются)

-Какое слово (слова) можно добавить к начатому ряду, представляющему пушкинскую поэтическую картину?

(Стремительность, напряжение …)

 

в) - Итак, секрет звукописи состоит в том, что звук способен порождать у нас совершенно определенные ассоциации (звуковой символизм)

- Давайте вслушаемся ещё раз в звуки сражения в поэме «Полтава».

Что вы слышите в каждой из строф?

- … Тяжкой тучей,

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями стуча

Сгибаясь, рубятая с плеча …

(Цокот копыт, скрежет сабельных ударов)

 

- Пехота движется за нею,

И тяжкой тверджостью своею

Ее стремление крепит…

(Глухой топот, горячее дыхание, бряцание оружия)

 

- Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят

(Шипение пушечных ядер, раскаты пушечной стрельбы)

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)