Темы последнего раздела могут рассматриваться как в конце курса в качестве подведения итогов изученного, так и распределяться по другим разделам курса, дополняя их практическую часть.
Этот раздел предполагает разгадывание загадок текстов на основе полученных теоретических знаний, практическое использование ресурсов всех языковых разделов для понимания художественной природы классических текстов и создания собственных сочинений в лучших художественных традициях, написание сочинений различных жанров как путь самовыражения юных читателей.
Попутное повторение грамматики, практическое усвоение навыков грамотной и выразительной речи в процессе работы с текстами, подготовку участников предметных олимпиад, ориентация учащихся на способы оптимально качественной подготовки к экзамену в форме ЕГЭ.
Конкурсы, олимпиады, рейтинг ЗУН юных филологов - путь психологической стимуляции совершенствования обучающихся в избранной области.
Учебно-тематический план групповых занятий творческого объединения «Русская словесность»
№ п/п
| Тема занятия
| Количество часов
| Теория
| практикум
|
| Словесность как синкретический предмет
|
|
|
|
| Словесность. Образное выражение жизни в Слове. Связь словесности с историей, философией, искусством.
|
|
|
|
| Слово – словесность - культура. Известные труды учёных-словесников: Ломоносова, Буслаева, Срезневского, Потебни, Шахматова, Щербы, Пешковского, Виноградова, Головина, Лотмана, Даля, (обзор и анализ фрагментов хрестоматийных работ)
|
|
|
|
| Лингвостилистические аспекты анализа текста. Традиции русской стилистики. Семантико-стилистический анализ, взгляд Л.В.Щербы. Лингвостилистический анализ, приёмы, разработанные А.М. Пешковским. Сопоставительно-стилистические приёмы анализа в курсе «Русская словесность» А.И.Горшкова.
|
|
|
|
| Русская народная словесность, истоки и традиции. Вещее слово фольклора, синкретического творчества.
Жанры фольклора и философемы жизненного лада. Образный ряд русского фольклора. Постоянные эпитеты.
|
|
|
|
| А.Н. Афанасьев «Древо жизни». Лексико-семантические особенности мифов древних славян. Языческие мифологемы в искусстве старом и новом.
|
|
|
|
| Феномен православия. Христианские мотивы и культуремы в искусстве слова. Н.Бердяев «Православие как двоеверие».
|
|
|
|
| Жанровая специфика в русской литературе.
Особенности русского эпоса.
Мир лирики.
Создание образа в русской драме.
От художественного образа – к символу.
Значение семьи и жизненного круга в системе славянского мировосприятия. (И.Шмелёв «Лето Господне», В.Белов «Лад»)
Образы народных сказок и их традиции в русской словесности. Сказки А.С.Пушкина и фольклор. И.Ильин «Духовный смысл сказок». Ю.Кузнецов «Атомная сказка».
Творческая работа «Сказка наших дней».
|
|
|
|
| Ключевые мотивы, вечные образы и сквозные темы русской словесности от древности до наших дней. Отечественная риторика. Пословичная риторика.
Структура ранних рассказов А.П.Чехова с точки зрения ориентации на речевое общение.
|
|
|
|
| Изобразительно-выразительные средства русской словесности и функциональные стили речи.
|
|
|
|
| Роль средств художественной изобразительности в текстах.
Ключевые понятия разделов лингвистики и их изобразительно-выразительные возможности.
Фонетические средства выразительности в стихах К.Бальмонта и В. Хлебникова.
Лексические средства выразительности в сказках Салтыкова-Щедрина и лирической прозе И.Бунина.
Морфологические средства и художественная выразительность. Работа с текстами А.С.Пушкина, А.А.Фета.
Синтаксические средства художественной изобразительности. Анализ фрагментов тексов Л.Н.Толстого и стихов М.Цветаевой – «говорящий» синтаксис.
Загадки тропов и фигур.
|
|
|
|
| Основные принципы и ключевые направления анализа текста. Рецензия. Отзыв. Стилизация и пародия. Интерпретация. Эссеистика.
Практикум: «Этюды по мотивам любимого литературного произведения».
|
|
|
|
| Функциональная направленность в изучении словесности. Особенности разных стилей речи.
Интонация как ритмико-мелодическая сторона речи, её передача на письме. Звуковые образные средства. Словесное ударение и ритмическая организация текста.
Анализ лексических средств выразительности речи. Стилистическая окраска слова. Ошибки речевой избыточности. Этимологические загадки слов. Приём семантизации морфем. Окказионализмы. Изобразительные ресурсы русского словообразования. Морфологические средства выразительности речи.
Лингвостилистический анализ текстов различных функциональных стилей.
|
|
|
|
| Экспрессивное использование предложений разного типа. Функциональная роль определений в текстах, выбор точного определения, обособление определений. Употребление обособленных обстоятельств
в публицистике и художественном тексте. Роль обособленных дополнений, уточнений, пояснительных и присоединительных конструкций.
Стилистика предложений с однородными членами. Функции тире и других пунктуационных знаков.
Роль чужой речи в оформлении рецензий. Введение цитирования в рецензию.
|
|
|
|
| История русской словесности в свете традиций и новаторства
|
|
|
|
| Развитие русских журналов. Расцвет публицистики в XIX веке. Стилистические фигуры речи в современной журналистике. Роль обращений, риторические фигуры. Обзор региональных газет
|
|
|
|
| Художественная трансформация слова в поэтическом тексте. Особенности анализа поэтического текста.
|
|
|
|
| Природа и загадка слов-символов как многозначных аллегорий. Басни И.А.Крылова в свете традиции развития жанра басни. Жанры утопии и антиутопии в русской литературе. Крылатые слова и выражения, пришедшие из литературных произведений.
|
|
|
|
| Язык основных литературных направлений.
Художественно-стилистические особенности классицизма. Анализ фрагментов произведений М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Современное осмысление роли архаизмов, высокой лексики, риторических фигур, говорящих имён. Движение в русской словесности от классицизма к просветительскому реализму.
Язык русского сентиментализма. Сопоставительный анализ эпизодов «Истории государства Российского» Карамзина и романа Лажечникова «Ледяной дом», возможности словесного выражения одной исторической темы.
Русский романтизм от древности до наших дней. Жуковский и Лермонтов как мастера художественного перевода. Практикум «Подстрочник и художественный перевод»
Особенности описаний и рассуждений в лирике «золотого» века, философичность и элегичность романтической поэзии «серебряного» века.
|
|
|
|
| Синтез романтизма и реализма в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Синкретизм жанровых признаков в романе «Евгений Онегин», романе «Герой нашего времени», поэме «Мёртвые души». Анализы эпизодов текстов.
|
|
|
|
| Многоликий реализм второй половины XIX века: «фламандская живопись» в романе Гончарова «Обломов», роль пейзажей в очерках Тургенева «Записки охотника», черты пародии в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, развитие темы города и «маленького человека» в повестях Достоевского «Белые ночи» и «Бедные люди», философский взгляд Льва Толстого на жизнь в притчах-миниатюрах, написанных для школьников Ясной Поляны. Анализы эпизодов текстов, авторская стилистика.
|
|
|
|
| Практикум «Особенности языка и стиля писателя» (представление исследований по текстам выбранного автора)
|
|
|
|
| Актуальные проблемы отечественной словесности ХХ века: традиции и новаторство.
Пейзажи Бунина, Паустовского, Пришвина, Астафьва – развитие традиций тургеневской прозы.
Ключевая проблема словесности – «экология души» - и стилистические ресурсы грамматики в рассказах А.Чехова «Студент», Л.Андреева «Ангелочек», «Кусака», А.Платонова «Юшка», М.Шолохова. «Судьба человека».
Развитие поэтических традиций Пушкина, Лермонтова, Тютчева и Фета в лирике «серебряного» века. Новаторство русского модернизма (символизма, акмеизма и футуризма) в области языка и стилистики.
Вечный образ Гамлета в творчестве Тургенева, Блока, Ахматовой, Пастернака, Цветаевой, Высоцкого.
Творческие параллели: Пушкин в восприятии Ахматовой и Цветаевой. Анализ эссе Цветаевой «Мой Пушкин»
Традиции Льва Толстого в прозе писателей ХХ века о Ведикой Отечественной войне.
|
|
|
|
| Ключевые понятия и основные аспекты комплексного анализа художественного текста.
|
|
|
|
| Понятие интертекстуальности, межтекстовые связи в отечественной словесности.
|
|
|
|
| Эпиграфы, цитаты, реминисценции и аллюзии.
|
|
|
|
| Композиционные особенности произведений словесности разных стилей и жанров.
|
|
|
|
| Архитектоника и хронотоп художественного произведения (на примере романа Пушкина «Евгений Онегин»).
|
|
|
|
| Сюжет и фабула художественного произведения (на примере повестей Гоголя «Страшная месть», «Портрет»).
|
|
|
|
| Эпизод как ключ к замыслу произведения. Роль художественной детали (на примере поэмы Гоголя «Мёртвые души»).
|
|
|
|
| Авторская позиция в эпосе, лирике и драме (на примере повести «Ася» И.С. Тургенева, «Средь шумного бала случайно» А.К Толстого, пьесы «Лес» А.Н. Островского).
|
|
|
|
| Система героев и персонажей в отдельном произведении писателя, в его творчестве и в традиции литературного процесса:
Н.С. Лесков «Левша», «Зверь», «Тупейный художник», «Человек на часах», формирование образа праведника. Литературная перекличка с образами Лескова рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор».
|
|
|
|
| Конфликт художественного произведения, разные виды конфликтов (на примере поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
|
|
|
|
| Пафос и художественная идея произведения. От этимологии слова к культуреме (анализ эпизодов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
|
|
|
|
| Функциональное рассмотрение грамматики текста: роль видовременных форм глагола в ранних рассказах А.П.Чехова.
|
|
|
|
| Функциональное рассмотрение грамматики текста: роль конструкций с прямой, косвенной и несобственно прямой речью в романе
Л. Толстого «Анна Каренина».
|
|
|
|
| Речевая и ритмико-мелодическая организация художественного текста. Роль монологов, диалогов и полилогов в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»
|
|
|
|
| Ритмообразующие элементы поэтического текста: анализ стихов Е.А.Баратынского, Ф.И.Тютчева, В.Я.Брюсова
|
|
|
|
| Сквозные темы и ключевые мотивы русской литературы
(представление исследовательских проектов):
- сцены дуэли в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Л.Толстого, Куприна,
-образ города у Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Салтыкова – Щедрина, А.Белого,
-тема дома, семьи, дворянского гнезда в произведениях Пушкина, Тургенева, Л.Толстого, Чехова, Бунина,
-мотив бала у Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Л.Толстого, А.К.Толстого,
-символика снов в произведениях Пушкина, Гончарова, Достоевского, Лескова, Л.Толстого,
- мотив дороги, движения, поиска истины у Гоголя, Лескова, Л.Толстого.
|
|
|
|
| Эстетическая функция языка и этические аспекты словесности
|
|
|
|
| Гуманистический пафос русской словесности. Гармония формы и содержания литературных произведений.
|
|
|
|
| Символизм как миропонимание. Семантический аспект в текстах символистов. Психологические метаморфозы в творчестве Ф.Сологуба. Синонимы и антонимы в двоемирии художественного пространства романа А.Белого «Петербург». Игра стихотворных размеров и неоднозначность трактовки образов поэмы Блока «Двенадцать».
|
|
|
|
| Акмеизм как воспевание прекрасной ясности. Античные мифологемы и развёрнутые метафоры у Мандельштама, Гумилёва, Ахматовой.
|
|
|
|
| Футуризм как звуковой и графический эксперимент. Неологизмы и окказионализмы эгофутуристов и кубофутуристов. Экспрессивное использование поэтического синтаксиса В.Маяковским.
|
|
|
|
| Интонация как ритмико-мелодическая сторона стихов поэтов-неонародников. Мифологема земли. Развитие художественного стиля и философии творчества Есенина: от натурфилософии к утверждению индоевропейского феномена России.
|
|
|
|
| Роль лексических повторов в ранних рассказах Горького как указание ключевых слов художественной идеи автора.
|
|
|
|
| Символика имён собственных в «Разгроме» Фадеева.
|
|
|
|
| Роль местоимений как морфологического средства выразительности в антиутопиях «Мы» Замятина и «Чевенгур» Платонова.
|
|
|
|
| Использование выразительных ресурсов словообразования в сатирических произведениях Зощенко, Аверченко, Булгакова
|
|
|
|
| Экспрессивность использования особенностей донского говора в «Донских рассказах» Шолохова.
|
|
|
|
| Использование отвлечённых существительных и приёма персонификации в сказках А.Платонова.
|
|
|
|
| Композиционные и языковые особенности поэмы Твардовского «Василий Тёркин».
|
|
|
|
| Анализ психолого-сатирической пьесы Е.Шварца «Дракон»
|
|
|
|
| Ритмико-синтаксические особенности поэзии Е.Евтушенко, А.Вознесенского, В.Высоцкого.
|
|
|
|
| Современная «игровая» проза. Анализ рассказов Т.Толстой и Л.Петрушевской
|
|
|
|
| «И творчество, и чудотворство» (конкурсные работы на звание «Лучший филолог студии»*)
|
|
|
|
| Аспекты анализа текста на предметных олимпиадах по русскому языку и литературе.
|
|
|
|
| Пробуем себя в сочинениях различных жанрах.
Практикум «От маленького писателя – к большому читателю»
|
|
|
|
| Конкурсные викторины «Самый внимательный читатель»
|
|
|
|
| Публичные выступления по темам курса.
|
|
|
|
| Комплексные анализы и исследовательские работы по предложенным учителем и самостоятельно выбранным текстам.
|
|
|
|
| Подведение итогов учебного года в творческом объединении. Праздник словесности. Чествование лучших филологов студии по различным номинациям
|
|
|
|
| ИТОГО
| 204 часа
| 52 часа
| 152 часа
|
Темы последнего раздела могут рассматриваться как в конце курса в качестве подведения итогов изученного, так и распределяться по другим разделам курса, дополняя их практическую часть.