АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Имя прилагательное

Читайте также:
  1. Имя прилагательное. Сравнительные конструкции
  2. ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ С СОГЛАСОВАННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
  3. Переведите на русский язык предложения. Определите в какой степени сравнения употреблено прилагательное.

Учащимся известно о прилагательном как об источнике особой образной экспрессии в описаниях.

1) Ребятам предлагается в анализируемых текстах выделить все эпитеты и подразделить их на народные (постоянные) и авторские.

2) Рассмотреть особенности пушкинских прилагательных в тексте и сравнить свои мысли с выводами ученого А.И.Федорова, считавшего, что определения у Пушкина указывают на качества предмета, отражающие его сущность.

- Проанализируем сцену бурана из повести «Капитанская дочка».(Выразительное чтение наизусть подготовленным учеником). Прилагательное «узкая» («кибитка ехала по узкой дороге») предсказывает дальнейшее развитие событий: ближайшее (кони съедут с дороги и путники заблудятся в степи) и более глубокое (на «узкой дороге» столкнутся Гринев и Пугачев).

Вывод: от употребления определений проза Пушкина приобретает доказательный, документальный характер: «лубочные крылья», «бревенчатый бор», «отдаленный холмик», «походные лафеты» и т.д.

- А теперь следующая группа озвучивает примеры, где видны образные и семантические возможности прилагательных.

(«Краснощекое здоровье», «веков завистливая даль», «бескрылое желанье», в пустыне чахлой и скупой», жизни мышья беготня», «ветреная судьба, «широкошумные дубровы» и т.п.)

3). Краткие прилагательные называют переменный, изменяющийся во времени признак.

- Определите, какова смысловая и стилистическая роль кратких прилагательных в данных отрывках:

а) «Ты богат, я очень беден … Ты румян, как маков цвет, я как смерть, и тощ и бледен

б) «Как взор его был быстр и нежен, стыдлив и дерзок, а порой блистал послушною слезой.»

в) «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен

Вывод: краткие прилагательные сжимают пружину описаний, делают характеристики безапелляционно точными и содействуют приёму контраста.

IV. Глагол.

- Прочитайте выбранные следующей группой строки А.Пушкина. Назовите глаголы и объясните их роль в описании:

а) Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывет

(небо —> море - плавное отражённое движение)

б) В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря …

(Диво - само живое своенравное море)

в) Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

(Нет прилагательных, строки сильны, энергичны, похожи на считалку)

г) Ретив и смирен верный конь,

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Г лазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком

(Стремительность движения коня, достойного своего седока)

д) Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать

(Инфинитив называет действие как отвлеченное понятие, что характерно для мироощущения скучающего Онегина.)

Учащимся предлагается сравнить свои выводы с мнением С.Я. Маршака о предельной лаконичности пушкинских текстов.

 

V. Имя числительное.

В центре внимания следующей группы учащихся - повесть «Пиковая дама». Учащиеся зачитывают фразы, где есть числительные, отмечая не только их информативную функцию, но и экспрессивную.

Вывод: все движется вокруг магической пружины «три карты»,сказочная троекратность, символичность.

 

VI. Местоимение.

Группе ребят предлагалось отметить особую роль личных мест в стихах о любви и дружестве.

а) Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

(Татьяна, говоря с Онегиным, прибегает к местоимению третьего лица, чтобы подчеркнуть не зависящее от обоих предначертание судьбы0

б) «Печален ты, признайся, что с тобой

- Люблю, мой друг – «Но кто ж тебя пленила?»

- Она

- … «Кому ж ты жертвуешь душой?»

- Ах! Ей! – «Ты скромен, друг сердечный!

Но почему ж ты столько огорчен?

И кто виной? Супруг, отец, конечно …»

- Не то, мой друг! – «Но что ж?»

- Я ей не он.

(Стихотворение называется «Она», подчёркивая пушкинское Софийное почитание священного женского начала. Вывод героя звучит и как строгая самооценка, и как благословление с бескорыстными пушкинским нотками: «Как дай вам бог любимой быть другим»)

в) Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвись, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила

Пред ней задумчиво стою

Свести, очей с нее нет силы:

И говорю ей: «Как вы милы!»

И мыслю: «Как тебя люблю!»

(Это стихотворение так и называется - «Ты и вы», эти местоимения становятся смысловой антитезой, между ними пропасть от светских условностей до родства душ. Вспомним, как путается в этих местоимениях влюблённая Татьяна Ларина: «… Я к вам пишу. … То воля неба: Я твоя …»)

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)