АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция №2 Обеспечение прав личности в стадии возбуждения уголовного дела

Читайте также:
  1. Cущность прогнозирования (лекция I)
  2. F60.9 Расстройство личности неуточненное
  3. II. Обеспечение учебниками
  4. IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНОФРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  5. XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  6. А. 1 стадии стеноза
  7. Акмеологические основы самосовершенствования личности.
  8. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства и ОРД
  9. Акценты в восприятии взаимодействия личности со средой
  10. Анализ личности
  11. Аппаратное и программное обеспечение предприятия
  12. Аппаратное обеспечение микроконтроллера. Изменяемый функциональный блок микроконтроллера.

Назначение стадии возбуждения уголовного дела, традиционно понимается, как гарантия от необоснованного применения мер государственного принуждения при расследовании уголовных дел1.

Вместе с тем, недостатки и противоречия действующего УПК РФ, регламентирующего стадию возбуждения уголовного дела таковы, что ученые говорят о «процессуальных ребусах»2, «серьезных просчетах»3 ее законодательного регулирования.

Явным пробелом УПК РФ является то, что процессуальный порядок проведения предварительной проверки информации, поступившей в правоохранительные органы о совершенном или готовящемся преступлении, УПК РФ практически не регламентирован, в то время, как без производства доследственной проверки практически невозможно принять решение о возбуждении любого уголовного дела.

Это приводит к тому, что правоохранительные органы при проверке заявлений и сообщений граждан в большинстве случаев вынуждены руководствоваться нормами федеральных законов4 и ведомственных нормативных правовых актов5.

Таким образом, в практической деятельности методами проверки сообщений о преступлениях также являются средства административной и оперативной проверки, на что справедливо указывается в литературе5.

Опрос сотрудников оперативных подразделений показал, что 72 % не могут разграничить методы административной, оперативной и уголовно-процессуальной проверки, 46 % опрошенных испытывали неуверенность в законности своих действий, совершаемых в ходе проверочных действий6.

Неуверенность должностных лиц в законности и обоснованности осуществляемых действий является результатом недостаточной правовой регламентации доследственной проверки.

Согласиться с такой практикой проведения проверки нельзя, поскольку порядок уголовного судопроизводства устанавливается только УПК РФ, что прямо предусмотрено в п.1 ст.1 УПК РФ. Это положение закона говорит о том, что в зависимости от того, под признаки правонарушения или преступления подпадает совершенное деяние, в зависимости от этого правовые отношения должностных лиц и участников процесса должны регулироваться нормами соответствующего административного или уголовно-процессуального законодательства. Таким образом, если буквально понимать ст.1 УПК РФ, то органы предварительного расследования с момента поступления заявления или сообщения о совершенном преступлении должны руководствоваться только УПК РФ и ни какими другими нормативными правовыми актами.

Изложенное позволяет сделать вывод, что деятельность сотрудников органов дознания и предварительного следствия заключающаяся в производстве оперативных и административных проверочных действий, вступает в явное противоречие со ст.1 УПК РФ, а результаты ее деятельности, полученные не процессуальными способами, не должны иметь юридической силы и последующего доказательственного значения.

Участники стадии возбуждения уголовного дела практически лишены общепризнанных конституционных прав, а также права на защиту от возможного уголовного преследования. Таким образом, в первой стадии уголовного судопроизводства УПК РФ умаляет права и свободы личности, и вступает в явное противоречие с ч.2 ст.55 Конституции РФ.

В этой связи, следует согласиться с С.Вициным, обоснованно характеризующего доследственную проверку, как типичный институт инквизиционного процесса, предоставляющий несоразмерные возможности и преимущества стороне обвинения7.

Для стадии возбуждения уголовного дела важно сбалансированное решение ряда задач. В частности, необходимо принять меры к обнаружению, фиксации, изъятию следов преступления, и к быстрому раскрытию преступления по горячим следам, а для этого должностные лица правоохранительных органов должны быть наделены эффективным инструментарием, позволяющим проводить проверку сообщений. Методы и порядок производства проверочных действий должны максимально защищать права и законные интересы личности, вовлекаемой в сферу уголовно-процессуальных отношений.

Представляется, что решение указанных задач может быть достигнуто только при системном законодательном решении следующих направлений деятельности.

Во-первых, необходимо расширить круг следственных действий, которые могут проводится в стадии возбуждения уголовного дела.

Во-вторых, должны быть закреплены виды и порядок производства процессуальных проверочных действий, не имеющих статуса следственных.

В-третьих, нужно предусмотреть перечень участников этой стадии и наделить их комплексом прав и обязанностей.

Только при таком подходе можно говорить о надлежащем обеспечении прав участников стадии возбуждения уголовного дела.

Стадию возбуждения уголовного дела делят на три этапа. Это прием сообщения о преступлении, проверка сообщения, принятие решения о возбуждении уголовного дела.

Раздел VII УПК РФ «Возбуждение уголовного дела» состоит из двух глав: главы 19 «Поводы и основания для возбуждения уголовного дела» и главы 20 «Порядок возбуждения уголовного дела», а о производстве доследственной проверке говорится только вкратце в ст.144 УПК РФ, являющейся составной частью главы 19 УПК РФ.

Учитывая значение результатов доследственной проверки для уголовного судопроизводства, ее содержание и объем проверочных действий, представляется рациональным изменить конструкцию УПК РФ, и этому институту посвятить самостоятельную главу 19.1 УПК РФ «Проверка заявлений и сообщений о готовящемся или совершенном преступлении», в которой детально, с выделением понятий, видов проверочных действий и порядка их производства, определить процессуальный порядок деятельности органов предварительного расследования в данной части стадии возбуждения уголовного дела.

В главе 19.1 УПК РФ, прежде всего, должен быть определен перечень основных следственных и иных процессуальных действий по закреплению следов преступления и установлению лица его совершившего. Не вдаваясь в научную дискуссию, представляется обоснованной потребностям практики и отвечающая требованиям защищенности личности от принуждения, позиция о производстве судебной экспертизы по установлению характера и степени причиненного вреда здоровью, а также по исследованию определенных свойств предмета преступления, который прямо указан в соответствующей статье УК РФ (например: ст.ст.222, 223, 228, 228-1, 228-2,229, 230, 231, 232, 233, 234, 326, 327, 327.1 УК РФ)1.

В УПК РФ не определен порядок производства таких проверочных действий, как документальная проверка и ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей. В литературе справедливо отмечается, что данное мероприятие по своим масштабам и способности ограничить права и интересы юридического лица ничем не уступает следственным действиям, проводимым на предварительном расследовании8.

Особенно это важно в условиях нашей действительности, когда органами государственной власти постоянно обсуждается вопрос о том, как защитить малый и средний бизнес от необоснованных проверок контролирующих и правоохранительных органов9.

В связи с чем, порядок проведения документальной проверки и ревизии предлагается закрепить в виде самостоятельной статьи главы 19.1 УПК РФ, в которой должно быть предусмотрено, что проверка или ревизия проводятся по мотивированному постановлению руководителя органа дознания, следователя или прокурора в пределах сроков, установленных УПК РФ для проверки сообщений о готовящемся или совершенном преступлении.

На проведение каждой проверки или ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности проводящим ее лицам должно быть выдано специальное предписание, которое подписывается руководителем органа, назначившего проверку или ревизию, и заверяется печатью указанного органа.

При проведении проверок и ревизий должны быть предусмотрены полномочия дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора на производство: осмотра производственных, складских, торговых и иных помещений, транспортных средств, где хранятся и обращаются товарно-материальные ценности, денежные средства и иное имущество, используемое в процессе деятельности организации, гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность; на временное изъятие документов организаций и граждан и материальных ценностей, денежных средств; производство исследований документов, предметов и других объектов, имеющих значение для дела; изъятия образцов сырья и продукции; опечатывания касс, помещений, мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей1.

Для того, чтобы действия правоохранительных органов не парализовали деятельность предприятий, представляется правильным в УПК оговорить, что если изъятие образцов сырья и продукции, опечатывание касс, помещений, мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей может привести к приостановлению деятельности предприятия, то эти действия должны быть проведены на срок не более 72 часов.

В настоящее время недостатком действующих ведомственных актов МВД РФ, регламентирующих порядок проведения документальных проверок и ревизий10 является то, что они предусматривают возможность принятия не процессуального решения о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства Российской Федерации. Эти нормы позволяют органам внутренних дел очень широко толковать закон и подвергать проверкам практически любое юридическое лицо либо лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Такое проверочное действие, как опрос граждан и получение объяснений в УПК РФ вообще отсутствует, вместе с тем, ни одна доследственная проверка не обходится без принятия объяснений. Поэтому необходимо отдельно оговорить процессуальную форму и порядок принятия объяснений.

Актуальным видится закрепление в качестве самостоятельных процессуальных действий таких, как фактическое задержание и доставление задержанного лица11, его личный досмотр12. Эти действия помогут урегулировать правовой статус задержанного лица до возбуждения уголовного дела.

Учитывая структуру УПК РФ, а также обширный перечень участников стадии возбуждения уголовного дела, представляется правильным, процессуальное положение участников стадии возбуждения уголовного предусмотреть постатейно в отдельной главе 19.2 УПК РФ «Участники проверки заявлений и сообщений о готовящемся или совершенном преступлении»13.

Участников стадии возбуждения уголовного дела, можно классифицировать исходя из их законных интересов, по следующим группам.

Первая группа – участники проверочных действий, заинтересованные в в возбуждении уголовного дела: заявитель; пострадавший; представитель пострадавшего; лицо задержавшее подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным.

Вторая группа – участники проверочных действий, заинтересованные в защите от возможного уголовного преследования. К таким лицам можно отнести: лицо, подвергнутое фактическому задержанию; лицо, явившееся с повинной; лицо на которое указывают очевидцы или заявитель (пострадавший); ревизируемое лицо.

В третью группу можно выделить участников, обладающих специальными познаниями: эксперт, специалист, ревизор; переводчик.

Четвертую группу могут составить лица, лично не заинтересованные в принятии решений по итогам провер­ки сообщений о преступлении: очевидцы правонарушения; лица располагающие информацией о совершенном или готовящемся преступлении; понятые.

Все лица, заинтересованные в принятии решений по итогам проверки должны обладать правами: а) знать о принятом решении; б) получать копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; в) знакомиться с материалами предварительной проверки; г) заявлять ходатайства; д) заявлять отводы; е) пользоваться родным языком; ж) представлять дополнительные материалы; з) обжаловать решения компетентных органов; и) обжаловать действия должностных лиц; к) не давать компрометирующих себя объяснений.14

Практически все участники стадии возбуждения уголовного дела должны быть наделены правом на помощь адвоката: фактически задержанный по подозрению в совершении преступления до возбуждения уголовного дела; лицо явившиеся с повинной; освидетельствуемый; очевидцы происшествия; лица, у которых отбирается объяснение15.

Процессуальный статус остальных участников стадии возбуждения уголовного дела достаточно регламентирован УПК РФ.

Предлагаемые дополнения в УПК РФ полностью соответствует юридико-техническим требованиям и по своему содержанию вполне могут составить единую конструкцию раздела VII УПК РФ «Возбуждение уголовного дела».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)