|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКАМинистерство общего и профессионального образования Российской федерации Брянский государственный педагогический университет имени акад. и.г. петровского
В. д. емельяненко
ФИЛОСОФИЯ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС. ЛЕКЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ.
Брянск 1998 г. Емельяненко В.Д. Философия: Краткий исторический курс. Лекции для студентов вузов. — Брянск: —1998. - 274с.
Настоящее учебное пособие представляет собой краткое изложение истории мировой философской мысли. В книге в доступной форме характеризуется специфика философии как особой области духовной деятельности человека, рассматриваются все важнейшие эпохи историко-философского мировоззрения. В пособии также предлагаются контрольные вопросы и рекомендуется литература для дальнейшего самостоятельного изучения курса истории философии. Курс лекций предназначен для студентов вузов, прежде всего гуманитарного профиля, однако может быть полезен и для учащихся средних специальных учебных заведений и школ, всех интересующихся историей человеческого духа.
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Блуменау С. Ф. - доктор исторических наук, профессор брянского государственного педагогического университета
Горбачев В.Г. — кандидат философских наук, доцент Брянского государственного педагогического университета.
«Философия есть развивающаяся система, и такова также история философии». Г.Гегель
ПРЕДИСЛОВИЕ
В предлагаемом учебном пособии сделана попытка охарактеризовать развитие мировой философской мысли с древнейших времен до наших дней в краткой и доступной для студентов и учащихся форме и одновременно в соответствии с требованиями научности изложения. В силу этого задача энциклопедического рассмотрения истории философии не ставилась, а внимание обращалось прежде всего на главные тенденции историко-философского процесса, находящие свое выражение в творчестве выдающихся мыслителей. В пособии дается, как правило, общая характеристика взглядов того или иного философа, выделяются самые важные идеи, принципы и особенности его учения. Для знакомства с интересными фактами биографий мыслителей, более подробного изучения отдельных периодов их творчества или работ следует обратиться к рекомендуемой в пособии справочной и учебной литературе, философским трудам и историко-философским исследованиям. Серьезного внимания студентов заслуживает первая тема, где определяются предметное поле и основные проблемы философии, характеризуются ее методы и функции, происходит знакомство с основными понятиями, без знания которых могут возникнуть трудности при изучении историко-философского процесса. Отличительной особенностью учебного пособия является то, что значительное место в нем отведено истории русской философии, а также наиболее известным зарубежным концепциям XIX—XX вв. Автор надеется, что работа с этой книгой принесет пользу заинтересованному читателю, совершенствующему свое теоретическое мышление и не останавливающемуся в интеллектуальном поиске.
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Философия существует очень давно. Она возникла около двух с половиной тысяч лет назад почти одновременно в трех мировых культурных центрах — Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Термины «философ» и «философия» появились в трудах древнегреческих ученых. Первым назвал себя философом живший в VI веке до н.э. Пифагор, а как название особой науки понятие «философия» впервые было употреблено Платоном (V-IV вв. до н.э.). В буквальном смысле слова «философия» означает «любовь к мудрости» (от греческого «филео» — люблю и «софия» — мудрость). Под мудростью в Древней Греции понимали стремление к постижению сущности мира, основанное на знании и бескорыстном служении истине. Первоначально древние мыслители рассматривали философию как всю совокупность знаний о мире и человеке — в нее включали имеющиеся сведения по астрономии и математике, механике и медицине, истории, педагогике, этике и др. Действительно, в силу неразвитости наук собственно философские проблемы в это время вплетались в систему универсальных знаний о мире и человеке. Однако в дальнейшем из целостности (т.н. синкретичности) универсальных знаний выделились специальные науки, изучающие отдельные сферы действительности. Философы также ограничили для себя особую область исследования, отличную от других наук. Наиболее важными предпосылками возникновения философии являются социально-экономические и духовные. Во-первых, человек смог взглянуть на мир по-философски только тогда, когда развитие экономики достигло определенного уровня. Произошло общественное разделение труда, повысилась его производительность. В результате этого некоторые люди стали заниматься не физической, а умственной деятельностью. Например, в Древней Греции к их числу относились представители слоя свободных граждан, живших за счет труда рабов и обладавших поэтому свободным временем. Кроме того, у правящих кругов древних государств появилась потребность в обосновании существующего общественного устройства и собственной власти, так как одного лишь насилия для ее поддержания оказалось недостаточно. Во-вторых, большую роль сыграло формирование у человека способности познавать мир не только с помощью чувственных образов конкретных вещей и явлений. Он научился мыслить абстрактно, то есть понятиями: называть целые классы явлений и процессов, отвлекаться от несущественного в предметах и выделять в них главное, сравнивать, обобщать и делать выводы. Важной предпосылкой философского подхода к миру стало становление человека как личности. Он осознал возможность не только следования традициям, но и выбора различных вариантов поведения и принятия собственных решений. В результате появились условия для интеллектуальной свободы, без которой невозможны философские рассуждения. Развитие интеллекта наряду с накоплением знаний о природе и обществе породило стремление понять мир как единый и целостный в своей основе, привести имеющиеся о нем знания в систему. Человек попытался дать ответ на вопросы, касающиеся мира в целом, в рамках своего мировоззрения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |