АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Читайте также:
  1. IV. Средневековая европейская философия.
  2. VII. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР
  3. VIII. Марксистская философия.
  4. VIII. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР
  5. Марксистская антропология
  6. Марксистская модель культурно-исторического процесса.
  7. Марксистская философия в СССР. Историческая судьба и значение марксизма.
  8. Мировоззрение и философия.
  9. Раздел 1. Марксистская философия
  10. Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. Санкт-Петербург, «Академический Проект», «Альма Матер», 2008. Том ІІ. Вайшешика.
  11. Тема 10. Неклассическая философия. Иррационализм
  12. Тема 4. ЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

 

Важное место в истории мировой философской мысли занимает марксистская филосо­фия. Исходные ее идеи и принципы были разработаны Карлом Марксом (1818—1883 гг.) и Фридрихом Энгельсом (1820—1895 гг.) в 40-е годы XIX века, а затем постоянно уточнялись и дополнялись фактически до конца жизни основоположников марксизма. Эта философия сформировалась не только как результат дальнейшего развития и синтеза ряда мировоззрен­ческих подходов к действительности. Возникновение марксизма в гораздо большей степени, чем у предшествующих концепций, было связано с рядом социально-экономических, а также политических предпосылок. В дальнейшем это во многом определило практически-идеологическую направленность учения К.Маркса и Ф.Энгельса.

Дело в том, что в первой половине XIX века в наиболее развитых странах Западной Ев­ропы происходили весьма заметные перемены. Требовалось осмыслить новые явления, свя­занные с разворачивающейся промышленной революцией и изменением социальной струк­туры общества (прежде всего, постоянным увеличением количества людей, работающих по найму), а также усиливающимися социальными конфликтами (чартистским движением в Англии, восстанием силезских и лионских ткачей, революциями 1848 г.). Был также очеви­ден ряд пороков существовавшего тогда классического типа буржуазного общества, особен­но наличие глубокой пропасти между бедностью и богатством. На таком фоне заметно рос­ло самосознание рабочих, складывались первые выражающие их интересы организации. Наконец, представители английской классической политической экономии А.Смит и Д.Рикардо сформулировали ряд экономических законов, показав большую роль труда и ма­териального производства в общественной жизни и отметив их влияние на социальное уст­ройство. Это позволяло по-новому взглянуть на простых тружеников. Размышляя над ука­занными фактами, К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу об особом призвании рабочего класса и необходимости идейного выражения и теоретического обоснования интересов тру­дящихся. Они также решили связать философское осмысление общества с происходящими в нем материальными процессами.

Немецких мыслителей привлекли и учения представителей так называемого утопическо­го социализма — Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Д. Оуэна, которые рисовали картины пришедше­го на смену капитализму справедливого общества будущего (с социальным равенством, рас­пределением богатств по труду и отсутствием частной собственности, самоуправлением на­селения и плановым хозяйством). Однако социалисты-утописты не предложили более или менее реальные пути достижения подобного состояния общества. Поэтому К.Маркс и Ф.Энгельс поставили цель создать философию, имеющую практическую направленность, обосновывающую неизбежность гибели капитализма и показывающую пути установления нового, более совершенного, разумного и справедливого общественного строя.

Не менее важное значение для формирования учения К.Маркса и Ф.Энгельса имели и собственно философские предпосылки. Как известно, Г.Гегель, сформулировавший основ­ные законы и категории диалектики, изобразил процесс развития в виде самодвижения Аб­солютного духа. Диалектика предстала в мистифицированном виде, исключительно как не­зависимая от объективной реальности сфера совершенствующегося «чистого» разума. Одна­ко ряд результатов исследований в естественных науках того времени уже указывали на раз­витие природы и всеобщую связь явлений и процессов в ней. Прежде всего, это были теория естественного отбора Ч.Дарвина и открытие клеточного строения всего живого М.Шлейденом и Т.Шванном, а также закон сохранения энергии, сформулированный Д.Джоулем и Р.Майером. Указанные достижения, как и ускорение общественных изменений, создали реальные предпосылки для появления философской концепции, распространяющей диалектику на познание всего мира.

Предпринимая попытку объяснить все сущее исходя только из естественных оснований, К.Маркс и Ф.Энгельс также восприняли и критически переработали многие идеи из учений предшествующих мыслителей-материалистов, особенно Л.Фейербаха и французских мате­риалистов XVIII века. В частности, в этой связи следует отметить анализ Л.Фейербахом проблемы отчуждения человека, онтологические воззрения Д.Дидро, П.Гольбаха и Ж.Ламетри, некоторые положения материалистического сенсуализма XVII—XVIII вв., кри­тику французскими просветителями социальных пороков и отстаивание ими гуманистиче­ских идей. На становление социальной философии марксизма повлияли идея о наличии в обществе определенных объективных законов развития (Ф.Вольтер, Г.Гегель), положение

немецкой философской классики об активности и свободе субъекта.

В своем учении К.Маркс и Ф.Энгельс предприняли попытку соединить материализм с диалектикой и с его помощью охватить и объяснить всю действительность. Вместе с тем, по их мнению, разум не только в силах познать любую область бытия, но и изменить мир (прежде всего социальный) к лучшему. В результате марксизм стал еще более последователь­ным выражением рационализма Нового времени, чем немецкая классическая философия.

В настоящей теме дана общая характеристика философской концепции К.Маркса и Ф.Энгельса. Тем не менее, в их творчестве можно выделить два периода. Становление взгля­дов мыслителей происходило приблизительно до 1848 года (так называемый «ранний» мар­ксизм). В это время среди формировавшихся исходных идей и положений марксизма выде­лялся принцип гуманизма, а в центре внимания стояла проблема преодоления отчуждения человека. Наиболее важными для характеристики первого периода являются работы К.Маркса «Критика гегелевской философии права» и «Экономическо-философские рукопи­си 1844 г.», «Тезисы о Фейербахе» и «Нищета философии», а также совместные труды двух мыслителей — «Святое семейство», «Немецкая идеология» и знаменитый «Манифест комму­нистической партии».

После 1848 года («поздний» марксизм) концепция К.Маркса и Ф.Энгельса уточнялась и дополнялась. Вместе с тем, в силу внутренней логики социальной философии марксизма ак­цент в ней сместился с конкретного человека на анализ общества в целом (его структуры, этапов и механизма развития, экономических законов и т.д.). Во втором периоде следует вы­делить «Капитал» и «К критике политической экономии» К.Маркса и принадлежащие перу Ф.Энгельса «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» и «Людвиг Фейербах и конец классиче­ской немецкой философии».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)