|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Истоки и периодизация древнегреческой философииВажная духовная предпосылка философии Эллады — древнегреческая мифология. Она очень богата, насыщена множеством богов и героев; в ней делаются попытки ответить на некоторые мировоззренческие вопросы, прежде всего о происхождении Вселенной. Наиболее ярко религиозно-мифологическое мировосприятие характеризуют поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Началом мира в них считается сверхъестественная супружеская пара, боги Океан и Тефида, олицетворяющие казавшееся древним грекам исходным явление природы - водную стихию. Именно от них «все происходит». Мироздание состоит из трех частей — неба, земли и подземелья. Земля является неподвижной круглой плоскостью, а медный небосвод поддерживается столбами. Боги человекоподобны, но отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием, передвигаются со скоростью мысли. Однако они не являются творцами мироздания. Они «отвечают» за различные области действительности, например, Аид — бог земли, Арес — войны, Афина — мудрости, Посейдон — воды, Танатос — смерти. В противоположность богам люди смертны и несчастны, зависят от воли богов. О зачатках философского отношения к действительности свидетельствует то, что могущественнее богов считается некая безличная судьба («мойра»), а также прославление Гомером разумности как высшего человеческого качества. Другой древнегреческий поэт, Гесиод, в произведении «Труды и.дни» пытался объяснить зарождающееся социальное неравенство, оценивая его весьма отрицательно. Поэма пронизана историческим пессимизмом, поскольку крестьянин Гесиод в условиях распада общины видел перед земледельцами всего лишь два пути: или потерять свой надел и стать батраком, или же разбогатеть и скупать участки других. Гесиод поэтому считал, что человеческие качества постоянно ухудшаются, и изложил легенду о пяти поколениях людей: золотом и серебряном, бронзовом, героическом и железном. В период железа правду «сменил кулак», и людям нет передышки ни днем, ни ночью от труда и забот, горя и несчастий. В поэме говорится, что животное не имеет представления о добре и зле, человек же их различает. Это высказывание свидетельствует о зарождающемся интересе эллинов к нравственным вопросам. Гесиод также советовал «меру во всем соблюдать и дела свои вовремя делать», не обижать чужестранцев, сирот и престарелого отца. В «Теогонии» (в переводе с греческого «возникновение богов») Гесиод устами муз ответил на вопрос, что в мироздании «прежде всего зародилось». Первым возник Хаос (от греческого «разверзаюсь»), некое первичное бесформенное состояние, своеобразная зияющая бездна. Фактически Гесиод вплотную подошел к идее субстанциального первоначала, то есть к возникновению философии. Однако далее им развивались мифологические взгляды. Рисовалась величественная картина рождения и смены шести поколений олимпийских богов. Человек в поэме предстал как побочный результат теогонии, он слаб и принижен, даже ничтожен. Владыка Олимпа Зевс и другие боги ему враждебны. Лишь один титан Прометей любит людей и помог им овладеть огнем. Большую роль в подготовке античной философии сыграли так называемые «семь мудре нов» (конец VII-начало VI вв. до н.э.). Они прославились своими высказываниями (гномами), имевшими иногда довольно большую степень глубины и обобщенности в понимании человека и его отношений с обществом. Эти крылатые выражения пользовались значительной популярностью у современников. Изречения «Ничего сверх меры» (Солон) и «Познай самого себя» даже были высечены над входом в дельфийский храм Аполлона. Другие гномы также имели нравственный и даже мировоззренческо-философский смысл: «Мера — наилучшее» (Клеобул), «Говори к месту» (Биант), «Не позволяй своему языку опережать твой разум» (Хилон), «Знай свое время» (Питтак). В развитии античной философии можно выделить четыре этапа, отличающихся характером проблематики, а также степенью новизны и богатства идей и подходов: 1. VII-VI вв. до н.э. — зарождение и формирование; 2. V-IV вв. до н.э. — расцвет или классический этап; 3. конец IV-I вв. до н.э. — закат, то есть греческая философия эпохи эллинизма и Римской республики; 4. I-V вв. н.э. — период упадка и гибели античной философии в эпоху Римской империи.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |