|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концепции и открытияСоциометрия фактически возникла, как только мы оказались в состоянии изучать одновременно и социальную структуру в целом, и ее составные части. Это было невозможно, пока проблема индивидуума, а также связи индивидуума и его приспособления к группе оставались все еще нерешенными. Как только социальная структура возникла во всей своей целостности, стало возможно изучать ее малейшие детали. Таким образом, мы смогли описывать социометрические факты (описательная социометрия) и рассматривать функции специфических структур, влияние одних частей на другие (динамическая социометрия). Рассматривая социальную структуру какого-нибудь коллектива как целое, связанное с определенной местностью, с определенным географическим положением, например город, наполненный домами, школами, мастерскими, а также взаимоотношения между жителями в этой ситуации, мы пришли к концепции психологической географии коллектива. Рассматривая в деталях структуру коллектива, мы видим конкретное положение каждого индивидуума в ней, а также то, что ядро отношений вокруг каждого индивидуума является более плотным вокруг некоторых индивидуумов и более «тонким» вокруг других. Это ядро отношений является наименьшей социальной структурой в коллективе, социальным атомом. С точки зрения описательной социометрии социальный атом — факт, а не концепция, так же как в анатомии система кровообращения, например, является в первую очередь описательным фактом. Это стало концепцией, как только изучение развития социальных атомов подсказало, что они выполняют важную функцию в образовании человеческого общества. В то время как некоторые части этих социальных атомов, по-видимому, остаются невскрытыми между участвующими индивидуумами, некоторые другие части объединяются с частями иных социальных атомов, образуя сложные цепи взаимоотношений, которые согласно терминологии описательной социометрии называются психологическими сетями. Чем старше и шире сеть, тем менее значительным, по-видимому, является индивидуальный вклад в нее. С точки зрения динамической социометрии эти сети обладают функцией создания социальной традиции и общественного мнения. Иначе следует описывать и в действительности труднее описать процесс, который привлекает индивидуумов друг к другу или который отталкивает их друг от друга. Это поток чувств, из которого, по-видимому, состоят социальный атом и сети. Этот процесс можно рассматривать как теле. Мы привыкли к мысли, что чувства возникают внутри организма индивидуума и что они в большей или меньшей степени связаны с людьми или вещами из непосредственного окружения. Мы привыкли думать, что эти конгломераты чувств возникают исключительно в организме индивидуума, в одной из его частей или в организме как целом, а также что физические и психические состояния после возникновения остаются навсегда внутри этого организма. Эмоциональное отношение к лицу или предмету называется привязанностью, или фиксацией. Но эти привязанности, или фиксации, рассматривались как чисто индивидуальные свойства. Это соответствовало материалистической концепции индивидуального организма как целого и — мы можем, пожалуй, сказать — соответствовало независимости его микрокосма. Гипотеза, что чувства, эмоции или идеи могут «составлять» организм или «возникать» в нем, по-видимому, несовместима с этой концепцией, а утверждения парапсихологии были легко опровергнуты, так как не подтверждались научными данными. Утверждение о коллективном единстве народа выглядит романтичным и мистическим. Сопротивление всякой попытке нарушить священное единство индивидуума коренится, с одной стороны, в идее, что чувства, эмоции, идеи должны покоиться в какой-то структуре, внутри которой они могут возникать или исчезать и внутри которой они могут функционировать или должны заглохнуть. Эти чувства, эмоции и идеи «оставляют» организм. Куда же они тогда исчезают? Когда мы обнаружили, что социальные атомы и сети имеют постоянную структуру и что они развиваются в определенном порядке, мы получили внеиндивидуальные структуры, и, вероятно, будет открыто еще много подобных структур. В данных структурах заключен этот эмоциональный поток. Но тут возникают новые трудности. Пока мы (в качестве вспомогательного едо) получали от каждого индивидуума результаты и материал, который нам был нужен, мы были склонны благодаря нашей близости к индивидууму рассматривать теле как исходящее от него по направлению к другим индивидуумам и предметам. Это, конечно, правильно в индивидуально-психологическом плане на предварительной стадии социометрического исследования. Но как только мы перенесли эти реакции в социометрический план и изучали их не в отдельности, а в их взаимоотношении, важные методологические основания заставили нас рассматривать это текущее чувство — теле — как межличную, или, более точно, социометрическую, структуру. Проецированные чувства бессмысленны с социометрической точки зрения, они требуют дополнения в виде «ретроецированных» чувств, по крайней мере в потенции. Одна часть не существует без другой — это континуум. В настоящее время нам нужно предположить, пока дальнейшие данные не заставят нас изменить и уточнить эту концепцию, что какой-то реальный процесс в жизненной ситуации одного лица чувствителен и соответствует какому-то реальному процессу жизненной ситуации другого лица и что имеется большое количество положительных и отрицательных степеней в этой межличной чувствительности. Теле между любыми двумя индивидуумами может быть потенциальным. Оно может стать активным,только когда эти индивидуумы приблизятся друг к другу или если произойдет соприкосновение их чувств и идей на расстоянии через какие-то каналы, например сети. Эти действия на расстоянии, или телеэффекты, оказались сложными социометрическими структурами, порождаемыми длинным рядом индивидуумов — каждый с различной степенью чувствительности к тому же самому теле: от полного безразличия до максимальной реакции. Таким образом, социальный атом состоит из многочисленных телеструктур. В свою очередь социальные атомы являются частями более обширной системы психологических сетей, которые связывают или разделяют большие группы индивидуумов в зависимости от их телеотношений. Психологические сети являются частями еще более крупной единицы психологической географии — коллектива. Коллектив в свою очередь является частью наиболее крупной конфигурации, психологической тотальности самого человеческого общества. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |