|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И социального института
Понятие «культура» по значению постоянно меняется, обогащается по содержанию, функциям, элементам, по определению. В современный период культура употребляется во множестве значений. В настоящее время имеется более 500 определений культуры, отражающих отдельные аспекты этого понятия, в числе существенных характеристик культуры можно выделить следующие: – культура относится в основном к духовной сфере общества, включая идеалы, смыслы, ценности. Материальная часть культуры как бы опредмечивает духовную в произведениях искусства, технологиях, зданиях, вещах; – культура носит символический характер, определяется условными значениями, которые люди приписывают объектам, действиям, отношениям, социальным фактам; – культура обладает многослойной и многоаспектной структурой, выраженной в ее формах, видах; – культура самобытна, отчего культуру каждого общества следует оценивать как таковую с точки зрения внутренних закономерностей ее саморазвития, а не с позиции какой-то другой культуры; – культура носит исторический характер, изменяясь со временем. Она более консервативна по сравнению с другими сферами общественной жизни, но активно взаимодействует с ними, испытывая влияние социальных изменений, в то же время являясь их фактором. Под культурой, понимаемой как социальный институт, выделяют такие ее компоненты, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, информация, взаимодействие, отношение, содержание социальной жизни. Источник: Борцов Ю.С. Социология: учеб. пособие / Ю.С. Борцов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – С. 183-184. Культура – явление многообразное по характеру, формам своего выражения и функционирования. Она охватывает все достижения общества – материальной и духовной жизни, уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, состояние нравов. Понятие культуры употребляется для характеристик исторических эпох (античная, досевая, осевая, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое и Античное время, современная), народностей (культура инков, майя, атлантов), наций, специфических сфер жизни – труда, образования, правления. Это зависит от предмета познания. Американские антропологи А. Кребер и Х. Клакхон, обогащая основные понятия культуры, выделили три основные характеристики, на которые большинство исследователей обращали внимание. 1. Культура – это то, что отличает человека от животного, то, что свойственно только человеческому обществу. 2. Культура – это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе. 3. Культура передается при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов) и связана с идеями. Отсюда понятие культуры можно определить следующим образом. Культура – исторически определенный уровень развития общества и человека, который выражен в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности. В широком смысле культура – все, что создано или создается в обществе человеческой деятельностью. В более узком смысле различают материальную (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовную культуру (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области языка, науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения, обычаев). С помощью понятия «культура» характеризуют особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, правовая, политическая, управления и т. д.). По материальным и духовным ценностям можно судить, каким общество хотело быть и было в действительности, каковы были его представления о себе, что могло оно еще создать, в каком направлении развивалось и изменялось. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Недаром говорят, что культура – это то, что не природа, это то, что отделяет человека от животного. Сам же человек есть начало и результат в развитии культуры, он цель и средство ее функционирования, он замысел ее и воплощение. Культура – это процесс, это социальное движение, это все, что идет от людей как социальных существ и рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Итак, мы видим, что понятие культуры многоаспектно: – это способ жизни и деятельности людей; – это срез общественной жизни; – это социальный институт; – это уровень развития личности и общества; – это система общественных регулятивных норм; – это механизм трансляции опыта; – это то, что позволяет внести в мир, в отношения, в личность человеческое. В целом следует отметить, что настоящей культуре свойственны: – красота – соразмерность, определенность, органичность и единство в многообразии; – мера – это разумная ограниченность существования чего-то определенного; – гармония – это единство составляющих частей в их многообразии; – творчество – это создание нового, но такого, которое не забывает, не уничтожает старое, а сохраняет его в себе, включает в себя как момент своей истории, свою предпосылку, меру реакции. Культура на бытовом уровне, то есть на уровне обыденного сознания – это свойство человека в своем поведении соблюдать тактичность, уважение к другим, деликатность, умение всегда найти меру своего поступка. Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.
Антрополог У. Гуденау выделил четыре элемента культуры: 1) понятия, которые содержатся главным образом в языке и упорядочивают человеческий опыт; 2) отношения, определяющие связь понятий между собой. Они также зависят от уровня знаний и характера представлений данного общества; 3) ценности – общепринятые понятия относительно достойных целей и норм поведения (десять христианских заповедей, воровские «понятия»); 4) правила – нормы, регулирующие поведения людей (уголовный кодекс, моральный кодекс строителя коммунизма). Гуденау дает следующее определение: «Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как делать (нормы)».
При этом надо отметить, что существует множество подходов к рассмотрению культуры: 1) с семиотической точки зрения (семиотика – наука о знаках) культура может быть определена как небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Указание на небиологический характер в данном случае необходимо, поскольку семиотика изучает и биологические знаковые системы (например, симптомы в медицине); 2) с социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества; 3) аксиологический подход (аксиология – наука о ценностях) рассматривает культуру как мир ценностей, представляющий собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества; 4) с точки зрения деятельностного подхода культура определяется как совокупность «технологий», выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Такие технологии придают деятельности человека особую направленность, а также целостность. Имеется и другая классификация подходов к культуре: 1. С позиций символизма (Т. Парсонс, К. Гирц): элементами культуры являются в первую очередь символы, которые опосредуют отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.) 2. С точки зрения функционализма (Б. Малиновский, А. Ратлифф-Браун): каждый элемент культуры выполняет определенную функцию – удовлетворяет определенные человеческие потребности, занимает в целостной культурной системе определенное место и несет какую-либо функцию. 3. Согласно адаптивно-деятельностному подходу (Э. Маркарян), культура представляет собой способ деятельности, а также систему механизмов небиологического характера, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |