|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как социальной системы
Рассматривая основные принципы системного подхода к обществу, определим основное его понятие. Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов. Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Согласно литературе, можно выделить несколько основных параметров, признаков, характеристик общества как социальной системы. 1. Саморегуляция. Способность системы корректировать свою деятельность с учетом обратного влияния окружающей среды. Это значит, каждая новая ступень человеческой деятельности, желающая изменить социальные отношения, учитывает предыдущие усилия по преобразованию структуры общества. Саморегуляция осуществляется стихийным механизмом воспроизводства и развития структуры общества, а также может осуществляться за счет сознательного и планомерного управления. С точки зрения саморегуляции общество для успешного функционирования должно отвечать основным функциональным требованиям: адаптации, целедостижению, интеграции, удержанию образца (контроль над своей средой – в первую очередь экономической); иметь цель, на которую направляется социальная активность, через право упорядочивать отношения между элементами системы: индивидами, институтами, стараться сохранять и поддерживать ценности общества. 2. Открытость. Это способность системы существовать за счет обмена с окружающей средой, природой, с другими системами общества, информацией, энергией, веществом. Осуществляется она в форме открытой деятельности людей по созданию и сохранению условий жизнедеятельности, развитию обмена деятельности, созданию материальных и духовных ценностей. 3. Информационность. Это способность общества использовать социальную информацию, которую дает опыт поколений. Она позволяет делать диагноз обществу, а также прогнозировать будущее развитие, используя в управлении комплексные и целевые программы. 4. Детерминированность. Это предопределенность, обусловленность, зависимость. Она означает, что общество в своем развитии испытывает зависимость от предыдущих состояний. Производительные силы и способы деятельности людей сегодня обязательно скажутся на жизни будущих поколений, на общем направлении их развития. А конкретные формы, методы, темпы развития определяются при этом конкретными условиями. 5. Иерархичность означает, что общество – многоплановая система, характеризуется сочетанием различных уровней и звеньев организации и субординации, подчиненности, зависимости между ними. 6. Центрированность. Означает, что в развитии общества объявляется какой-то элемент и деятельность, который составляют здание, его основу, фундамент общества. Многие ученые объявляют в качестве центра общества – способ производства материальных благ, труд, религию, частную собственность, знания, мир. 7. Целостность – это объективное отношение к человеку, группам, общностям людей, благодаря которому создаются условия и организуется их совместная жизнедеятельность. Признаки целостности: а) у социальной целостности нет отдельных и независимых частей и элементов; б) у социального пространства нет мелочи, а социальное время необратимо; в) способности каждого из субъектов человеческой деятельности неповторимы и уникальны, составляют ценность общества. 8. Антиэнтропийность. Означает, что качественным показателем прогресса общества выступает сокращение затрат труда на душу населения. А это означает, что в общественной жизни в целом сокращается доля экономической деятельности за счет повышения производительности труда, эффективности управления и роста уровня культуры, что ведет к возрастанию роли и значения духовного начала, свободного времени в жизни людей. При этом трудом называется всякая деятельность, которая направлена на удовлетворение позитивных общественных потребностей. Ему противостоит антитруд. Он угрожает существованию общества и воплощает в себе процессы социальной дезорганизации, деградации, социального разложения. Проявляется в одномерности мышления, узости интересов, недальновидности действий, однопорядковости чувств. Какая-либо универсальная классификация общества, как утверждают ученые, затруднительна, поскольку оно является крайне сложным, многоуровневым образованием. По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие: - наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; - универсальность (всеобщий характер); - автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; - интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни. Некоторые социологи оптимальными признаками общества считают системное определение Р. Кенига, согласно которому под обществом понимается: 1. Конкретный тип образа жизни. 2. Образованные народами конкретные социальные единства. 3. Основанные на договорах экономические и идейные объединения. 4. Целостное общество, то есть совокупность индивидов и групп. 5. Исторически конкретный тип общества. 6. Социальная реальность – взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы. Исторические процессы развития общества многими аналитиками определяются по различным критериям. Так, выдающийся немецкий ученый, философ Ф. Гегель всемирную историю возникновения и развития общества представляет в четырех периодах: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир. Французский ученый Ш. Фурье считал, что человечество в своем развитии, пройдя периоды «рабской» первобытности, дикости, варварства, вступило в период цивилизации. В последующем человечество пройдет «гарантизм», «социализм», «гармонизм». Американский ученый У. Ростоу ступени развития общества назвал «стадиями роста». Первая стадия – традиционное общество, которое представляло собой аграрное общество с примитивной техникой, с сословно-классовой структурой и властью крупных собственников. Вторая стадия – это «переходное общество», период перехода к капитализму. Третья стадия – это эра «взлета», подъёма, то есть период промышленных революций в странах Запада. Четвертая стадия – это период «зрелости», то есть индустриальное общество. Пятая стадия – это период «высокого массового потребления». Французский мыслитель Ж. Кондорсе процесс становления общества разделил на десять эпох: первая эпоха – эпоха первобытного состояния; вторая – эпоха перехода от пастушеского состояния к земледелию; третья – эпоха специализации и разделения труда между людьми; четвертая–пятая – эпохи Древней Греции и Древнего Рима; шестая и седьмая – эпохи Средневековья; восьмая – эпоха книгопечатания и расцвета науки; девятая – эпоха, которая предшествовала образованию Французской Республики; десятая – эпоха буржуазного общества. Американский социолог Н. Смелзер выделил четыре типа общества: общества, живущие охотой и собирательством, садоводческие общества, аграрные и промышленные общества. Французский социолог Р. Арон всю историю человеческого общества подразделил на две эпохи: доиндустриальную и индустриальную. А. Тойнби, известный английский ученый, взяв в качестве критерия оценки исторических этапов развития человеческого общества религию, выделили пять крупных живых цивилизаций обществ: 1) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России; 2) исламское общество, сосредоточенное в аридной зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены; 3) индуистское общество в тропической и субконтинентальной Индии к Юго-Востоку от аридной зоны; 4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном; 5) западное христианское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм). В последние десятилетия социологи говорят о возникновении совершенно нового типа общества. Основная тенденция передовых индустриальных обществ ныне состоит в смещении акцента из сферы производства в сферу обслуживания. США были первой страной, где более 50% рабочей силы использовались в отраслях сервиса. Примеру Америки вскоре последовали Австралия, Новая Зеландия, Западная Европа, Япония. Теперь постиндустриальное общество относится к обществу, основанному на информации, услугах и высоких технологиях, а не на сырье и производстве. Информационный чип – это изобретение, которое трансформирует общество, а вместе с ним и социальные отношения. Список этих перемен практически бесконечен. Среди современных теорий видное место занимает концепция постэкономического общества, предложенная В.Л. Иноземцевым. Постэкономическое общество, по его мнению, следует за постиндустриальным. Основная его черта – выход индивидуальных интересов человека из сугубо материальной плоскости, колоссальное усложнение социальной действительности, умножение многообразия моделей общественной жизни и даже вариантов ее развития во времени. В.Л. Иноземцев в связи с этим выделяет три масштабные эпохи: доэкономическую, экономическую и постэкономическую. В основе такой периодизации лежат два критерия: тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личностей и общества. На ранних этапах истории мотив деятельности объяснялся инстинктивными побуждениями как у всех биологических существ. Далее сознательный характер деятельности имел цель – создание и потребление материального продукта труда. Новый виток развития привел к ориентации личности на совершенствование себя, своих способностей, качеств. В таком случае налицо типология форм деятельности: предтрудовая инстинктивная активность; труд; творчество. Что касается второго критерия – характера соподчинения интересов личностей и общества, то В.Л. Иноземцев отмечает: 1) в ранние периоды коллективный интерес группы или сообщества жестко доминирует над индивидуальным; 2) в экономическом обществе, в основе которого лежит труд, личная нажива, личный материальный интерес доминируют над интересами сообщества, развивается конкуренция; 3) постэкономическое общество характеризуется отсутствием борьбы личных интересов, где стремление к материальному успеху – не главное. Мир становится поливариантным и многомерным, личные интересы людей переплетаются и вступают в неповторимые сочетания, больше не противоборствуя, а дополняя дуг друга. Значит, постэкономическое общество имеет интенсивную и комплексную хозяйственную деятельность, однако не определяется более материальными интересами, экономической целесообразностью. Частная собственность в нем деструктивна, общество возвращается к личной собственности, к состоянию неотчужденности работника от орудий производства. Постэкономическому обществу присущ новый тип противостояния: противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в нее людей, занятых в сфере массового производства и вытесненных в силу этого на периферию общества.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |