|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности и причины развития социологии в России
Общественная жизнь России, а также мировоззренческие теории ее представителей отличаются своеобразием по сравнению с социальными теориями Запада и США. Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики). Не случайно Г.В. Плеханов, говоря о великом русском критике В.Г. Белинском, называл его «великим социологом». Возникновение социологической мысли в России связано с трудами Ю. Крижанича, М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева, с идеологией славянофилов, а также с трудами русского религиозного философа, поэта и критика В.С. Соловьева. В своих работах они продемонстрировали блистательные образцы социологического анализа российского общества и личности, доказали, что относительно понимания многих вопросов государственного устройства и общественных отношений отечественные интеллектуальные силы находятся на одном уровне с представителями наук других стран, а в ином и значительно превосходят их. Во-вторых, возникновению социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской. Первое направление предполагало усвоение и развитие уже на российской почве идей великих европейских философов – Канта, Гегеля, Фихте, а второе – в первую очередь, осмысление исторической судьбы России, ее культуры и места в мировой цивилизации. По большому счету, обществоведы России не замыкались в узких рамках, а стремились к синтезу идей, полемике с западной наукой. Третьей и, пожалуй, главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух широких течений, складывающихся на основе идей Запада, - позитивизма и марксизма. Это не было случайностью, так как при всей самобытности русской социологии ее развитие в своей основе протекало в общем русле мирового движения. Реформа 1861 г., проложившая границу между до- и послереформенными этапами русской истории, обострила проблемы экономической, социальной и духовной жизни. Следствием разложения феодального строя и развития капиталистических отношений стали: а) ослабление позиций общинного социализма; б) рост буржуазно-либеральных взглядов; в) усиление влияния марксистской теории, которая с этого времени активно начинает создавать идейно-социальную базу. Четко проявляется также потребность в осмыслении традиций и новаторства в условиях быстро меняющегося общественного уклада. Таким образом, развитие социологии в России стимулировалось следующими причинами: – возрастающим интересом интеллигенции к социальному устройству и социальным проблемам общества; – бурным развитием капиталистических отношений, усложнением социальной структуры общества и ростом социальной мобильности населения: – развитием гуманитарной теории, цель которой – помощь угнетенным.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |