АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социология: исторический аспект

Читайте также:
  1. I. Исторический модуль.
  2. I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
  3. V1: Основные аспекты организации коммерческой деятельности и этапы ее развития
  4. VII. Виховний аспект уроку.
  5. VII. Виховний аспект уроку.
  6. VIII. ВЕТЕРИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ
  7. VIII. Деякі аспекти діловодства у справах про порушення правил, норм і стандартів у сфері забезпечення безпеки дорожнього руху
  8. Анорексия и булимия: психологические аспекты
  9. АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (1817-1864)
  10. Аспекты несовершенной системы качества продукции
  11. Аспекты Я-концепции
  12. Белсенділік принципін бірнеше аспектілері

 

Французский социолог Клод Леви-Стросс, анализируя прошлое и как бы заглядывая в будущее, говорил, что XXI в. будет веком гуманитарных наук или его не будет вообще. Учитывая мнение этого ученого, можно сказать, что исторически все более внутренней потребностью человеческого общества становилась необходимость познать себя, свою историю, перспективы и потенциал на будущее, и стараться способствовать социальному прогрессу. Значит, длительное время возникновение социологии было общественной необходимостью. Для ее появления необходимы: гуманитарное просвещение общества, определенный уровень социальной компетентности, духовность, интерес к социальной жизни, желание и способность к ее осознанию.

Основа социологии как будущей науки об обществе закладывалась еще в далекие античные времена. Платон в своих работах «Законы» и «Государство», Аристотель в работе «Политика» рассуждали о таких политических институтах, как право, власть, семья, государство. При этом они утверждали, что все начинается с человека. Платон изучал человека с точки зрения логики, Аристотель – с точки зрения опыта, Полибий – с точки зрения истории. Общество древние рассматривали как государство, то есть лишь с нескольких сторон бытия, утверждая, что явления государственной жизни не исчерпывают и не объясняют широкого смысла и содержания общественной жизни.

В эпоху средневековья ученые: Томас Мор, Николло Макиавелли, Шишель Монтен и другие утверждали, что общество, отношение и порядок в нем складываются по типу общины. Образ жизни, моральные устои регулируются волей Бога, традициями, устоями, правилами, обычаями, опытом, наработанными обществом.

Известные всему миру ученые эпохи Просвещения – Гельвеций, Вольтер, Дидро, Монтескье – расширили проблемы анализа общества. Они не обошли вниманием вопросы возникновения неравенства в обществе, роли религии в социальных процессах, места и роли в обществе человека как независимого волевого субъекта, появления неоднородности общества. Так, Монтескье в своих трудах высказывал мысль о необходимости превратить бесконечное множество обычаев, нравов, привычек, идей, институтов в осмысленный порядок, уловить закономерность в ходе истории. Он хотел за цепью случайных событий разглядеть глубинные причины, которым эти события подвластны.

Это серьезная заявка на обособление, отпочковывание науки об обществе от других наук. Монтескье также широко изучал влияние климата, среды обитания, численности населения на аспекты экономической и политической жизни. Он доказывал влияние размеров территории на характер политического режима. Республика требует малой территории, монархия – средней, а империя – обширных владений. Это придаст ей деспотический, властный характер управления.

Но, несмотря на энциклопедическую эрудицию ученых эпохи Просвещения, постановки вопроса о самостоятельной науке «Социология» все же не было. Причины этого можно видеть в следующем.

Считалось, что каждый человек наделен сознанием, имеет абстрактную свободу выбора линии своего поведения, профессии, общества. По своей прихоти в любой момент он может изменять поведение, общество, обычаи, законы, устанавливать желаемые порядки, если это не расходится с Божественной идеей. Значит, влияние на него другой силы не предусматривается.

Особенно французские просветители считали, что человек не только обладает свободной волей, но и способностью к обучению. Из этого обстоятельства делался вывод о том, что если человека научить воспринимать милосердие, культуру, добродетель, справедливость, принципы приличного поведения, подсказать ему лучшую модель устройства общества, то он сам может установить наилучший социальный порядок и устройство.

Общество неизменно рассматривалось просто как часть природы, а знание о нем – как составная часть других, уже имевших место наук – философии, физики, математики, химии, биологии. Однако именно наследие мыслителей прошлого в силу своей энциклопедичности стало основой, почвой для рождения новой науки – социологии. Необходимость в ней была объективная. В производство пришла машинная индустрия, естественные науки выдавали одно открытие за другим, которые перестраивали жизнь и производство, а в обществе, особенно во Франции, Германии, Англии проходили острые, масштабные, непримиримые социальные конфликты, расслоение общества в основном по имущественным признакам. Обнаружилось, что общество как единое целое, включающее в себя порою диаметрально противоположные составляющие, не знает самого себя или знает исключительно мало.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)