АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение об общественно- экономических формациях

Читайте также:
  1. III. Изучение геологического строения месторождений и вещественного состава руд
  2. IV. Изучение технологических свойств гипса (ангидрита)
  3. IV. Поручение и уполномочие (доверенность)
  4. А. А. Ухтомский: учение о доминанте
  5. Анализ кредитоспособности заёмщиков коммерческого банка : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.12, 08.00.10
  6. Анализ макроэкономических результатов денежно-кредитной политики на основе кейнсианской модели общего макроэкономического равновесия.
  7. Анализ макроэкономических результатов денежно-кредитной политики на основе кейнсианской модели общего макроэкономического равновесия.
  8. Анализ макроэкономических результатов фискальной политики на основе кейнсианской модели общего макроэкономического равновесия.
  9. Анализ макроэкономических результатов фискальной политики на основе кейнсианской модели общего макроэкономического равновесия.
  10. Анализ экономических колебаний на основе модели IS-LM с фиксированными ценами.
  11. Анализа реальных экономических объектов.
  12. Ароматические углеводороды (арены). Бензол, электронное и пространственное строение. Промышленное получение и применение бензола. Гомологи бензола.

 

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) в истории социологии рассматриваются как крупные ученые теоретики и практики. Их теория значительно противостояла другим теориям того времени, а взгляды и выводы подвергаются критике и сегодня. Но, тем не менее, их учения имеют право на жизнь, кардинально отличаются по взглядам и оценкам, направлены на характеристику как общества в целом, так и отдельных его структур.

Ведущими теориями Маркса и Энгельса являются следующие.

Материалистическое понимание исторического процесса. Суть их взглядов в том, что Маркс и Энгельс среди главных движущих причин развития исторического процесса усматривали материальные условия жизни общества, материальные потребности и интересы людей, их стремления, уровень их удовлетворенности. А материальные интересы в свою очередь определяют идеи, теории, стремления, психологический настрой и социальные потребности и действия людей.

Общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, это их материальная и общественная практика, это производство материальных благ, удовлетворение материальных и других потребностей. Общественное сознание есть отражение общественного бытия людей в ходе их практики, социальной деятельности. Общественное сознание – производная от общественного бытия людей, но при этом вбирает в себя накопленное религией, моралью, политикой, правом, наукой, искусством.

Определяющая роль способа производства в жизни общества. Под способом производства понимается материальная основа существования и развития общества. Способ производства включает две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – люди с их знаниями, навыками, опытом, умениями, а также средства производства. Производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в производственной деятельности. Суть производственных отношений зависит от объективных условий производственной деятельности, а именно от потребностей людей, потребностей производства, от характера производительных сил. Именно производительные силы определяют производственные отношения.

Основные сферы общественной жизни. Согласно марксизму, общественные отношения делятся на материальные и идеологические.

Материальные – прежде всего, экономические, производственные и материальные отношения, которые складываются и проявляются независимо от воли и сознания человека.

Идеологические отношения возникают из объективных потребностей людей – это политические, правовые, религиозные, нравственные, эстетические, культурные.

Экономические отношения – отношения в сфере производства, товарно-денежных отношений и удовлетворении потребностей и интересов людей.

Социальная сфера – сфера взаимодействия социальных групп, общностей по поводу их жизнедеятельности, условий труда, справедливости в распределении социальных благ, регулирования конфликтов и противоречий, регулирования социальных интересов, потребностей.

Политическая сфера – сфера, в которой функционируют партии, организации, правовые, политические, государственные и другие институты.

Духовная сфера – функционирование науки, образования, воспитания, морали, искусства, религии.

Учение Маркса и Энгельса об общественно-экономических формациях. Они представили развитие человечества как объективный, закономерный, поступательный, прогрессивный, естественно-исторический процесс. Происходит это на основе объективных законов развития общества. Важнейшими из них можно назвать: закон, определяющий роли способа производства в развитии общества; закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; закон опережающей роли экономического базиса по отношению к надстройке; закон первичности бытия и вторичности общественного сознания; несоответствие устаревших экономических отношений прогрессивно развивающимся производительным силам ведет к замене первых, иногда революционным путем.

Сущность диалектики исторического процесса. Маркс и Энгельс к проблемам социальной диалектики относили следующее:

– взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития;

– взаимодействие производительных сил и производственных отношений;

– взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни;

– взаимодействие субъектов исторического процесса;

– взаимодействие индивидуального и социального;

– проявление побудительных сил и мотивов деятельности людей, взаимосвязь их потребностей и интересов;

– отрицание и преемственность в общественном развитии.

Проблемы свободы индивида К. Маркс рассматривал в связи с проблемами эмансипации, конкретных прав человека и концепции отчуждения.

В работе «Экономико-философские рукописи 1944 года» К. Маркс показывал, что отчуждение проявляется, прежде всего, в разрыве единства рабочего и предметов его производства. Рабочие отчуждены от продукта своего труда, результаты труда принадлежат не им, а собственникам. Принося им богатство, труд производит обнищание рабочего. Это обусловливает принудительный характер труда. Вынужденная работа для рабочих не является самоценностью, является лишь способом добывания средств к существованию.

Рабочий приносит себя в жертву, теряет свой человеческий потенциал.

Процесс отчуждения затрагивает отношения и между самими рабочими. Прежде всего, утрачивается кооперативный характер работы, люди изолированы друг от друга, разрушаются дружеские связи. Потому что каждый рабочий стремиться сохранить свое рабочее место, конкурируя друг с другом.

Отчуждение, по Марксу, способствует формированию ущербной ментальности людей. Они, выполняя примитивные функции, чувствуют себя комфортно и не стремятся к самосовершенствованию.

Следствиями отчуждения Маркс считал четыре позиции. Отчужденный труд человека отчуждает от него:

- природу;

- его самого, его жизнедеятельность;

- родовая сущность человека, как природа, так и его духовность, превращается в чуждую ему сущность, в средство для поддержания его индивидуального существования;

- происходит отчуждение человека от человека.

Главным условием, при котором становится возможным отчужденный, самоотчужденный труд, является частная собственность. Преодоление отчужденности К. Маркс связывал с упразднением частной собственности и институтов, поддерживающих частнособственнические отношения.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)